Точная дата Средних веков

17 октября 2019 в 19:06

Можно ли считать Средневековье исключительно европейским явлением?Действительно, если вкладываем в термин «Средневековье» тот же смысл, что и впервые употребившие это понятие ренессансные мыслители, то Средние века могли быть только там, где были античность и возрождение её. Но была ли, к примеру, на Руси своя античность и возрождали ли её после тысячелетнего перерыва? Ответ однозначен: нет! Получается, что Средние века имели место только там, где безусловно существовали античность и возрождение, т. е. в Западной Европе.

Где в мире и когда были Средние века:

С этим соглашаются далеко не все. Возражение может быть следующим. Большая часть Германии никогда не входила в состав Римской империи, но кто в здравом уме будет отрицать наличие там Средневековья? Так же и с Русью.

Хорошо, отвечают сторонники исключительности западноевропейского Средневековья, и в Германии, и на Руси имелось некое наследие античности, пусть и не сама античность; это наследие – христианство. Но ведь никто не будет, опять же пребывая в здравом уме, отрицать наличия в Германии Возрождения. А на Руси? А в Китае?

На это есть разнообразные контраргументы. Известнейший британский историк Арнольд Джозеф Тойнби, написавший 12-томный труд «Постижение истории», рисует картину развития различных цивилизаций и чуть ли не в каждой – своё возрождение. Пусть цивилизации Западной Европы, России, Китая существенно отличаются друг от друга. Но, по его мнению, законы, управляющие цивилизациями, общие для всех. Потому обращение цивилизации к давнему прошлому через голову недавнего прошлого должно быть везде.

Основываясь на совершенно других предпосылках, к похожему выводу приходят приверженцы марксизма. Для них Средние века – эпоха господства феодализма. Феодализм – обязательный этап в цепочке развития общества. Поэтому феодальное Средневековье было везде на большей части Евразии и Северной Африки (оставим за скобками индейцев, папуасов, готтентотов и прочих, в XIX в. называвшихся «дикарями»).

У всех этих теорий есть две особенности. Первая особенность: они исходят из признания того, что существуют некие законы истории, столь же незыблемые, как и законы физики. Второй общей особенностью обсуждавшихся теорий является то, что все они разработаны на западноевропейском материале, а затем найденные там закономерности распространяются на другие регионы. На Руси пытаются найти феодализм, опираясь на модель классического феодализма Северной Франции.

Читатель, не являющийся профессиональным историком, вряд ли озабочен всеми этими теоретическими построениями. Дня него китайское (или русское) Средневековье – это период в истории Китая (или Руси), совпавший по времени со Средневековьем западноевропейским. Посему самое время задать ещё один вопрос.

Когда начинаются и заканчиваются Средние века?

Отечественный медиевист А. Я. Гуревич рассказывал: у них в школе, ещё до войны, был учитель истории, который вёл уроки довольно своеобразно. Он начинал предложение: «Господствующие классы усиливали эксплуатацию...». Дети должны были хором это предложение закончить: «...народные массы отвечали восстанием». Налицо социальная физика: есть действие, есть противодействие, может быть только так и никак иначе. Между усилением эксплуатации и восстаниями существует жёсткая связь, и сказанное столь же верно, как то, что ускорение прямо пропорционально силе, приложенной к телу, и обратно пропорционально массе этого тела. Однако многие учёные сомневаются в том, что в истории имеют место столь жёсткие зависимости.

В конце XVII в. немецкий учёный Христофор Келлер, исходя из политического, имперского даже принципа, выделял в истории несколько периодов. Древняя история – до переноса столицы Римской империи из Рима в Новый Реликварий святого Цезария, одного из первых епископов Арля.

Увы, нетерпимость к инакомыслию характерна не только для Средних веков. Ею отличались, например, Германия и Италия при фашизме. Да и в истории России XIX–XX вв. были периоды (довольно длительные), отмеченные оной нетерпимостью.

Старые гимназические учебники начинали Средневековье с падения Западной Римской империи в 476 г. и завершали открытием Америки в 1492 г.

Другие историки положили в основу периодизации историю культуры и завершением Средних веков считали начало Возрождения во второй половине XIV в. (некоторые даже усматривали рождение Ренессанса в XIII в.).

Третьи полагали, что главное в истории – религия, потому располагали Средневековье между 313 г., когда император Константин признал христианство, и 1517г., началом Реформации, когда распалась прежде единая (на Западе) Католическая церковь.

Четвёртые, в частности марксисты, считали началом Средних веков появление феодализма в V в., а завершением – победу капиталистического строя хотя бы в одной стране. Такую победу знаменует то ли Нидерландская революция 1565 г., то ли Английская 1640 г., то ли Французская 1789 г.

Налицо широчайший спектр мнений. Представляется, что такой разброс суждений объясняется тем, что в основу географической локализации и временной периодизации кладутся самые разные принципы.

Было ли Средневековье где-либо ещё на планете Земля кроме Западной Европы?

Смотря какие признаки средневековья считать главными. Например, трёхфункциональная схема сословий характерна лишь для Запада. Представления о мире как поле борьбы между Богом и Сатаной можно, пожалуй, найти в исламском мире (Аллах и Шайтан), но не в буддийском, индуистском или конфуцианском.

Однако снова возникает вопрос: считать ли средневековым общество, в котором наличествуют все перечисленные признаки, или объявить один из этих признаков ведущим, а остальные – необязательными? Если примем второй подход, то какую из черт считать главной?

Нередко в науке конца XIX – первой половины XX в. основополагающим считался параметр «распыление власти». Речь идёт о существовании множества более или менее независимых центров политического господства при сохранении верховной власти. Тогда феодальным объявлялся и арабский мир после распада Халифата в VIII–X вв. (багдадский халиф продолжал считаться «повелителем правоверных», но власть его подчас была равна нулю).

И даже Древний Китай эпохи Восточного Чжоу (770–249 гг. до н. э.), когда страна разделилась на враждовавшие между собой и стремившиеся к гегемонии надо всем Китаем отдельные царства (временами их число доходило до двух десятков). Но в этом случае опять же теряется специфика. Так, любую смуту можно объявить феодализмом. В России времён Гражданской войны 1918–1921 гг. тоже насчитывалось добрых 20 правительств в разных частях бывшей Российской империи. И чуть ли не половина из них претендовала на власть над всей страной.

Иногда исходят из того признака, который французский М. Блок считал наиболее важным – крестьянскую зависимость от господ. Но в этом случае к феодальному обществу придётся причислить и Древнюю Спарту. Ведь там основными производителями были не рабы, а прикреплённые к земле крестьяне-илоты. Но всё же Спарту к Средневековью пока не причисляют. Оказывается, что, кроме Западной Европы, феодализма нигде не было... Или всё-таки был?

Некоторые историки находят глубокое сходство между феодальной Европой и Японией. Священные императоры, сёгуны, напоминающие майордомов, князья-даймё наподобие герцогов и графов, зависимые крестьяне. И главное, самураи, чуть ли не во всём похожие на европейских рыцарей: и военным предназначением, и властью над простонародьем, высокой ценностью чести и верности, даже наличием любовной поэзии. Над проблемой сходства и различия Западной Европы и Японии следует думать, тщательно исследовать её. Общего мнения по этому вопросу у историков на сегодняшний день нет.

Периоды Средневековья

Самый широкий диапазон, который историки отводят Средневековью, – IV–XV вв. Но любая периодизация относительна. Не бывает так: проснулись утром – бац, античность-то закончилась, Средневековье на дворе.

Практически все специалисты согласны с тем, что западноевропейская средневековая цивилизация имеет три истока: античную культуру в её западном, римском, варианте, пришедшее с Востока христианство и культуру варваров, прежде всего германцев. Тогда первым периодом Средневековья будет эпоха синтеза этих начал, а в политическом смысле – реакция античного мира на варварские завоевания.

Первый период Средневековья

Было две волны набегов на Западную Европу – Великое переселение народов IV–VI вв., когда на месте западной части Римской империи возникали варварские королевства, и VIII – вторая половина X в., так называемое Второе Великое переселение народов, нападения и завоевания арабов, скандинавов и венгров. Правда, VII век также не был периодом абсолютного затишья. В то время на границах западно-христианской Европы шли стычки с языческими германскими племенами ютов, фризов и саксов, славян и тюркских народов – аваров и болгар.

Потому важно понять реакцию утке складывавшегося нового средневекового мира на это наступление. Так что обозначим IV–X вв. как раннее Средневековье, разделив его на два подпериода, границей которых является VII столетие.

Второй период – Высокое (или центральное) Средневековье, XI– XIII вв

Это эпоха романтики и готики в искусстве, мистики и схоластики в богословии, эпоха великих ересей и рождения университетов, эпоха расцвета рыцарской культуры, эпоха окончательного оформления Католической церкви. А кроме того, время, когда, по выражению английского историка XX в. А. Дж. Тойнби, «Европа расширяется».

Идёт экспансия латинской, как её называли из-за использования латыни в богослужении, Европы вовне. Натиск на юг – так называемая Реконкиста, отвоевание захваченной арабами в начале VIII в. Испании, утверждение христиан Запада на спорной между Византией и арабами Сицилии. На восток, в Прибалтику, населённую языческими племенами пруссов, литовцев, будущих латышей и эстонцев, и далее, на Северо-Западную Русь. На запад, на Ирландию. Имеет место даже натиск на север – христианизация Скандинавии. И, конечно, походы за море в Святую землю, да и в иные земли, более или менее близлежащие.

В эту эпоху происходят конфликты и внутри государств Запада – борьба между светской властью и Церковью, между государями и их вассалами. Возникают свободные города, которые вступают в распри с монархами, а также междоусобицы. Вообще, когда речь заходит о Средних веках, обычно подразумевают именно Высокое Средневековье.

Позднее Средневековье, XIV–XV вв

И наконец, третий период – позднее Средневековье, XIV–XV вв., эпоха отцветания, увядания средневековой цивилизации. Однако это время зарождения в недрах её другой европейской цивилизации – Нового времени. Здесь и упадок рыцарства, одновременный с расцветом рыцарской культуры, прекрасной и бесполезной. Здесь и переход от феодальных монархий к сословно-представительским. Да и зародыши будущего абсолютизма именно здесь. Здесь и кризис Церкви, который приведёт – но уже позднее – к Реформации.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ