гороскоп

Как диагностируют заболевания в тибетской медицине

В «Пояснительной Тантре» говорится: «Как об огне узнают по дыму, так и о болезни узнают по ее проявлениям. Целитель, не имеющий метода диагностики болезней, не видит симптомов заболевания при их явном наличии, подобно тому как дым ошибочно принимают за пар. Есть и такие, кто, подобно утверждающим "собрались тучи, значит, будет дождь", принимают предположительные симптомы за действительные».

Диагностика в восточной медицине

Цели обследования пациента:

  • выявление признаков и симптомов заболевания;
  • выяснение причин возникновения болезни;
  • определение того, что больному полезно, а что - вредно.

Поскольку возникновение той или иной болезни обусловливается прежде всего характером питания и образом жизни человека, его состояние может быть определено по тому, чем он питался и что он делал. Давайте узнаем, как диагностируют заболевания в тибетской медицине.

Главные принципы диагностики

Прежде всего исследуются основы - ветер, желчь, слизь. По проявлениям жара и холода определяются признаки их активности: увеличения, уменьшения, сочетания, подъема и возбуждения.

  • При увеличении ветра человека начинает знобить, тело охватывает дрожь, живот пучится, появляются запоры, бывают головокружения; силы и органы чувств ослабевают, нарушается сон.
  • При уменьшении ветра человек чувствует слабость, им овладевает беспокойство, не хочется разговаривать, теряется ясность ума, появляются признаки увеличения слизи.
  • При увеличении желчи кожа и глаза, а также кал, моча желтеют, появляется чувство голода, жажды, жара в теле, пропадает сон, беспокоят поносы.
  • При уменьшении желчи вследствие уменьшения внутренней теплоты понижается температура тела.
  • При увеличении слизи уменьшается теплота, нарушается пищеварение, появляются чувство тяжести, бледность, душевное смятение, телесная слабость, повышенное слюно-и мокротоотделение, сонливость, затрудненное дыхание.
  • При уменьшении слизи места локализации слизи остаются пустыми, появляются головокружение, сердцебиение, слабость в суставах.

Обратите внимание на сочетание признаков: оно явно свидетельствует о взаимозависимости расстройств трех основ - ветра, желчи и слизи. Их подъем и накопление происходят в соответствии со сменой сезонов года. Тибетские целители всегда учитывают эти изменения при обследовании. Вообще, накопление ветра, желчи и слизи считается процессом естественным, а вот подъем - это начало заболевания. Подъем, или проявление накопления, свидетельствует о том, что ветер, желчь или слизь покинули свое обычное место расположения и перешли в другие области.

Накопление слизи в теле происходит в конце зимы, в 11-й и 12-й месяцы тибетского календаря, а подъем ее может наблюдаться в 1-й и 2-й месяцы весны. Лунно-солнечно-юпитерно-сатурный год тибетского календаря не совпадает с григорианским годом принятого во многих странах, в том числе и у нас, летосчисления. Спад слизи происходит в начале лета, в 3-й и 4-й месяцы тибетского календаря (1-е число первого месяца года считается началом весны). В эти же месяцы начинается накопление ветра. В конце лета (5-й и 6-й месяцы) накапливается желчь и может наблюдаться подъем ветра. Осенью (7-8-й месяцы) наблюдается спад ветра и может наблюдаться подъем желчи. В начале зимы наблюдается спад желчи и, как уже упоминалось, происходит накопление слизи.

Возбуждение болезненных основ также считается процессом, свидетельствующим о нездоровье человека.

  • При возбуждении ветра можно отметить такие симптомы: пустой, полый пульс, прозрачная моча, возбужденность, головокружение, красный сухой язык, вяжущий привкус во рту, озноб, чувство разбитости, бессонница, зевота, раздражительность, утренняя рвота, кашель с мокротой, урчание в животе, неприятные ощущения после еды. 6-й и 7-й позвонки болят при надавливании.
  • При возбуждении желчи наблюдается следующее: быстрый и напряженный пульс, желто-красная моча с резким запахом, головные боли, жар, кислый привкус во рту, налет на языке, сухость в носу, пожелтение кожного покрова и склер глаз, бессонница, понос и рвота желчью, обильное потоотделение, неприятный запах от тела, боли в желудке.
  • При возбуждении слизи мы имеем такую картину: слабый, замедленный пульс, беловатая моча со слабым запахом, бледный язык, пресный привкус во рту, просветление склер глаз, отечность век, повышенное мокроотделение и насморк, подавленность, отсутствие аппетита, охлаждение тела, плохое пищеварение, боли в почках и пояснице, отечность, появление нарывов и фурункулов, рвота и понос слизью, скованность в суставах, ухудшение памяти, сонливость, слабость, депрессивное состояние.

Диагностика в тибетской медицине бывает объективной и субъективной. В одном из примечаний к «Чжуд-Ши» говорится: «Ежедневно можно подвергнуть демонстрации сотни больных и доказать воочию преимущество субъективной диагностики над объективной и показать относительное излечение всевозможных расстройств питания, которые считаются даже неизлечимыми».

Основные методы диагностики

Метод диагностики, который включает в себя осмотр, ощупывание и опрос, является основным методом постановки диагноза. Однако результат не может считаться идеальным, поскольку нарушения в организме, вызванные, к примеру, расстройством питания, обнаруживаются с большим опозданием, когда болезнь уже приобретает запущенную форму. Дело в том, что в самом начале заболевания ни органы, ни пульс, ни моча пациента не изменяются до такой степени, чтобы целитель мог увидеть определенные сбои в его организме.

А потому в тибетской медицине наиболее верной считается субъективная диагностика. Она может быть названа сенситивной, то есть основанной на чувствах. Пять из них общепринятые - зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Но в тибетской медицине признается и шестой орган чувств - ум, который считается органом, воспринимающим идеальные объекты.

Целители диагностируют заболевания в тибетской медицине, но делают выводы лишь после того, как подробно расспросят пациента о его сне, аппетите, вкусах, узнают, не изменились ли у него в последнее время зрение и слух, не обострились или, наоборот, не притупились ли обоняние и осязание.

Осмотр - объективный метод диагностики

Целитель исследует объекты пяти органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу, а соответственно, и пять объектов сферы деятельности этих чувств: видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое. Кроме того, исследуется пять видов выделений - кровь, кал, моча, мокрота и рвотные массы. Только после тщательного изучения этих 15 компонентов делается заключение о состоянии здоровья пациента.

Основными объектами осмотра являются язык и моча. По их состоянию целитель определяет «виновника» заболевания - ветер, желчь или слизь.

Диагностика болезней по языку

  • При расстройстве ветра язык красный, сухой и шероховатый.
  • При расстройстве желчи язык с налетом слизи желтовато-черного цвета, которая покрывает весь язык.
  • При расстройстве слизи язык дощато-светлый, нездорового вида, не отличается ни красным, ни каким-либо другим цветом, на ощупь мягкий и влажный.

Диагностика по моче

Перед сдачей мочи на исследование пациент должен соблюдать определенные правила.

В день, предшествующий сдаче, ему запрещается переедать, пить крепкий чай, кефир или кислое молоко, употреблять алкогольные напитки. Но это не означает, что ему нельзя пить совсем. Напротив, жидкость накануне употреблять необходимо, чтобы с утра не страдать от жажды.

Не стоит перенапрягаться физически, но и в полной неподвижности пребывать не надо. Нужно хорошенько выспаться (никаких половых сношений!)

Время исследования мочи - период после рассвета. Целитель исследует цвет, испарения, осадок, запах мочи.

  • При расстройстве ветра моча зеленоватая и жидкая.
  • При расстройстве желчи моча желтовато-красного цвета, при испарении имеет резкий запах.
  • При расстройстве слизи моча беловатого цвета, с запахом и незначительными испарениями.

Ощупывание как метод диагностики

Метод ощупывания включает в себя в первую очередь измерение пульса больного. В тибетской медицине считается, что пульс человека находится в основе, всех проявлений жизни и представляет собой принцип жизни как таковой. «Пульс - это вестник, связующий целителя с болезнью», - говорится в «Чжуд-Ши».

При измерении пульсации пальцы целителя должны быть мягкими, гладкими и теплыми.

Накануне измерения пульса пациент должен придерживаться следующих правил:

  • Не следует ни переедать, ни голодать.
  • Нельзя употреблять спиртного.
  • Нужно хорошо выспаться.
  • Нельзя ни переохладиться, ни перегреться.

В понятие «исследование пульса» входят:

  • место обследования;
  • мера нажатия пальцев;
  • техника обследования.

Место обследования определяется следующим образом. На одну лунь (индивидуальная мера длины, равная длине последней фаланги большого пальца руки от складки до конца подушечки пальца) ниже первой складки (морщины) запястья, у выступающей косточки, три пальца - указательный, средний и безымянный - ровно располагаются на лучевой артерии. Пальцы не должны касаться друг друга - так, чтобы между ними проходило рисовое зернышко. Зоны под пальцем называются цон, кан, чаг.

Мера нажатия пальцев заключается в следующем: указательным пальцем оказывается нажим на кожу, средним - на мышцы, безымянным - на кость.

Техника обследования пульса

Сначала устанавливается врожденная пульсация пациента. Когда целитель правой рукой исследует пульс на левой руке пациента, то под верхней частью указательного пальца целителя будет ощущаться пульсация сердца, а под нижней - тонкого кишечника; под верхней и нижней частями среднего пальца - пульсация селезенки и желудка; под безымянным пальцем - пульсация левой почки и семенных пузырьков у мужчины или матки у женщины. Когда целитель левой рукой исследует пульс на правой руке пациента, то под его указательным пальцем ощущается пульсация легких и толстого кишечника, под средним - пульсация печени и желчного пузыря, под безымянным - пульсация правой почки и мочевого пузыря.

Следует отметить, что между исследованием пульсации у женщин и у мужчин имеется различие. У женщин пульсацию сердца и тонкого кишечника целитель исследует на правой руке, а пульсацию легких и толстого кишечника - на левой. Это различие объясняется тем, что у мужчин верхушка сердца повернута чуть влево, а у женщин - чуть вправо.

Установив врожденную пульсацию пациента, целитель пытается определить постоянную пульсацию - то есть выясняет общую характеристику пульсации, по которой можно судить, есть ли у пациента болезнь жара или болезнь холода или он здоров. Как устанавливается постоянная пульсация? Во время измерения пульса сам целитель делает вдох и выдох. Так вот, за промежуток между началом одного выдоха и началом следующего у пациента, если он здоров, происходит пять ударов пульса: два на выдохе, два на вдохе и один - во время промежутка между выдохом и вдохом.

Тибетская диагностика по пульсу

Три пульса жара

Если за указанный промежуток времени пульс пациента ударит 6 раз - это означает наличие болезни жара, если пульс ударит 7-8 раз - это означает наличие сильного жара, если 9 раз - это вышедший за верхний предел жар.

Три пульса холода

Если частота пульса окажется меньше указанной, если он бьется 4 раза - это холод, 3 раза - сильный холод, 2 - вышедший за нижний предел холод.

Для определения постоянной пульсации ее исследуют на протяжении 15 ударов пульса, а в сомнительных случаях - на протяжении 100 ударов. Если при этом пульсация постоянна, не присуща ни жару, ни холоду, значит, человек здоров.

Следующий этап диагностики - определение сезонной пульсации. Известно, что со сменой времен года меняется и пульсация, которая носит временный характер и не является болезненной.

В тибетской медицине учитывается соответствие каждому определенному времени года - проявляющаяся в теле человека пульсация элементов дхату. Дхату - это области проявления энергии махабхут в теле человека и в природе.

Соответствие дхату махабхут следующее:

  • Махабхуты-Дхату;
  • Земля-Земля;
  • Вода-Вода;
  • Огонь-Огонь;
  • Ветер-Железо;
  • Пространство-Дерево.

Диагностика по пульсу в тибетской медицине

Тибетские целители при исследовании пульса опираются на тибетский лунно-солнечно-юпитерно-сатурный календарь. Согласно этому календарю, времен года четыре - весна, лето, осень, зима, каждое продолжается 72 дня. Последние 18 дней каждого 3-го месяца сезона считаются периодами межсезонья. Это в общей сложности составляет 360 дней в году, иначе - 12 месяцев по 30 дней каждый.

Кроме того, при определении сезонной пульсации учитываются не только астрономические данные, но и погодные условия, отражающие сезонные изменения в Природе.

В чем суть значения тибетского календаря? В зависимости от времени года, соответствующего этому календарю, усиливается пульсация, связанная с определенным органом тела, а точнее - с тем, на работу которого оказывает влияние соответствующий сезону дхату. К примеру, весной усиливается пульс дерева - печени-желчного пузыря. Летом силен пульс огня - сердца-тонкого кишечника. Осенью усиливается пульс железа - легких-толстого кишечника. Зимой силен пульс воды - почек-мочевого пузыря-семенных пузырьков-матки. В периоды межсезонья усиливается пульс земли - селезенки-желудка.

Между элементами дхату существуют отношения «мать-сын» и «друг-враг», благодаря которым становятся возможны предсказания дальнейшего течения болезней. Отношения эти таковы:

  • Пять матерей: мать дерева - вода, мать воды - железо, мать железа - земля, мать земли - огонь, мать огня - дерево.
  • Пять сыновей: сын воды - дерево, сын железа - вода, сын земли - железо, сын огня - земля, сын дерева - огонь.
  • Пять врагов: враг дерева - железо, враг железа - огонь, враг огня - вода, враг воды - земля, враг земли - дерево.
  • Пять друзей: друг железа - дерево, друг огня - железо, друг воды - огонь, друг земли - вода, друг дерева - земля.

Запомнить эти отношения не так-то легко. И чтобы облегчить задачу, тибетские монахи придумали следующее:

«Все, что нужно ему, дерево получает от воды, и поэтому вода - мать дерева, а дерево - сын воды. Мать воды - железо. Почему так? Встань рано утром и посмотри: на чем прежде всего выступает роса? Правильно, на железе. Железо самим своим существованием способствует проявлению элемента воды, поэтому вода - его дитя. Само же железо находят в земле, земля порождает его, является его матерью. Все, что ни сожжешь, превращается в прах, в землю, поэтому огонь является матерью земли. А больше всего пищу огню дают деревья, и поэтому огонь - сын дерева. Дальше. Чем режут или пилят дрова? Ножом, пилой, то есть железом. Значит, железо - враг дерева. А дерево - друг железа, потому что позволяет железу проявиться, актуализировать свои свойства».

Все это очень интересно, но как по данным отношениям составляются предсказания относительно состояния больного? Приведем пример. Если при болезни печени (дерева) усилен пульс легких (железа - врага дерева) - это признак дальнейшего ухудшения состояния больного, а если усилен пульс селезенки-желудка (земли - друга дерева) - это указывает на выздоровление.

Учитывая все эти показания, тибетский целитель делает заключение о болезни. Установив характер постоянной пульсации пациента, целитель определяет, есть ли в ней отклонения в сторону жара или холода.

Выяснение характера сезонной пульсации необходимо для того, чтобы определить, имеются ли отклонения от нормальной пульсации в том или ином органе или части тела.

Таким образом, выясняется главный вопрос - болен человек или здоров. Если пульсация указывает на болезненное состояние, ее исследуют по двум категориям: определяют общие и частные характеристики.

Определение общих характеристик пульсации дает понять, какой тип жара или холода имеется у человека.

Основные пульсации жара и холода делятся на три категории: одни из них связаны с перегреванием, другие - с переохлаждением, третьи определяются продолжительностью жара или холода.

Локализация болезней жара и холода определяется следующим образом. Сначала тремя пальцами целитель нажимает на соответствующие им зоны на руке пациента и слушает пульс. Если в зоне цон имеются признаки жара, это означает, что в верхней части тела, в легких или в сердце, сильный жар. Если жар под средним пальцем - большой жар в желудке, печени, тонких кишках. Если жар под безымянным пальцем - большой жар в толстом кишечнике, в почках, в нижней части тела. Таким же образом узнают о пульсации холода.

Определение частных характеристик пульсации производится по двум параметрам:

  • исследование по отдельности пульсаций плотных и полых органов;
  • определение частных видов болезней.

В первом случае целитель пальцами правой руки исследует пульсацию на левой руке у мужчины, а у женщины - вначале на правой руке, а затем - на левой. Так определяется состояние жара и холода в каждом органе.

Во втором случае определяется тип расстройства - ветра, желчи или слизи.

Если при нажиме тремя пальцами характер пульсации пустой и невозможно точно определить ее местонахождение - это признак расстройства ветра. О расстройстве желчи говорит тонкая и частая, доносящаяся словно издалека пульсация. Заглубленная, при нажиме уходящая вглубь пульсация говорит о расстройстве слизи.

Хороший целитель может поставить точный диагноз по одному лишь пульсу, без осмотра мочи и опроса. Но, как правило, целители все-таки не пренебрегают ни осмотром, ни опросом.

Опрос - метод диагностики

В тибетской медицине опрос считается основным методом диагностики. Он необходим целителю в первую очередь для того, чтобы определить, что является «виновником заболевания» - ветер, желчь или слизь. Затем, сопоставив данные начального опроса с результатами осмотра и ощупывания, целитель уточняет диагноз и выявляет частный вид болезни.

Для того чтобы выявить «виновника заболевания», целитель выясняет:

  • непосредственные условия заболевания;
  • особенности протекания болезни;
  • питание и образ жизни, которых необходимо придерживаться больному.
© Материал принадлежит www.astromeridian.ru

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.


Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 

ПОИСК ПО САЙТУ

РЕКОМЕНДУЕМ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter