Краткая история Средних веков – эпоха феодализма

17 октября 2019 в 17:56

Люди Средневековья понимали под Средними веками не то же самое, что понимают сегодня. Но вот в слово «феодализм» они вообще никакого смысла не вкладывали, ибо попросту не знали его. Из этого слова им была известна лишь часть его – «феод».

Что означает слово «феодализм»?

Слово «феодализм» (лат. feodum или feudum, фр. fief) восходит к словам из древнегерманских языков, означающих «богатство, сокровище». Кроме того, по меньшей мере с VIII в. феод означает определенную форму земельной собственности и именно как форма собственности утверждается почти повсеместно около 1000 г. Этим же словом именовались и некоторые формы денежного содержания. Были и более экзотические разновидности феодов.

В XVII в. в толковых словарях французского языка (они только тогда и возникли) появляется слово féodalité. В современном французском языке оно означает «феодализм». В русских переводах его иногда передают как «феодальность», т. е. совокупность культурных и духовных черт, присущих феодальной эпохе. Но тогда, в XVII в., оно означало «полномочия, даваемые феодом» либо «совокупность феодальных повинностей вассала и/или зависимого крестьянина по отношению к сеньору» и являлось юридическим термином, термином права. Тогда же появляется слово féodal, означающее «феодал» в узком смысле, т. е. владетель земли по феодальному праву. Лишь в XVIII в., в 1727 г., в вышедшей посмертно книге французского историка графа Анри де Буленвилье «История старинной формы правления во Франции» появилось слово féodalisme в значении «феодальный строй». Популярным это слово стало в 1748 г. благодаря тому, что его использовал знаменитый французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескьё.

В эпоху Великой французской революции слово «феодализм» приобрело резко политический оттенок. Дело в том, что сама революция понималась её сторонниками как победоносная борьба с феодализмом. А он отождествлялся с дореволюционными порядками. В декрете от 11 августа 1789 г., отменившим крестьянские повинности в пользу помещиков и передавшим крестьянские наделы (правда, за выкуп) в собственность их пользователям, говорилось: «Национальное собрание окончательно уничтожило феодализм».

В историческую науку термин «феодализм» окончательно включается в XIX в. в работах крупного французского историка и известного государственного деятеля Франсуа Гизо.

Главные черты феодализма

Важнейшей чертой феодализма является политическое господство военного сословия – рыцарства. Оно организовано в иерархию, связанную отношениями личного служения и покровительства.

Ещё один признак: специфическая структура земельной собственности. Она выражается в сочетании прав на землю с политической властью. То есть, говоря современным языком, тот, кто владеет землёй, является начальником тех, кто на этой земле живёт и работает. Он собирает с них подати, вершит над ними суд и т. д. Отношение к земле при феодализме может быть охарактеризовано понятиями «владение», «пользование», «держание», «обладание». Феодальная собственность условна. Феодал «держит» землю на правах феода (лена, фьёфа), полученного от вышестоящего сеньора, который в свою очередь чей-то вассал. Характерно, что независимые владения, обладатели которых ни от кого их не «держали», тем не менее назывались во Франции «воздушными фьёфами». Это значило, что ни от кого не зависящего владения просто быть не может, а если таковое есть, то оно ненастоящее, «воздушное».

В «Песни о Роланде» племянник сарацинского короля Марсилия, задумавшего погубить Роланда, обращается к дяде: «Прошу Вас даровать мне первый бой». В оригинале он просит именно в качестве феода право первым броситься на врага. Да-да, именно феодом, «сокровищем», которое государь даёт своему верному слуге, является это право.

Оммаж – принесение вассальной присяги; слово происходит от французского homme – «человек», т. е. приносящий присягу объявляет себя «человеком» сеньора.

Между сеньором и вассалом существовали отношения взаимной зависимости. Если невыполнение вассальных обязательств лишает вассала прав на феод, то и отказ сеньора оказывать покровительство вассалу освобождает последнего от необходимости служить и повиноваться ему. Это выражалось во взаимном ограничении прав и неразрывном соединении прав и обязанностей.

Характеристика феодального общества

Важнейшая мета феодализма – личное и экономическое подчинение феодалам крестьян. Последние вели самостоятельное хозяйство, но лишены были права свободно владеть и распоряжаться своим наделом. Крестьянам приходилось отдавать часть производимого в собственном хозяйстве продукта помещику (то, что называлось в России оброком) или работать на его, хозяина, земле (барщина). Ведь феодальное владение делилось на крестьянские наделы и так называемый господский домен, т. е. его собственные земли. Всё выращенное и собранное в этом домене господину и принадлежит; крестьянин же живёт с собственного надела. Принуждение заключается в подвластности и подсудности крестьян феодалам. Имелись различные формы зависимости.

Одни крестьяне были лично свободны, подчинены господину постольку, поскольку «держали» землю от него. Они обязывались выполнять различные повинности, подчиняться суду сеньора, но могли уйти от него в любую минуту (условия выхода в разных местах Европы были различными). Другие, подобно русским крепостным, были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе с этой землёй (но не без земли, как скот или античные рабы). При этом крестьянин, в отличие от раба, является обладателем домохозяйства и орудий труда. Он, при всей зависимости, – юридическое лицо, и с этим (в нормальных условиях) согласен сеньор, это признаётся обычным (т. е. основанным на обычае) правом.

Можно попытаться выделить некий «кирпичик», «атом» феодального общества. В античном мире такой единицей социального строя являлся полис, самоуправляющееся сообщество полноправных граждан. В Средние века это сеньория, в которой нераздельно связаны собственность и власть. Если сеньор владеет землёй, то он является начальником людей, на этой земле работающих. Если он начальник своих подчинённых, то он же и верховный собственник их земельных владений.

Сеньории находятся между собой в разных отношениях. Но в основе своей это отношения господства/ подчинения. Простой рыцарь – сеньор своих крестьян, хотя бы исчисляющихся единицами. У него имеется свой сеньор – барон, владетель замка, а у того – граф или герцог, а у графа или герцога – король. Королевство, особенно в раннее Средневековье, тоже сеньория.

Собственность в Средние века отличается от таковой в античности либо в Новое время. Собственность полноправного римского гражданина, собственность капиталиста или даже государственная собственность абсолютны. В Средневековье же над каждым владельцем есть верховный собственник. Даже король «держит» своё государство от Бога.

Итак, основные черты феодализма можно свести к двум группам признаков – крестьянская зависимость и отношения вассалитета.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы