24 декабря 2019 в 15:46

Если рассматривать философию религии, с точки зрения субъективного генетива, то это философия, содержащаяся в религии, или философия, обладающая религией. В этом случае можно развивать известную философию религии, известное философское понимание религии, акцептируемое теми, кто не согласен с той философией, которую обычно именуют философией. Такая философия религии может получить законное место в систематическом религиоведении, и в то же время она способствовала бы религиозному взаимопониманию.

Центральная проблема философии религии

В языке, который мы используем, таится трудность. Возьмем, например, зависимость человека от Бога, так как это - центральная проблема всякой философии религии. Не будет ложным утверждение, что эта проблема существует и в буддизме, хотя буддист никогда не стал бы использовать подобные вербальные выражения, так как для него ни человек, ни Бог не являются реальностями. Буддист стал бы говорить об этой проблеме, являющейся сердцем и его религии, другими словами.

Пусть высшее трансцендентное начало именуют Богом, Абсолютом, шуньей Шпуа - пустота, санскр, в буддизме махаяны - состояние, в котором отсутствует противопоставление реальности и нереальности, бытия и небытия, служит главным признаком нирваны; в буддизме - Абсолют и совершенное состояние, от которого зависит освобождение человека; в индуизме - единое духовное начало мира, через саморефлексию которого Брахман творит сущее; - все это будет выражать разными словами то, что в христианской терминологии мы обозначаем как зависимость человека от Бога. Интерпретация и объяснение этой зависимости будут значительно отклоняться друг от друга, но различие в мнениях не отрицает наличие этого религиозного факта. В одном курсе нельзя охватить сразу две масштабных вещи: систематическое изложение исторических фактов и обобщающую интерпретацию. Нашей задачей является общий анализ проблемы единства и многообразия религии и религий.

Проблема единства и многообразия религии с точки зрения аналитического религиоведения

В последующих рассуждениях мы должны будем овладеть системой общих выводов. После подготовительной работы XIX столетия, когда ученые пытались всесторонне понять религиозный феномен (см., например, системы Джеймса Джорджа Фрейзера, Эдуарда Бернетта Тейлора и т.д.), и после попытки, предпринятой в первой половине этого столетия, разработать так называемую феноменологию религий (например, Рудольф Отто, Жерардус ван дер Леув) и сравнительное религиоведение (Йоахим Вах, Макс Вебер, Фридрих Хайлер и др.), кажется, назрело время для нового аналитического религиоведения.

Вопросы, на которые дает ответы религия

Религия утверждает, что человек находится в полной зависимости от Бога, именует ли она Его Абсолютом, шуньятой, Творцом или каким-то иным именем, рассматривает ли Его как имманентного или трансцендентного или как и то и другое, как личность или же нет. Эта зависимость не только изначальная, но и настоящая, и будущая, т.е. человек полностью зависит от Бога, и цель его жизни - достижение единства с Богом.

Вопрос зависимости человека от Бога с точки зрения религии

Эта зависимость не только временная (в области человеческой деятельности), но и конститутивная (в области бытия в целом). Человеческое бытие как таковое зависит от божественного Бытия. Мы есть, поскольку зависимы от Него, т.е. мы есть от Него зависимые, потому что эта особая зависимость есть как раз то, что мы есть. Каждое существо зависит от Него, осуществляется Им, но человеческая зависимость имеет специфическую и особенную природу.

Точнее сказать, животные и материальные существа изменяются, но они не становятся так, как становится человек. Они, возможно, будут расти определенным образом и сохранять в частях своей временной экзистенции остатки прошлого, но они реализуют это без действительной ассимиляции прошлого с настоящим и устроения в дальнейшем единства, не поддающегося описанию и фиксации в формулах. Они не являются историческими существами, как человек.

Зависимость человека в его становлении от Бога означает экзистенциальную связь с Богом, причем не только в начале, но и в конце его бытия, как и во время его онтического паломничества в здесь-бытии, становления в то, чем должен быть человек. У человека это проявляется как смыслополагающе сознательное, творческое и свободное становление, осуществление себя как личности. Без этих трех моментов: смыслополагающего сознания, творчества и свободы реализации - не существует никакой религии. Все прочие живые существа тем или иным образом также приходят в мир от Бога и возвращаются к Нему назад, но они не имеют никакой религии. Среди живых существ нашего мира только человек имеет двойную черту: смыслополагающий творческий разум и свободную волю.

Иными словами, только человек сознает свою зависимость и потому может способствовать достижению цели своего бытия. Совокупность таких средств, как истины и действия, идеи и факты, созерцания и акции, посредством которых человек возвращается к Богу, есть религия. Религия - это экзистенциальный путь, которым человек восходит к высшему трансцендентному началу (Богу) или осуществляет полноту своего бытия. Так как человек - это и мыслящее существо, и свободный деятель, независимо от того, как применяется им его свобода, то религия для каждого интеллектуального человека означает учение, т.е. догму в точном смысле этого слова, а также практику, т.е. культ и этику. Более того, поскольку человек - это странник на пути к Богу, источнику и цели его жизни, то и сам путь, которым он идет, может быть назван религией.

Религия объясняет сущность человека

С одной стороны, религия - это личнейшее и интимнейшее, потому что это мой собственный онтологический путь к моей исполненности. С другой стороны, религия - это универсальнейшее и всеобщее, поскольку то, что делает человека человеком, является как раз собственным бытием путника, осознанно странствующего к осмысленной цели. Человек - особое существо, единственный, кто обладает религией.

Религия - соразмеряющий масштаб, позволяющий выделить человека из животного мира и дефинировать его специфичность. Сущность человека выражается не столько в том, что он - высшая форма биологической жизни, разумное и социальное животное, сколько в том, что он - «живое существо... достигающее обожения» на пути своего религиозного развития.

Смысловое ядро религии - вопросы целей и пути

Религию можно назвать имманентнейшей действительностью человека, т.к. он - постоянно жаждущий, надеющийся, становящийся, самораскрывакмцийся, что и составляет смысловое ядро религии. Она является также трансцендентнейшим и удаленнейшим, потому что если Бог не нисходит, если Он не призывает, если Он сам Себя не открывает или если Он не указует путь и не сопровождает человека правильным путем, то тогда религия - ничто, даже не пустое желание или беспомощный крик страдающей твари.

Или словами апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Наше стремление к цели невозможно, если сама цель стремления не взаимодействует с нами, не открывается нам. Комплементарность двух полюсов имманентности и трансцендентности составляет сущностную черту религии.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы