Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Религия » Ведическая религия: мантры, ритуалы » Экстремальные психологические установки по отношению к религии

24 декабря 2019 в 14:16

Первый контакт с простыми людьми, интересующимися проблемой восприятия соотношения религий, и со специалистами, изучавшими эту проблему, позволяет распознать две экстремальные психологические установки (Людвиг Ланге). Обозначим их как центростремительную и центробежную установки.

Интровертивный и экстравертивный полюсы установки

Человеческая душа определяется доминантностью одного из двух конститутивных полюсов индивидуации личности: интровертивного и экстравертивного (Карл Густав Юнг).

Интровертированный человек акцентуирован на имманентности и интроспекции (самонаблюдении). Он открывает истину «внутри», в глубине, в ядре вещей. Ценностную ориентацию интровертированной личности на религию назовем центростремительной установкой.

Экстравертированный человек акцентуирован на трансцендентности. Он склонен к восприятию внешнего ему, его интерес направлен на иное ему, чтобы искать истину «извне» и в «высоте», в фактах видимых и проверяемых. Назовем ценностную ориентацию экстравертированной личности на религию центробежной установкой.

Центробежная и центростремительная установки к соотношению религий

Прежде чем перейти к краткому описанию этих двух установок, сначала следует осознать, что они являются психологическими тенденциями. Очень часто религиозная контроверза - лишь психологический спор, а так называемые теологические противоречия - лишь вопрос менталитета. Как различен разговорный базис, строящийся на индийской толерантности и упанишадской мудрости, на буддистском терпении и созерцательности, на простоте мусульманина и верности араба, на христианской рассудительности и практичности или западном менталитете вообще, на католическом «реализме» или западноевропейской «легислативности» мышления, на православной «сверхлогичности» или восточноевропейской художественности осмысления мира!

Можно подробно описать центробежную и центростремительную установки, показать, какие взгляды на проблему соотношения религии и религий имеют представители этих установок, хотя большинство из них не отрефлексировало эту проблему теологически, религиоведчески или философски и не зафиксировало мнения по этому вопросу письменно. Но детальное описание центробежной и центростремительной установок возможно потому, что в них отражаются общие психологические характеристики индивидуума.

Можно спросить кого-либо, что он думает о колониализме, апартеиде, экологии, американо-российских отношениях, атомных бомбах, современном искусстве, европейской интеграции и тому подобном, и из его ответов сделать заключение о его установке касательно восприятия религии. Нашей задачей, естественно, является не описание чисто психологических установок, но лишь интерпретация этими установками проблемы соотношения религии и религий.

Центростремительная установка по отношению к религии: содержание и виды

Люди с этой психологической установкой будут акцентировать свое внимание на очищении всякой религии, когда они вопрошают о ее сущностном ядре. Они будут рассматривать углубление осмысления истинных религиозных ценностей как насущную проблему наших дней, чтобы не утонуть в смысловой спутанности болота современного плюрализма. Они скажут, что на основании истинной религиозной установки человек приходит к следующему выводу: много лучше иметь хоть какую-нибудь религию, т.е. быть истинным и добрым иудеем или мусульманином, чем не иметь никакой вовсе.

Содержание центростремительной установки

Истинная религия - не столько внешняя форма выражения какой-то религии, сколько ее дух и интенция. То, к чему затем сведет свою речь человек центростремительной установки, прозвучит не как предписание быть буддистом или индуистом, но как требование быть добрым буддистом и добрым индуистом. В этом глубоком бескомпромиссном внутреннем добре мы близки друг другу, скажут сторонники центростремительной установки.

Эта установка бывает двух различных видов, нюансированных особенными чертами, связанными с культурой, темпераментом и менталитетом своих представителей.

Негативная центростремительная установка

Негативная сторона этой установки заключается в опасности подпасть под обманчивое и размытое чувство религиозности вообще, дающее ее некоторым представителям ощущение того, что каждый человек - брат; но в действительности такой представитель не реализует в жизни действенную братскую любовь по отношению к конкретному ближнему. Негативная центростремительная установка ставит акцент и концентрирует внимание человека на чистоте собственной веры, красоте и совершенстве собственной религии. Отсюда вырабатывается точка зрения: «Что касается других религий, вероятнее всего, они ложны или, по крайней мере, не так хороши, как наша собственная; мы лучше будем следовать нашей религии со всей серьезностью и строгостью! Сколько бы ни было еще путей достижения человеком своей предельной цели, для нас и наших братьев по вере единственный путь - это путь нашей собственной религиозной традиции. Возможно, все пути и ведут к той же самой цели, но чтобы ее достичь, мы не можем постоянно и произвольно менять путь или отказываться от данного нам пути. Мы должны верно и смиренно оставаться на нашем. Только так наша религия исполнит свою миссию и приведет к благословенному миру в мире. Только так мы обретем спасение».

Негативная центростремительная установка не является принципиально фанатичной и односторонне ограниченной, хотя и скрывает в себе такую опасность. Она представляет собой довольно реалистичную и экзистенциальную установку, которая может обладать простым и очень здоровым аспектом: «Я удовлетворен моей религией, зачем я должен ее менять или искать вне нее то, что я действительно могу найти в ней? Я должен лишь усердно трудиться над тем, чтобы полнее осознать спасительную весть, благовествуемую моей собственной религией. И тогда в конце, уже в вечной жизни я встречу верных поборников некоторых других вероисповеданий. Поэтому я не вижу никакой необходимости обращать в мою веру приверженцев этих религий, но стремлюсь лишь побуждать их оставаться верными своему призванию».

Представители этой установки цементируют религиозную общину. В условиях религиозных переломов они склонны дистанцироваться от верхних эшелонов религиозной иерархии. Не расположены поддерживать другие установки.

Позитивная центростремительная установка

Позитивный аспект центростремительной установки, как и негативный, требует концентрировать все усилия на лучшем исполнении своей религии и представляет точку зрения, что все мы как хорошие мусульмане, индуисты, христиане и т.д. через очищение нашей собственной веры встретимся в последнем основании всех вероисповеданий. Эта установка позволяет сформулировать себя следующим образом: религии не все одинаковы, но существует известное трансцендентное единство, которое можно достичь лишь через истинное обращение к внутреннему ядру нашей собственной религиозной традиции. Эта установка может способствовать установлению широкомасштабной веротерпимости и мира в мире, когда она требует истинной конверсии адептов каждой религии к внутренней глубине их религий.

В то время как негативная центростремительная установка выделяет конкретность религии и традиционализм следования вере, позитивная делает акцент на универсальности религии и модернизирующем втором обращении внутри каждой религии.

Представители этой установки больше теоретики, чем практики. Практическая активность повышается у них во время религиозных кризисов, и они склонны к сотрудничеству с религиозными иерархическими структурами и поддержке представителей негативной центростремительной установки.

Центробежная установка по отношению к религии: содержание и виды

Для представителей этой установки истинная религия позиционирована не внутри различных конфессий, которые следует интерпретировать скорее, как дегенерации изначальной духовности, но вне и поверх всех наличных религий в провозглашенной религии будущего или в некоей сверхрелигиозной истине. Во имя того же идеала благословенного мира, человеческого взаимопонимания и спасения она мало ценит особенные, дискретные и парциальные вероисповедания, которые, как она считает, только разделяют людей.

Мнение представителей центробежной установки

Представитель центробежной установки скажет: «Может быть, религии и играли для прошлого и даже для настоящего свою положительную роль в развитии человечества, но мы должны преодолеть все религиозные узости и весь религиозный провинциализм и стремиться к истинной «религии» человечества, имеющей мало сходного с ныне существующими религиями. Все предыдущие исторические институции - ограничены и партикулярны. Ради прогресса мы должны пробить бреши в наших узких ограниченностях и действительно стать универсальными».

Эта установка будет и впредь действовать в этих и подобных направлениях. Также и здесь можно различать позитивную и негативную центробежные установки.

Представители этой религиозной установки утверждают: «Шанс для всех религий потерян. Им предоставлялась возможность соединить людей и построить мир в мире и прогрессивную культуру, однако, они не смогли или отказались от этого. Пришло время понять, что истинное благовестие религий лежит вне и по ту сторону религий».

Позитивная центробежная установка

Позитивная центробежная установка - это своего рода радикальное отрицание всех религий или в форме агностицизма (интеллектуального атеизма с элементами латентной религиозности), или в форме идеологического атеизма (он не иррелигиозен, но сверхрелигиозен). Методический атеизм к этой установке не относится, т.к. он является только способом научного дистанцирования от исследуемого предмета. Верующий ученый постоянно задействует в своей работе методический атеизм.

Последователь позитивной центробежной установки скажет: «Религии - причины социальных расколов и опиум народа, поэтому все ритуальные культовые формы, все религиозные институты и конфессии должны быть искоренены. Религии должны быть упразднены, потому что они необходимым образом исторически ограничены, в то время как мы нуждаемся в универсальном духе и неограниченной истине».

Человек может быть спасен, согласно этой установке, только посредством истины, и истина есть то, что не существует никакой истинной религии. Сверхрелигия нерелигиозности желает освободить человека от всех суеверий и дать ему возможность быть истинно самим собой и достичь полноты человеческого бытия. Этой установкой утверждается даже, что все религии одинаковы, потому что они в одинаковой степени узко ограничены и ложны. Однако очевидно, что все это в итоге представляет собой особую разновидность религиозной установки.

Негативная центробежная установка

Негативная центробежная установка борется с религиями как с ограничивающими духовное развитие и вредными для прогресса группировками, однако, она высвобождает место для утверждения преимуществ и необходимости религии, которая была бы свободна от символов веры, исторических церквей и конфессий.

Эта установка гласит: «Сегодня нам насущно необходимо уничтожить все религиозные монополии и клики, чтобы обрести универсальную для всех людей религию, которая была бы так всеобъемлюща и благотворна, что все человеческие темпераменты, все формы веры и убеждения смогут найти себя в ней. Они смогут найти себя в ней постольку, поскольку не будут следовать принципу собственной исторической эксклюзивности и готовы проститься со своими старыми традиционалистскими привязанностями.

Исторические религии настолько жизнеспособны, насколько они готовы очиститься в этой универсальной религии человечества. Эта новая форма религии по существу есть новая локализация чувства религиозной истины и суммарный религиозный опыт человеческого духа.

Трагизм исторических религий проступает особенно отчетливо в их институтах и организациях. Священство, ритуалы, символы веры, церкви и конфессии препятствуют религиозному богопочитанию в духе и истине. Всякий вид институциализации религии есть грех против религии и проклятие для человечества. Но, несмотря на это, религия - благороднейшее и священнейшее на земле, т.к. она представляет собой притязание истинной человеческой природы».

Такая установка предлагает осмыслить, насколько «ужасным святотатством» является желание «охватить» абсолютное в одной- единственной религиозной общине и ограничить Бога особенностями веры одной-единственной исторической группы людей. Лишь невыразимый религиозный опыт единого, потустороннего и находящегося поверх всех религиозных принадлежностей есть истинная религия. Такие и им подобные формы высказываний свойственны негативной центробежной установке.

Взгляды сторонников негативной центробежной установки

Представители этой установки склонны к религиозному индивидуализму и инновациям. В условиях религиозных кризисов принимают активное участие в организации новых религиозных групп, не только максимально дистанцируются от духовных властных вертикалей, но и сами пытаются строить свои религиозные группы без иерархического структурирования. Не расположены поддерживать другие установки.

В нашу задачу не входит критика всех вышеперечисленных установок и взглядов. Мы должны были лишь психолого-феноменологически описать их, чтобы достичь лучшего понимания проблемы анализа соотношения религии и религий. Конкретные примеры этих четырех установок восприятия религии можно встретить повсеместно. Степень предрасположенности субъекта к реализации установочных принципов имеет индивидуальную варьированность и может значительно отличаться в различных ситуациях.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы