Поразительные достижения современной науки каждодневно приоткрывают ворота мудрости и понемногу подводят человечество все ближе и ближе к истинной реальности вселенной. В огне знания, зажженном наукой, уже горят многие догмы, поддерживаемые суевериями прошлого, которые стоят на пути умов, ищущих истину. Сначала ученые отвергли теорию создания вселенной из пустоты, из ничего с помощью неких сверхъестественных сил, доказали, что мир в его настоящем виде не появился вдруг всего лишь несколько тысяч лет назад. Нет, до сегодняшнего состояния он прошел через разные стадии, каждая из которых зависела от предыдущей в соответствии с законом причинности, согласно определенным правилам.
Теория эволюции
Феномен вселенной, по мнению ученых, есть предмет эволюции или постепенного изменения, прогрессивного развития от относительно однородного к относительно сложному состоянию. От огромнейшей солнечной системы до малейшей былинки - все в мире подошло к нынешним формам и структурам в соответствии с космическим законом эволюции. И земля, вполне возможно, постепенно образовалась из туманных масс, пребывающих сначала в газообразном состоянии. Солнце, звезды, луна, все планеты и их спутники претерпели бесчисленные изменения, так же как развивались, эволюционируя, растения, насекомые, рыбы, рептилии, птицы, животные, человек, то есть вся живая материя - от крошечных зародышей жизни до их настоящих форм.
Теория эволюции говорит, что человек не появился вдруг, но произошел от низших животных и растений, прямо или косвенно. Семя жизни миновало разные стадии физических форм, прежде чем проявиться как человек. Эмбриологи доказали, что человека можно рассматривать "как конспект всего сущего", и он в развитии проходил разные стадий животного мира - от полипов и рыб до обезьян, предваряющих завершение формирования человеческого облика. Как мы помним, природа всегда последовательна, ее законы действуют на все объекты и в макро-, и в микрокосмосе. И ядра жизни, существующие в мире, развивались подобно тому, как развивается человеческий эмбрион, минуя стадии, соответствующие разным животным.
Объясняя теорию эволюции, ученые говорят: есть два принципиальных фактора в процессе эволюции: первый - это тенденция к разнообразию, проявляющаяся во всех формах жизни от овощей до животных; второй - тенденция окружающего мира влиять на эти разнообразия благоприятным или неблагоприятным образом. Без первого эволюция любого рода была бы совершенно невозможной. Но причина этой внутренней тенденции к разнообразию пока еще неизвестна ученым. Вторая тенденция связана с законом естественного отбора. Изменяемое приспосабливается к условиям жизни. Постепенно ядро жизни будет изменяться, выбирая подходящее окружение или подгоняя себя, чтобы соответствовать внешним условиям, если они неблагоприятны. Но средство для осуществления этого естественного отбора есть борьба за существование, и это не менее важный фактор. Таким образом эволюция зависит от трех законов: тенденции к разнообразию, естественного отбора и борьбы за существование. На основании их ученые пытаются объяснить физическую, ментальную, интеллектуальную, нравственную и духовную эволюцию человечества. Но теория эволюции остается незавершенной, пока ученые не смогут проследить причину внутренней тенденции к разнообразию, которая проявляется на каждой стадии всех живых форм.
Чем человек отличатся от животного
Если мы поближе познакомимся с человеческим "я", обнаружим, что оно имеет две природы: одну - приближенную к животным, а другую - нравственную или духовную. Животное естество включает такие проявления, как желание чувственных наслаждений, эгоизм, страх перед смертью, борьбу за существование и так далее. И каждое из подобных проявлений человеческой сущности может быть обнаружено в животном мире, отличаясь разве что степенью выражения, но не родом. В диких племенах проявление животного естества проще и натуральнее, в то время как в высоко цивилизованном обществе манера выражения не столь явственна, форма искусственна и изысканна. Здесь те же естественные потребности удовлетворяются с помощью различных приспособлений; политика и планирование приводят, в конечном счете, к тем же результатам, но в более отшлифованной форме. В борьбе за существование среди животного мира и диких племен выживает и получает преимущество тот, кто физически более крепок. А вот в цивилизованном мире мало физической силы, здесь главенствуют мастерство, искусство, политика и стратегия. Многочисленные виды оружия, помогающего при обороне и атаке, чаще приводят к победе того, кто более искусен во владении им, и более сильный физически вынужден сдаваться. Простое проявление животного естества тоже усложнялось в процессе эволюции. И здесь явственна разница между дикарями и цивилизованными народами. Энергия примитивных человеческих существ расходуется, прежде всего, на борьбу за лучшее материальное существование.
Есть и другое естество человека, которое выше описанного. Выражается оно по-разному, но располагается на более высоком плане. Любовь к истине, владычество над страстью, контроль за чувствами, самоотверженность, доброта и милосердие ко всему сущему, желание помочь страдающему, прощение, набожность и вера в Верховную Сущность - все это проявления более высокой нравственной и духовной натуры. И оно не может быть объяснено развитием животной природы посредством борьбы за выживание. Эти качества не обнаруживаются у низших животных, хотя борьба за существование наличествует везде. Нравственная и духовная природа человека, ее развитие не прослеживается из постепенного развития животной сущности. Сами эволюционисты спорят между собой, приводя в объяснение разные доводы. Некоторые говорят, что более высокие качества и в этом плане произошли из низших, развились путем изменений и естественного отбора, в то время, как другие поддерживают идею некоего высшего влияния, его закона или фактора, который необходимо принимать в расчет.
Профессор Хаксли говорит: "Я убежден, наивысшие этические принципы, добродетели, такие как доброта, достоинство, развиваются в направлении, которое во всех отношениях может быть противопоставлено ведущему к успеху во всеобщей борьбе за выживание. Там, где господствует безжалостное самоутверждение, добродетель требует сдержанности, там, где попираются права, где наступают на горло конкуренту, появляется потребность не просто уважать, но и помочь собрату. Высокая нравственность отвергает гладиаторскую теорию существования. Добродетель требует от человека, которому не чужд разумный подход к бытию, не забывать о долге перед теми, кто трудолюбиво созидает сущее, и остерегаться поступков, которые могли бы ослабить мир, а ведь здесь нам всем дозволено жить. Законы и нравственный предписания направлены к тому, чтобы обуздать космический процесс борьбы, и напоминают личности о ее долге перед обществом, чьей защите и влиянию, может быть, самим существованием и, наконец, жизнью в чем-то лучшей, чем грубая жизнь дикаря, человек обязан".
Профессор Калдервуд говорит: "Что касается человеческого организма, то, кажется, перед теорией эволюции в объяснении многого нет препятствий, но она становится в тупик перед проявлениями глубокой мыслительной деятельности, саморегулирования и гуманизма". Таким образом, прислушиваясь к мнению величайших мыслителей, соглашаемся, что теория эволюции не дает достаточного и удовлетворительного объяснения происхождению нравственного и духовного естества человека от животного естества. И теория естественного отбора в борьбе за существование не помогает нам. Они несовершенны, так как не могут объяснить множества фактов.
Веданта о теории эволюции
Полагая, что "тенденция к разнообразию" привела к появлению духовности человека, они не проясняют ни причин этой тенденции, ни пути, которым животное качество могло бы трансформироваться в высоконравственное. И еще - неопределенна ли эта тенденция или ограничена каким-либо определенным законом? Вопросы остаются без ответа.
Объяснения теологов, мол, духовная сущность добавлена к животной природе неким сверхъестественным духом, ненаучны и не взывают к разуму.
А теперь давайте посмотрим, что на этот счет говорит Веданта. Веданта принимает теорию эволюции и законы разнообразия и естественного отбора, но идет дальше, раскрывая причины "тенденции к разнообразию". "Нет ничего в конце, чего не было бы в начале" - такой закон управляет процессом эволюции наряду с законом причинности. Если мы воспримем эту великую истину природы, то не останется трудностей, чтобы объяснить посредством теории эволюции постепенное проявление более высокого естества человека. И научный монизм тоже имеет тенденцию склоняться к подобным выводам.
Некоторые современные ученые, занимающие монистические позиции, открывают для себя истины, которые уже давным-давно были доступны ведантическим философам Индии. Дж. Артур Томсон в книге "Изучение животной жизни" говорит: "Мир един; его духовная составляющая - основная реальность, и нет ничего в конце, чего не было бы также и в начале". Жаль, что эволюционисты не приемлют этой истины. Давайте подумаем, разберемся подробнее. Смысл высказывания таков: все, что существовало потенциально ко времени начала эволюции, постепенно стало проявляться на разных стадиях или ступенях эволюции, и в конце концов достигло формы высокоразвитой гуманной сущности. Нам приходится признать возможность всех проявившихся задатков существовавшей в той самой биоплазме или в ядре согласно закону: "есть в конце - было и в начале". Животное естество, более высокое проявление личности, ум, интеллект, дух - все это потенциально существовало в семени жизни. А вот если мы не примем этого закона как данности, сразу возникнет проблема: как может несуществующее стать существующим? Как может что-то взяться ниоткуда? Каждое семя жизни, согласно Веданте, обладает неограниченной энергией и возможностями. Они остаются скрытыми, имея естественную тенденцию проявиться совершенно и стать действующими. В этом процессе они изменяются, согласуясь с окружающей средой, выбирая подходящие условия или сохраняясь скрытыми до тех пор, пока обстоятельства не станут благоприятствовать им. Эти изменения происходят из потребности потенциальных сил превратиться в действующие. Когда жизнь вступает в свои права и ум развивается, возможности действий и реакций, прежде скрытые в семени жизни, становятся реальностью, и в некотором смысле их можно считать новыми. Никто не может представить себе объема скрытой энергии, заключенной до поры до времени в крошечном жизненном ядрышке, пока она не обретет грубые формы физического плана. Рассматривая семя баньяна, тот, кто никогда не видел этого дерева, вообразит ли, какая сила дремлет в зернышке. И глядя на новорожденного, можем, ли мы сказать, будет он великим святым или чудесным художником, или философом, или идиотом, или худшим из негодяев. Родители ничего не знают о его будущем. Но вместе с ростом определяются скрытые возможности, постепенно начинают проявляться. И те из них, которые крепче, выраженней, одолевают слабейших, подчиняют себе их развитие. Но когда возможности, оказавшиеся подчиненными, притушенными, встречают благоприятные условия, они быстро проявятся в ярко-выраженной форме. К примеру, химические силы могут дремать в материи на протяжении тысячелетий, но вот веществу стал доступен контакт с реагентом, и силы, тут же появившись, проявившись, приводят к определенным результатам. Тысячелетия гальванизм, как явление, дремал в меди и цинке, лежащих возле серебра. Но вот они вошли в контакт при требуемых условиях, и серебро оказалось снедаемым пламенем. Сухое семя растения может сохраняться спящим на протяжении двух и даже трех тысячелетий, а затем, попав в благоприятные условия, ожить для новой жизни. Сэр Г. Вилкинсон, знаменитый археолог, нашел несколько зерен пшеницы в герметически запечатанной вазе в одной из гробниц, где они пролежали три тысячи лет. Когда мистер Петтигру посеял зернышки, они к положенному сроку превратились в растения. А корешки овощей, обнаруженные в руке египетской мумии - им было по крайней мере две тысячи лет, - посадили в цветочный горшок, и там они прекрасно росли. Таким образом, когда бы скрытые возможности ни оказались в подходящих условиях, они имеют тенденцию проявиться в соответствии со своей природой, пусть пройдут даже тысячелетия.
Подобно этому, мы встречаем множество примеров скрытых умственных, ментальных возможностей. Случается, что, долго бездействуя в обычных для нас условиях, они вдруг проявляются в ненормальных состояниях, таких, как сумасшествие, бред, каталепсия, гипнотический сон и так далее: вспышка ясного сознания, а за нею снова полное забвение проявленных возможностей - в нормальном состоянии. Таланты красноречия, музыкальные, художественные, необыкновенная изобретательность в некоторых механических ремеслах, даже следы чего не прослеживались, когда человек пребывал в здравом уме, неожиданно развивались при помешательстве. Сомнамбулы в глубоком сне решали труднейшие математические задачи и совершали поступки, результаты которых поражали их самих после пробуждения. И мы понимаем, что каждый ум индивидуума есть хранилище множества, возможностей, различных впечатлений и идей, некоторые из которых проявляются, в то время как другие остаются скрытыми. А ныне существующее состояние ума и тела есть не что иное, как проявленная форма некоторых ранее бездействовавших возможностей, что существовали в нас самих. Но если другие наши возможности начнут проявляться, то и все естество примет несколько иную форму. Проявление скрытых возможностей лежит в основе процесса эволюции от одного вида к другому. Эта идея выражена в словах Патанджали, великого индусского эволюциониста, жившего еще до Христианской эры. Во втором афоризме четвертой главы (см. "Раджа-йога" Свами Вивекананда, стр. 210) говорится: "Эволюция к другим видам обусловлена самой сущностью природы". И естество полнится, в основном, не от каких-то внешних сил, а за счет внутренних резервов. Ничто не добавляется индивидуальной душе извне. Ядра уже там, но их развитие зависит от вступления в контакт с условиями, требуемыми для их проявления. Случалось видеть безнравственного человека вдруг ставшего добропорядочным. Есть примеры убийц и грабителей, ступивших на путь святости. Люди религиозные объясняют причины этих внезапных изменений, говоря, что милость Всемогущего пала на них и преобразовала их натуру в целом. Но Веданта учит, что нравственные и духовные возможности сохранялись скрытыми в них и, наконец, пробудились, дав в результате неожиданные изменения к лучшему. И вряд ли кто скажет, когда именно проявятся эти дремлющие задатки. Ядро жизни, или индивидуальная душа, как чаще называют, обладает безграничными возможностями. Каждое семя жизни можно сравнить с книгой природы, в которой мы открываем одну страницу за другой. Когда же мы перелистаем все страницы, или, другими словами, пройдем все стадии эволюции, совершенное знание будет получено и уроки закончатся. Мы уже прочитали книгу нашего более низкого естества, то есть прошли через каждую стадию животной жизни - от крошечной частицы биоплазмы до современной стадии существования. Теперь мы изучаем главы, посвященные нравственным и духовным законам. Но если кто-то захочет перечитать страницу заново, он сможет сделать это. Он будет снова и снова возвращаться к одной и той же главе, пока не удовлетворится и совершенно не усвоит прочитанного. Подобно этому, если индивидуальной душе нравится какая-либо частная стадия, она будет воплощаться здесь снова и снова, до того, как двинется изучать следующую страницу. Один читает медленно, другой быстрее, но каждому из нас предназначено прочитать всю книгу природы и достигнуть совершенства раньше или позже.
Конец и цель эволюции
Согласно Веданте, конец и цель эволюции - в достижении совершенства. Физическая эволюция животного мира достигла совершенства в человеческой форме. Здесь, при существующих условиях не может быть другой формы выше, чем человеческая. И это - совершенство животных форм. Но когда совершенство достигнуто в каком-то одном плане, цель заменяется. Видим ли мы в природе какую-либо другую форму более высокоразвитую, чем человеческое тело? Нет. Будем ли мы несправедливы, если скажем, что конец физической эволюции есть достижение совершенства животной формы? Но естественные законы действительны во всей вселенной, значит, конец интеллектуального, нравственного и духовного развития, эволюции наступит, когда мы добьемся интеллектуального, нравственного и духовного совершенства. Интеллект можно будет назвать совершенным, когда мы поймем истинную природу вещей и перестанем ошибаться, принимая нереальное за действительное, материю за дух, преходящее за вечное, или наоборот. Моральное совершенство состоит в разрушении эгоизма; духовное совершенство - проявление истинного естества духа, которое бессмертно, свободно, божественно и едино с Духом Вселенной или Богом. Эволюция стремится достичь своей наивысшей цели, момента, когда дух проявится совершенно. Тенденция естества - иметь совершенное проявление всех его задатков. Причем сначала проявляются одни возможности, в то время как другие остаются в бездействии. Как мы видим, в процессе эволюции, прежде всего, проявились животные возможности естества, а нравственная и духовная сущность остается скрытой. Затем животная природа отступает, отходит на второй план, пропуская вперед моральные и духовные составляющие личности. Поэтому-то мы и не находим выражений нравственности и духовности в более низких видах живых существ и в тех людях, которые предпочитают жизнь, свойственную животным. Но человек - единственное животное, в котором возможно совершенное выражение морального и духовного естества.
Стоит только душе индивидуума начать изучать свою духовную сущность, ее низшая или животная сущность постепенно тускнеет, теряет свою значимость, и вся энергия направляется для развития высшей составляющей личности, которая становится исполненной силы. А затем душа напрочь освобождается от низшего естества. Причем каждая из стадий удерживает душу на необходимое время, потом ее влияние ослабевает, душа поднимается на следующую ступень, и в конце концов достигает совершенства, полностью самовыражаясь, реализуя свою истинную сущность, бессмертную и божественную, проявляя истинную индивидуальность. За недостатком знаний существо отождествляло себя каждый раз с неким "я", находящимся на каждой последовательной стадии и думало, что его индивидуальность обусловлена задатками, проявляемыми на протяжении этой самой конкретной стадии, ошибочно предполагало, что подвержено изменениям, которыми управляет каждая стадия. Но наконец личность осознала, что на самом деле индивидуальность не была затрагиваема и всегда просвечивала через некоторые изменяемые, зависящие от внешних условий оболочки. Вспомним свет лампы, проходящий через разноцветные стеклышки. Так и свет истинной индивидуальности появляется как животный или гуманистический, когда проходит через звериное или человеческое естество тонкого тела. И само тонкое тело изменяется от животной сущности через нравственную и духовную к божественной. А так как постепенный рост не может быть завершен в течение одной жизни, нам приходится принять истину реинкарнации, которая учит о постепенной эволюции ядра жизни или индивидуальной души через многие жизни и разнообразные формы. В противном случае теория эволюции остается незавершенной и бесцельной. Доктрина реинкарнации отличается от теории эволюции тем, что исходит из постепенности и продолжительности эволюции тонкого тела через грубые формы. Физическое тело может появиться и исчезнуть, но тонкое тело продолжает существовать после разложения трупа и проявляет себя снова в следующей, другой форме.
Поэтому в "Бхагавад-Гите" говорится: как в нашей обычной жизни душа переходит из тела младенца к юноше и далее - к старику, перенося с собой все впечатления, идеи и опыт, собранный на этих стадиях существования, и воспроизводя их в надлежащее время, так и душа переходит из старческого тела в новое и берет с собой весь опыт, все собранное за время предыдущего воплощения. Зная это, мудрый никогда не боится смерти. Он понимает: смерть есть не что иное, как замена одного тела на другое. Так что, если кто-либо не добьется значительного успеха в победе своего высшего естества над низшим, он будет пытаться сделать это в следующем воплощении, начиная с той точки развития, которой достиг в своей прежней жизни. Он не начнет от начала начал, но продолжит свой путь.
Fri, 24 Jul 2020 15:25:42 +0300