24 декабря 2019 в 13:58

Содержательным предметом истинного религиозного опыта является «мистерия» - единство действительности, нераздельное и неслитное единство космоса, Бога и человека. Человеческая открытость на истинное направлена на внутреннейшую тайну действительности. «Истинным» религиозный опыт надлежит называть тогда, когда он затрагивает именно космотеандрический предельный пункт единства действительности. Эта мистерия распознается под многими именами (религиями) и словами (теологиями).

С какими именами связана мистерия в различных религиях?

Во всех подлинных религиях, обладающих в определенной степени истинным религиозным опытом, в нашем мире реализуется и осуществляется одна и та же мистерия, причем каждый раз в некотором ином аспекте. Сказанное вовсе не означает, что эта действительность имеет много имен и каждое имя есть новый аспект, новая манифестация или откровение реальности. Каждое такое имя служит педагогической цели, подводит к осмыслению этой неделимой мистерии и выражает ее. Уместно вспомнить речь апостола Павла в афинском ареопаге: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23).

Для верующих различных деноминаций эта мистерия связывается с различными именами: Христом, Вишну, Буддой и т.д. Отсюда возникает неосознаваемая или неверно осознаваемая опасность тривиального эклектизма для адептов религий, но при всем этом без примирения с другими религиозными общинами. Как пример вспоминаются слова Раймундо Паниккара, профессора религиоведения и философии религии многих университетов мира, католического теолога, волею судеб выросшего в Индии внутри традиций трех мировых религий - христианства, индуизма и буддизма: «Как часто мой брат индуист думал, что речь идет о Кришне, когда я описывал ему Христа, и я отвечал ему, что это действительно Христос в Кришне». Разумеется, что теолог-индуист спросил бы: а почему не Кришна в Христе?

«По плодам их познаете их» (Мф. 7,16-20). По плодам же современного индуизма можно судить о том, сколь много идей впитало в себя древо этой религии от христианства, о чем в XIX-XX вв. многие деятели индуизма заявляли открыто (Свами Вивекананда, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Рамакришна и др.).

Восполнение христианства другими религиями

В последние столетия христианство показало себя богословским восполнением индуизма (например, формирование учения о тримурти) и определенным обращением индуизма. Христианство обогащает индуизм доселе отсутствовавшей в том трансцендентной действительностью в религиозном целеполагании. Христос - не столько онтологическая цель современного индуизма, сколько его реальная инспирация, обеспечивающая дальнейшее развитие этой древней религии (ср., что понимали под «совершенством христианства» Николаус Шторх, Христиан Вольф и Иммануил Кант).

Однако разрешение этой дилеммы входит в задачу не религиоведения, а основного (или систематического) богословия. Религиоведение и философия религии помогают прежде всего в том, чтобы адепты различных религий пришли к «формальному» согласию о принципах единства и многообразия религий, и именно на основании философской взаимосвязи этих принципов. Тогда первым правилом для верующего становится благоговение перед своей верой и уважение иных вер. Но вера не доказуема, а лишь показуема. Показуемость веры возможна лишь при условии открытого и непредвзятого межрелигиозного диалога, где освобождается место для действия не человека, но Бога. Сам же диалог возможен лишь при наличии языка, понятного всем, принятого всеми. Заниматься разработкой терминологии этого языка входит в задачу тех, кто претендует на кафоличность своей веры.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы