24 декабря 2019 в 14:20

Прежде чем приступить к исследованию нашей проблемы, изучим диалектические предпосылки понимания единства (unitas) и множественности (pluralitas) религий. Это послужит еще одной предварительной базой для основного дискурса.

Одинаковы ли все религии?

Прежде всего проанализируем высказывание «все религии одинаковы».

Это логически неудачная формулировка, ставшая в плюралистическом обществе, к сожалению, для многих расхожей поговоркой. Своим contradictio (противоречие, лат.) оно вскрывает истинное положение вещей:

  1. ведь если все «религии» «одинаковы», то существует только одна религия;
  2. если говорится о «религиях» во множественном числе, то должны иметься различия, которые и позволяют говорить во множественном числе. Тогда:
  • если эти различия сущностны, субстанциальны, то существует множество религий, что противоречит первому;
  • если же эти различия случайны, акцидентальны, то существует лишь одна религия с множеством случайных исторических облачений. Но не внешнее облачение делает религию религией, если, конечно, не понимать под религией конгломерат разнообразных внешних и второстепенных черт без объединяющей их сущности.

Модусы «одинаковости» религий

Возможны два модуса «одинаковости» религий:

  1. провозглашаемая одинаковость фундаментальна и сущностна, и, следовательно, существует только одна религия, и в этом случае мы не можем говорить собственно о «религиях», или
  2. эта одинаковость случайна и не сущностная, и тогда существует множество принципиально различных феноменов, но они не являются религиями.

Нет необходимости давать дальнейшее объяснение сказанного. Однако с помощью логики можно уточнить анализируемое высказывание через интерпретации его модусов. «Все религии одинаковы» по отношению к чему? Во-первых, это может означать: «все религии - это одна и та же вещь», т.е. та же самая «сверхрелигия» или «внутренняя религия». Эта первая интерпретация содержит в себе очевидное противоречие в силу вышеупомянутого основания. Если «все религии есть одна и та же религия», то насколько они являются «религиями», настолько они не являются никакой «религией».

Вторая интерпретация строится на том, что все религии одинаковы, потому что они объединяются, в конце концов, одним и тем же идентификационным ядром. Это ядро и было бы тогда истинной и «одинаковой религией» во всех религиях.

Различные понятия термина «религия»

В содержании анализируемого высказывания мы имеем два различных значения понятия «религия»:

  1. под понятием «религии» будут подразумеваться различные феномены класса «исторические религии»;
  2. под предикатом «одинаковое» имеется в виду понятие «религия» как квинтэссенция или сущностное ядро класса «религии», и это сущностное ядро в свою очередь представляется как феномен. Итак, это означает: все религии едины в сущностном, но поскольку они - «религии», постольку они «неодинаковы».

Наша тематика требует дальнейшего рассмотрения второй интерпретации. Формула «все религии едины в сущностном» может подразумевать: во-первых, что «все религии суть религии» (потому что «сущность» делает вещь тем, что она есть), но это высказывание - тавтология; или, во-вторых, что «все религии суть различные формы одной сущности религии».

Именно это в нашем проблемном поле и дискутируется многими богословами и религиоведами: существует ли возможность различных религиозных форм, т.е. количественно различных воплощений одной сущности религии. Выведенная нами формула может означать:

  1. что все религии есть действительно различные воплощения одной сущности «религии», т.е. различные религии, или
  2. что все разнообразие форм религии иррелевантно (несущественно), потому как «религия» - это лишь «сущность» религии.

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы