24 декабря 2019 в 18:54

В древнее время возник первобытный фетишизм, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.

Формы фетишизма

Фетишем (от португальского fetico — амулет, волшебная вещь) обычно становился или, во всяком случае, мог стать практически любой предмет, который должен был служить неким символом, знаком, выражением определенной загадочной сверхъестественной сущности. Иногда эти предметы наделялись необычными свойствами или имели непривычный, чем-то притягивающий к себе облик. Но в любом случае это было только начало, подступ к главному. Главное же сводилось к тому, что такой предмет должен в глазах избравшего его обладать некоей внутренней необычностью, дабы через его посредство дух, какая-то сверхъестественная сила оказывались способными общаться с обладателем (обладателями) фетиша и соответственно оказывать конкретное содействие.

В фетише — в частности, в черепе покойника — может, по представлению, например, некоторых народов Африки, храниться и душа близкого тебе умершего человека. У китайцев издревле одна из душ умершего могла воплощаться в табличке с его именем, которая обычно бережно хранилась в храме или на небольшом алтаре, созданных для почитания предков. Обобщая, можно считать, что практически в любой предмет могли вселиться дух или душа предка, и именно это превращало данный предмет в фетиш, имеющий сверхъестественные силу и значение. Некоторые такого рода фетиши с их непознаваемой силой помогали при лечении от болезней, другим приписывалась помощь при распознавании истины.

Иногда фетиши, оказывающие разные услуги, собирали в домах — и не только в домах — в довольно больших количествах. А некоторые из фетишей, главным образом камни или куски дерева (особенно, если они имеют отличную от иных причудливую форму), подчас становились и объектом всеобщего поклонения, как то было в аравийской Мекке с кубическим метеоритом Каабой еще задолго до появления ислама. Позже стали создавать искусственные изделия из камня, дерева и глины, чаще всего в виде резных изображений или столбов с барельефными украшениями. Такого типа фетиши со временем все чаще обретали форму идолов и служили изображениями божеств, которые начинали появляться на несколько более высоком уровне развития ранних религиозных представлений.

Стоит отдельно сказать, что в некоторых случаях фетиши воспринимались в качестве вредоносных и что едва ли не первым из них был труп. Тело, которое покинула его душа, пока оно не захоронено, — субстанция, способная нанести вред живым. Это естественное отношение к трупу, достаточно быстро разлагающемуся, требовало забот о скором его захоронении и подчас даже о табуировании. У ряда народов, прежде всего и в особо сильной степени у иранцев, прикасаться к трупу следовало как можно меньше, а после вынужденного соприкосновения необходимо было пройти обряд очищения.

Фетишизм как завершающая стадия развития древней религии

Завершая рассказ о фетишизме, еще раз заметим, что он проявлялся прежде всего в одухотворении отдельных предметов, а затем также и в искусственном создании разных предметов, чаще всего изображений из дерева и глины или амулетов и талисманов. В предметах, фигурках, амулетах и иных вещах, вплоть до черепов умерших близких, первобытные люди видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии.

Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлении первобытного человека. В самом деле, анимизм с его одухотворением природы и предков и тотемизм с его культом мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в этом втором мире при всей бесплотности его обитателей ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления.

В случаях, когда каузальные связи не были очевидными, большую роль играли связи ассоциативные, суждения по аналогии, которые имели самое непосредственное отношение к прологическому мышлению и магии. И наконец, появление фетишей показало, что магическая сила, сверхъестественное могущество духа не только имеют свойство перемещаться во времени и пространстве, но и могут неким таинственным образом закрепиться в предметах реального мира.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы