Магия | Физиогномика | Хиромантия | Биоэнергетика » Религия » Ведическая религия: мантры, ритуалы » Древний Египет: государственное устройство, земледелие, религия

25 декабря 2019 в 11:34

Основы цивилизации и государственности в долине Нила складывались на несколько тысяч лет раньше, чем это было в Америке, причем египетский очаг цивилизации возник в результате достижений неолитической революции в ближневосточном регионе. Именно из этого района в сторону близлежащих долин великих рек спускались с предгорий земледельцы неолита. Они искали подходящие места для земледелия. Неудивительно, что долина Нила была одним из лучших мест такого рода. Позже древнегреческий историк Геродот сформулировал свой знаменитый и незабываемый афоризм: «Египет — дар Нила».

Развитие земледелия в Древнем Египте

Знакомые с достижениями неолита земледельцы, мигрировавшие из района стыка Африки и Евразии, заселяли сначала обширную и плодородную дельту реки, а затем шли вверх вдоль ее узкой и окруженной песками, а с запада и невысокими горными хребтами долины, вплоть до труднопреодолимых порогов на юге. В результате этой миграции, которая, вполне возможно, сопровождалась метисацией пришельцев с немногочисленным местным донеолитическим либо субнеолитическим, т. е. занимавшимся в основном разведением домашнего скота североафриканским населением, складывалась этническая общность египтян, которая в силу благоприятных природных условий быстрыми темпами и весьма успешно эволюционировала.

Долина Нила с его регулярными разливами и плодородным илом, ежегодно покрывавшим достаточно плотным слоем обширные пространства по берегам реки, была, по сути, единым организмом, требовавшим для нормального функционирования лишь четкой и по возможности централизованной администрации, которая возникла достаточно рано. Известно, что именно благоприятные объективные условия привели к тому, что уже между V и III тысячелетиями до н. э. первые поселенцы научились строить поперечные земляные валы, которые задерживали наполненную илом воду на том участке, где были расположены поля данного поселения.

Тем самым они надолго сохраняли достаточно насыщенный влагой ил для того, чтобы посадить злаки и дождаться их созревания. Обе эти обычно очень сложные и трудоемкие для земледельцев процедуры у египтян оказались облегченными до предела: если не считать работу по возведению земляных валов, которая, к слову, была единоразовой, так что требовалась лишь время от времени некоторая починка, все остальное не стоило большого труда. Группы работников бросали зерна в землю (в мокрый ил), затем иногда выпускали скот, который копытами втаптывал зерна, а после этого спокойно дожидались всхода и созревания колосьев. Оставалось только сжать и обмолотить урожай.

Государственное устройство Египта в период Раннего царства

Быстрые темпы демографического прироста в этих благодатных условиях вели к тому, что молодое поколение отпочковывалось от материнского и, сев на небольшие кораблики, искало место для нового поселения. Так за сравнительно короткий срок была освоена вся долина, а в наиболее плотно заселенных районах уже в конце IV тысячелетия до н. э. образовались первичные очаги цивилизации с храмами в честь того либо иного божества, а иногда и нескольких. Эти строения, подчас обнесенные стенами, становились центрами администрации всего района — нома, как его впоследствии стали именовать описывавшие историю Египта греческие историки. Около 40 номов (20 вдоль долины, в верховьях реки, и еще 20 в районе дельты) составили два крупных царства, соперничавших друг с другом. Вскоре после их оформления, примерно на рубеже IV—III тысячелетия до н. э. правитель Верхнего Египта Менее завоевал Нижний и объединил страну. Возникло огромное государство с солидным аппаратом власти и иероглифической письменностью, необходимой для хозяйственной отчетности и прославления божеств.

Отсчитываемый специалистами с этого момента период Раннего царства длился примерно два века, когда этим первым в истории крупным государственным образованием управляли правители-фараоны двух династий. Затем около трех тысячелетий следовали один за другим периоды Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств, причем последний из них был уже временем, когда Египет завоевывался то одной, то другой соседней державой, пока походы Александра Македонского не превратили его в часть эллинистического Ближнего Востока.

На протяжении этих долгих тысячелетий древнеегипетское общество, естественно, изменялось и эволюционировало. Но важно обратить внимание, что эволюция шла крайне медленными темпами, прерывалась переходными периодами, обычно делая некоторый шаг назад, и какого-либо качественного скачка, в том числе подхода к осевому времени, здесь так и не произошло. Впрочем, это не умаляет всего того, что достигли египтяне за долгие тысячелетия.

Религия Древнего Египта

Как и многие государства Востока, тем более ранние и мало контактировавшие с соседями, древнеегипетское общество было самодостаточным и крайне консервативным. Оно выше всего ценило нерушимую стабильность своей спокойной, почти без завоеваний, жизни. А поскольку в Египте практически не было хоть сколько-нибудь длительной традиции автономного существования основанных на общинной структуре городов-государств (традиции, которая позже сыграла большую роль в становлении демократических идей и институтов в античной Греции, была столь заметной в Двуречье и которая, к слову, всегда была чревата войнами), то в нем не было основы также и для серьезных внутренних конфликтов.

Зато обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался не только в качестве высшего единства растянувшейся на тысячи километров страны, но и как символ ее благосостояния и процветания, носитель высшей божественной силы. В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоявших за ним богов.

Тотемы Древнего Египта

Как и в древнеамериканских очагах ранней цивилизации, в Египте сохранялись пережитки ранних форм религиозных представлений. Но эти пережитки обрели новый облик. Следы тотемизма можно обнаружить в широко распространившемся культе животных — быка, особенно чистой белой или черной масти, барана, льва, кошки, крокодила, змеи, сокола, птицы ибис, жука скарабея и др. Некоторые из них, как бык Апис, обожествлялись, содержались в специальных помещениях и обслуживались приставленными к ним жрецами. Стоит обратить внимание на то, что и облик божеств, особенно в глубокой древности, был, как правило, зооантропоморфным, т. е. представлял собой человеческое тело с элементами тела животного (бог Гор имел голову сокола, Собек — крокодила, Тот — ибиса, богиня Бает — кошки и т. п.).

Магия и анимизм сохранялись в форме веры в духов и душ, в божеств и перевоплощения. Считалось, например, что души умерших подчас могут войти в кого-либо из почитаемых животных. Существовало представление, что у некоторых богов есть тайное имя, которое имеет большой магический смысл. Когда бог солнца Ра был ужален змеей, богиня Исида, слывшая чародейкой, смогла вылечить его только после того, как он нехотя назвал ей свое тайное имя, так и оставшееся для всех остальных неизвестным. Важным магическим обрядом был ритуал «отверзания уст», делавшийся для «оживления» уже готовой к погребению мумии. Считалось, что этот обряд, заключавшийся в прикосновении к губам и глазам мумии специальным жертвенным жезлом, способствовал ее одухотворению. Большой популярностью пользовались также толкования снов и предсказания.

Фетишизм в Древнем Египте

Фетишизм нашел свое отражение, как то обычно бывало, в создании идолов божеств, которым поклонялись в многочисленных номовых и тем более столичных храмах, а также в широком распространении уменьшенных копий изображений тех же божеств. За всеми идолами тщательно ухаживали многочисленные храмовые жрецы. Но наибольшей трансформации подвергся столь обычный для всех народов мира культ мертвых предков. В Египте он обрел форму невиданно преувеличенной заботы о сохранении собственного тела в виде хорошо сделанной и тщательно запрятанной мумии, что обеспечивало потенциальную возможность некоей жизни после смерти, если не для тела, то для души умершего.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы