24 декабря 2019 в 18:11

В эпоху Возрождения в Европе на передний план выступили многие традиции и нормы повседневного существования давно забытой античности. Всесилие католической церкви стало ослабевать под нажимом рационального осмысления мира, особенно энергично расцветавшего во Франции с ее Вольтером, Руссо и энциклопедистами.

Нападки ученых на догмы церкви в эпоху Возрождения

Костры инквизиции ушли в мрачное прошлое, а вольнодумство достигло немалых вершин, вплоть до знаменитого вольтеровского «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Церковная Реформация оказалась также одной из важных составных частей того фундамента, на котором заново расцвели античные традиции свободомыслия, причем на сей раз на новом, много более высоком теоретическом уровне.

Одним из первых веру в церковные догмы подверг сомнению на рубеже XVI-XVII вв. Ф. Бэкон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим реальность. Это сравнение дало толчок к откровенной критике религии вообще и христианства в частности. Соотечественник Бэкона англичанин Т. Гоббс в своем знаменитом сочинении «Левиафан» заново обратил внимание на то, что именно страх перед невидимой силой, воображаемой на основании выдумок, и есть религия. Невежество и страх породили религию, а власти сознательно используют это в своих интересах.

Так родилась теория религии как едва ли не сознательного обмана темного народа власть имущими. Надо прямо сказать, что как политический ход в условиях обостренных отношений с государством (а именно его Гоббс представил всесильным Левиафаном) эта теория имеет право на существование. Но не более того. Власти всегда использовали религию в своих интересах, но это не имеет ничего общего с проблемой происхождения религии.

Выступления Спинозы и его последователей против религии и церкви

Едва ли не еще резче обрушился на религию голландский философ Б. Спиноза, который утверждал, что все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло. Истоки религии Спиноза видел в неуверенности человека в своих силах, в постоянных колебаниях его между надеждой и страхом. Эстафету Спинозы подхватили французские энциклопедисты. П. Гольбах считал религию вымыслом, созданным человеческим воображением, а П. Марешаль едва ли не первым сравнил ее с опиумом. «Христианство проповедует лишь рабство и зависимость», — писал Ж.-Ж. Руссо.

Подобных нападок не столько даже на религию вообще, сколько на католицизм, который сильно скомпрометировал себя расправами с еретиками, можно привести немало. Но и сказанного вполне достаточно, чтобы история изучения религии в Европе до XIX в. предстала достаточно полно.

Новый виток отношений науки и религии

Существенно, однако, заметить, что последние два века прошли — с точки зрения религиоведения и изучения истории религии — под несколько иным знаменем. Это было время серьезного научного исследования текстов и религиозных верований многочисленных и очень различных по уровню развития и иным параметрам дописьменных народов. Именно в эти века на передний план вышла серьезная наука, которую возглавил огромный отряд специалистов-антропологов различного профиля.


Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН
Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы