Формы власти в Средние века - интересные факты из истории

17 октября 2019 в 18:48

Любое достаточно сложное, эволюционирующее общество в своём развитии порождает элементы, которые в данное общество не вполне вписываются. И в этом залог перемен. Что в Средние века, что в наши дни, что в иные эпохи в обществе существуют разные, несовпадающие и даже прямо противоречащие друг другу представления о власти. Причём они вполне могут уживаться в одном сознании. В Средневековье можно выделить три модели власти.

Разные формы власти

Власть монарха

Одну модель условно назовём феодальной. В результате Второго Великого переселения народов на Европу двинулись враги. Им необходимо было дать отпор. Западная Европа покрылась замками. Прежде всего это были места защиты населения, а уже потом центры господства феодалов. Информация передавалась чрезвычайно медленно, со скоростью передвижения гонца. Пока сведения о нападении, например, викингов на какое-то поселение дойдут до короля, пока он соберёт войско, пока явится с ним на место набега, корабли норманнов давно уплывут, а от населённого пункта останутся дымящиеся развалины и горы трупов.

Поэтому в разных частях королевств необходимо стало держать постоянное войско, так сказать, «части быстрого реагирования». У королевских наместников – герцогов и графов (первоначально они являлись чем-то вроде генерал-губернаторов и губернаторов соответственно) – должны были быть возможности действовать самостоятельно, формировать войско, содержать его. Опора на местных правителей, передача им королевских полномочий приводили к тому, что из представителей центральной власти они превращались в территориальных князей. Их должности стали титулами.

Монарх непосредственно распоряжается только на тех землях, которые именуются королевским доменом (фр. domain от лат. dominium – «владение»). Там рыцари и бароны приносят клятву верности непосредственно ему. Крупнейшие же территориальные князья, хотя и являются вассалами короны, могут быть могущественнее самого монарха, и они чувствуют это.

Высшая аристократия присваивает себе право избрания монарха и пользуется этим. Во Франции, например, эта традиция постепенно уходит, торжествует (фактически с начала XIII в., формально с середины XIV в.) принцип наследования.

Но в Германии трон оставался выборным фактически до Л середины XV – начала XVI в., а формально – до начала XIX в. Вообще, крупнейшие территориальные князья, светские и духовные (церковные иерархи тоже были феодальными владетелями), ставили себя не ниже короля. Во Франции и Англии они именуются пэрами (фр. pair от лат. par – «равный»), Даже сам король по отношению к ним долгое время считался всего лишь «первым среди равных» (лат. primus inter pares), тем более что они распоряжаются троном. Так, если верить хронисту XI в. Аде- мару Шабаннскому, король Франции Гуго Капет и его сын и соправитель Роберт Благочестивый обратились к графу Одеберту Перигорскому с требованием прекратить нападения на соседей. В своём послании они заявляли: «Вспомни, кто сделал тебя графом!». И получили ответ: «А кто сделал вас королями?».

Ну а раз граф является начальником людей графства, то он же есть владетель земель этого графства. Для создания войска оный граф (или герцог, или маркграф, или какой-либо иной территориальный государь) раздаёт земельные наделы владетелям замков. На западе Западной Европы они обычно именуются шателенами или кастелянами (от лат. «замок»), на востоке – баронами (от др. герм. «свободный»). Те раздают земли рядовым рыцарям, так как замки требуют гарнизонов. Но ведь феодализм – система личных связей. Если простой рыцарь приносит присягу своему барону, то приносит её именно ему, а не его сеньору – графу и не сеньору сеньора – королю. А значит, король не может отдавать приказы рыцарям и кастелянам, если только он сам не наделил их феодами.

В 922 г. большинство пэров Франции сместили короля Карла Простоватого (вежливое обозначение дурачка) и провозгласили монархом графа Роберта Парижского, а после его смерти – герцога Рудольфа Бургундского. Карл сначала сопротивлялся, но в 923 г. был обманом захвачен в плен и умер в заточении шесть лет спустя. Однако не все французские пэры признали этот переворот. В частности, сторонником свергнутого монарха был один из крупнейших территориальных князей – герцог Аквитанский Гийом Молодой. Он даже датировал свои документы так: «В год такой-то правления Христа, в ожидании короля».

Обычно те или иные акты датировались по годам царствования короля; датировка «от Рождества Христова» появилась лишь около 1000 г. и долгое время употреблялась в основном в церковном обиходе.

Христианская модель власти

Существовала ещё одна модель власти, которую условно можно назвать христианской или церковной, хотя разделяли её не только люди Церкви. В трёхчастной структуре средневекового общества священным центром державы, связующим все сословия, являлся монарх. Сакральность его обеспечивалась священным помазанием. Он становился помазанником Божиим, наместником Христа на Земле. А вот разнообразные герцоги и прочие такими помазанниками не были. Другое дело, что власть, основанная на таких принципах, не совсем совпадала с тем, что понимают под властью ныне.

Царём мира почитался Христос, даже на монетах делалась надпись: «Христос царствует, Христос правит». Король же – наместник Его на той или иной территории и делается таковым, как отмечалось, в акте священного миропомазания. А если короля нет, то Господь берёт управление обществом на Себя. Но ведь в таком случае правление не административная деятельность, не издание различных декретов и эдиктов. Управлять – значит поддерживать мир и спокойствие в стране, правильное богопочитание и материальное благополучие, причём поддерживать самим фактом своего существования.

Это ставило королевскую власть над феодальной иерархией. Такие воззрения разделяли и духовные лица, и монархи, и крестьянская девушка Жанна дАрк. Налицо выведение королевской власти, королевского права из подчинённости земным законам и перенесение их в сферу законов Божиих. Данный принцип будет способствовать формированию в Новое время абсолютизма, т. е. такой системы управления, когда вся власть – и законодательная, и исполнительная, и судебная – сосредоточена в одних руках, руках монарха. Это произойдёт уже после завершения Средневековья. Однако предпосылки закладываются уже тогда.

Римская модель власти

Ещё одна, третья модель государственной власти – римская, ибо жившие племенным строем варвары никакого другого государства не знали. Такие представления сохраняются и много позднее. Они существовали и после распада Римской империи, и после того как Карл Великий в 800 г. венчался императорской короной.

Они не исчезли и после того, как в X в. германские короли приняли титул императоров Священной Римской империи, которую считали прямым продолжением той, древней (пусть в этой империи от прежней остались лишь земли по Рейну и в Альпах, в Северной и частично Средней Италии). Императоры продолжали настаивать, что государство в Европе одно – империя. Все остальные только провинции (даже такие мощные королевства, как Англия и Франция), пусть и обособленные. Их правители всего лишь цари провинций (reges provinciae).

И власть в этом сверхгосударстве должна организовываться по римским принципам. Римский народ, populus Romanus, – владыка мира, глас народа (именно этого, римского народа) – глас Божий. Но ещё юристы Древнего Рима в эпоху ранней империи заявляли, доказывая совершенно неочевидное право императоров на единоличное правление, что римский народ перенёс на них, императоров, свою власть. Посему и средневековые законоведы настаивали: «Что угодно императору, является законом; император не может нарушить закон, ибо своими действиями этот закон создаёт». При этом ссылки на священное помазание, как правило, не употреблялись.

Именно претензиями на безраздельную власть объясняется стремление императоров, а потом и королей отдельных государств развивать римское право. То есть право монархическое, право государей в противовес праву каноническому, праву Церкви, и праву обычному, праву феодалов. Монархи стремятся встать над феодальной иерархией. Они добиваются, чтобы все жители государства, пусть и занимающие различное положение (социального неравенства никто не отменял) по отношению друг к другу, были равны перед монархом, как подданные.

Права народа в Средневековье

Император Фридрих Барбаросса весьма высоко ценил свой сан и постоянно конфликтовал с папами по вопросу о том, кто глава мира. Причём для утверждения в императорском достоинстве необходима была коронация в Риме. А там ещё в 1143 г. произошёл переворот. Местная знать лишила Папу светской власти и передала её избранному из своей среды «сенату римского народа». Этот сенат обратился в 1155 г. к Фридриху с призывом принять императорскую корону – по примеру владык Древнего Рима – из рук сената.

Но посланцы сената услышали от него гневную отповедь: «Мы пришли в Италию не для того, чтобы выпросить себе временную милость беспокойного народа, но как государь, решительно настроенный получить, если нужно и силой оружия, наследство отцов». В ответ на просьбу сенаторов соблюдать права и вольности римского народа Барбаросса вскричал: «Что?! Я должен получить от вас корону и права гражданина? Вы требуете подтверждения законов и прав? От кого вы их имеете, как не от императоров? С каких это пор народ даёт законы государю, а не государь народу?».


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы