Тибетская медицина об основных причинах болезней

28 октября 2019 в 18:53

@ Наталья Ольшевская, адвокат, медиатор, автор цикла книг по нумерологии

Каждый тибетский целитель твердо знает: надо лечить не болезнь, а больного.

Объясняется это правило очень просто: одно и то же заболевание у разных людей протекает по-разному. Это не отдельный, изолированный процесс, а совокупность состояний и процессов, охватывающих весь организм и выраженных в целом комплексе симптомов.

Целителю предстоит обнаружить, наступило ли в организме больного какое-либо изменение. Но для этого как минимум следует знать, что говорит тибетская медицина об основных причинах болезней. Иными словами, необходим некий критерий здоровья, и вот каким его видит тибетский целитель:

«Болезненности, составляющие тела, нечистоты - троица. Не изменены они или изменены - исходя из этого, тело живет или разрушается» («Четыре Тантры»).

Типы людей в тибетской медицине

Исходя из этой триады, люди принадлежат к таким основным типам:

  • Люди, обладающие природой ветра, по виду сутулы, сухощавы, бледны, многоречивы, не переносят холода и ветра, при ходьбе шумны. Достояние у них небольшое, жизнь короткая, сон поверхностный, тело маленькое. Радуются пению, смеху, ссорам. Любят сладкое, кислое, горькое, горячительное. Обладают признаками грифа, ворона и лисицы.
  • Люди, обладающие природой желчи, трудно переносят жажду и голод, волосы и тело [у них] желтого цвета, ум острый, гордость большая. Сильно потеют, пахнут, жизнь [у них] средней продолжительности. Обладают средним достоянием, телом средних размеров. Любят сладкую, горькую, терпкую и прохладительную пищу. Обладают признаками тигра, обезьяны и ракшаса.
  • Люди, обладающие природой слизи, имеют крупное телосложение с неявно выраженными костями и суставами, мясисты, цвет тела белый. Весельчаки, легко переносят голод, жажду, пороки других, жару. Тело у них большое, жизнь долгая, богатств много, сон глубокий. В гневе сдержанны, обладают хорошими природными свойствами и качествами. Любят горячительную, кислую, терпкую и грубую пищу. Обладают признаками льва и вожака стаи».

Возможны также сочетания ветра-желчи, ветра-слизи, желчи-слизи и всех трех вместе - итого семь психофизиологических типов со своими анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями.

Каждому из этих типов соответствуют одни виды пищи и типы поведения и не соответствуют другие.

Есть еще один важный момент. Для тибетского целителя принципиально важно отношение больного к собственной природе: верит ли он в свое «Я», в его бесконечность и неизменную сущность или убежден в том, что после смерти всякое его бытие как личности прекратится?

Тибетский целитель исходит из того, что человеческая личность представляет собой некий индивидуальный поток постоянно меняющихся элементов, который не начинается с даты рождения человека и не заканчивается его смертью. Направленность этого потока к совершенствованию не вызывает сомнений, а раз так, то и состояние его в каждый конкретный момент жизни имеет исключительную ценность.

И все-таки даже тот, кто сознательно становится на путь совершенствования, начинает разрываться между верой в свое «Я» и верой в конечность всего сущего. Значит, и он подвержен воздействию «трех ядов» - неведения, страсти и ненависти. Однако эти «три яда», проявляясь на соматическом уровне как ветер, желчь и слизь, обеспечивают возможность мыслительной деятельности и служат основой для совершенствования. В «Дхаммападе» сказано: «Здоровье - великая победа». Над кем и над чем? Прежде всего - над собой и над узостью своего мировоззрения.

Махабхуты

В основе тибетской медицины лежит теория пяти махабхут - земли, воды, огня, ветра и пространства. Именно энергия пяти махабхут формирует тело человека и создает три причины болезней в тибетской медицине - ветер, желчь и слизь.

Энергия пяти махабхут в тибетской медицине

  • Земля - энергия, придающая способность противостоять внешним воздействиям. Она ответственна за формирование мышечной ткани, костей и чувства обоняния.
  • Вода - энергия связуемости, сочетающая различные элементы в одно целое. Она ответственна за образование крови, жидкостей тела и чувство вкуса.
  • Огонь - теплота, энергия доведения чего-либо до созревания. Он ответствен за температуру тела, внешний вид и чувство зрения.
  • Ветер - основа всякого движения. Он ответствен за дыхание и чувство осязания.
  • Пространство - отсутствие преграды. Оно формирует полости в человеческом теле.

Все болезни в тибетской медицине делятся на три категории:

  • болезни ветра - сердца, аорты и толстой кишки;
  • болезни желчи - легких, печени, желчного пузыря;
  • болезни слизи - желудка, селезенки и почек.

Эти три составляющие неизменно присутствуют в любом организме. Иными словами, болезнь с нами постоянно, а вот проявляется она или нет, зависит от того, находятся эти составляющие в равновесии или утрачивают его. Хочешь быть здоровым - поддерживай это хрупкое равновесие, четко следи за своим образом жизни.

Причины болезней в тибетской медицине

В чем заключаются основные причины болезней? С точки зрения тибетской медицины всему виной «три яда» - неведение, страсть и ненависть. Именно эти психические элементы активизируют ветер, желчь и слизь и при определенных условиях нарушают их равновесие. О каких условиях идет речь? Это - факторы времени, напастей, питания и образа жизни. Именно они обусловливают болезненные изменения организма.

  • Время. «Подъем болезней ветра летом, вечером и на рассвете; подъем болезней желчи осенью, в полдень и в полночь; подъем болезней слизи весной, в сумерки и ранним утром».
  • Напасти. Еще в сочинении VII века «Сомараджа» говорилось о том, что напасти - это «суть болезни». Тибетские авторы трактуют понятие «напасти» как различные внешние вредные влияния неврогенного, психогенного и экологического характера. Как правило, эти влияния воспринимаются ими как различного рода злые духи, подлежащие изгнанию, устранению с помощью определенных ритуалов.
  • Питание. Одно из общих условий возникновения болезней - неправильное питание, не соответствующее психофизиологическому типу человека, его возрасту, времени года и особенностям места обитания. Причиной болезни и дисбаланса в организме, по мнению тибетских целителей, является чрезмерное потребление пищи. Кроме того, существует такое понятие, как привычка: пища, привычная с детства для одного человека, может вызывать сильные расстройства у другого, выросшего на ином питании. Есть одно золотое правило: никакая пища не нанесет вреда, если знать чувство меры.
  • Образ жизни. Помимо питания существуют и другие факторы, входящие в понятие «образ жизни» и влияющие на состояние нашего здоровья.

Болезни в тибетской медицине

  • Болезни ветра могут быть вызваны чрезмерной физической активностью, бессонницей, излишними страстями (пусть даже это радостные переживания).
  • Причины болезни желчи: переполнения человека чувством гнева, ненависти, антипатии. Повышает уровень желчи сон в жаркое время днем, а тяжелая работа после этого усиливает желчь таким образом, что она проникает в те части тела, куда обычно ей хода нет. Вообще тяжелый физический труд, например, подъем и ношение непосильных тяжестей, усиленные занятия борьбой или бегом, могут усилить накопленную желчь.
  • Причины болезни слизи кроются в лени. Неподвижность (особенно после еды), дневной сон способствуют подъему накопленной слизи. После еды рекомендуется находиться в движении, хотя и не слишком интенсивном.

Стоит только болезни активизироваться под влиянием вышеперечисленных условий, как она начинает внедряться в тело, распространяться по каналам, тканям и органам, а затем локализуется в определенных местах.

Ветер локализуется преимущественно в нижней части тела, в области таза. Места, обычно поражаемые ветром, - кости, уши, кожа, сердце, аорта - нижняя полая вена, толстый кишечник.

Желчь опирается на диафрагму и локализуется в средней части тела. Места, обычно поражаемые желчью, - кровь, пот, глаза, печень, желчный пузырь, тонкий кишечник.

Слизь опирается на мозг и локализуется в верхней части тела. Места, обычно поражаемые слизью, - питательный сок, мясо, жир, костный мозг, семя, кал, моча, нос, язык, легкие, селезенка, желудок, почки, мочевой пузырь.

Все болезни по основным признакам, отражающим их природу, сводятся к двум типам: болезни жара и болезни холода:

  • ветер и слизь в силу холодной природы уподобляются воде, поэтому на их основе развиваются болезни холода;
  • кровь и желчь в силу горячей природы стремятся уподобиться огню, поэтому на их основе развиваются болезни жара.

Болезнь жара не обязательно сопровождается повышенной температурой, а болезнь холода не обязательно проходит без повышения температуры. Внешние признаки могут указывать на болезнь холода, в то время как это болезнь жара, и наоборот. Такая ситуация значительно увеличивает ответственность целителя при постановке диагноза и выборе стратегии лечения. Впрочем, о способах диагностики и лечения речь у нас впереди.

Болезни ветра

Причины болезней в тибетской медицине:

  • чрезмерный прием пищи, напитков или лекарств горького вкуса, легких и грубых по природе (например, принятие большого количества кофе или крепкого чая). Расстройству ветра способствует также употребление в пищу непитательных продуктов, таких как картофель, горох, бобы. Все это касается не только людей с природой ветра, но и всех стариков, так как в старости у человека любого типа очень силен ветер;
  • работа во время поста, пребывание на холодном ветру.

Особенности протекания болезни:

  • лихорадочная дрожь;
  • озноб;
  • потягивание, иногда с зевотой;
  • боли в бедрах, пояснице, суставах;
  • «скачущие» боли, без определенной локализации;
  • пустые позывы на рвоту;
  • неясность органов чувств;
  • нервозность;
  • болезненные опущения при голоде.

Рекомендации: употребление жирной и сочной пищи.

Болезни желчи

Причины заболевания:

  • обильное питание горячей, острой, соленой пищей (мясо, масло, перец, пиво). Вкус такой пищи жгучий, сила - острая и маслянистая. Жгучими и острыми являются все виды перца, маслянистыми - любые масла, в том числе растительные. Вредно есть много баранины, так как она горяча и тяжела. Вредно пить много крепких спиртных напитков. Это касается людей с природой желчи, а также всех людей, находящихся в расцвете сил, поскольку у них очень активна желчь;
  • перегревание у огня, на солнце и т. п.

Особенности протекания болезни:

  • горький привкус во рту при приеме любой пищи;
  • частые головные боли;
  • ощущение жара при нормальной температуре тела;
  • сильные боли в верхней части тела, выше поясницы;
  • боли при переваривании пищи.

Рекомендации:

  • охлаждающие пища и напитки, а также горькая пища; пребывание в прохладных местах, например, в лесу, продуваемом прохладным ветерком;
  • ношение легкой одежды.

Болезни слизи

Причины заболевания в тибетской медицине:

Употребление пищевых продуктов, имеющих сладкий вкус или обладающих тяжелой, холодной или маслянистой природой. Не рекомендуется употреблять в большом количестве баранину, свинину, капусту, апельсины, яблоки, сахар, а также изделия из муки. Кстати, о муке: пшеничная мука способствует расстройству слизи, но при расстройствах ветра и желчи она оказывает пользу. Усиливают слизь сырые овощи, сырая, недоваренная, переваренная, пережаренная, охлажденная после приготовления пища, свежее и квашеное коровье и козье молоко, холодный чай и холодная вода. Помимо людей с природой слизи к этим продуктам чувствительны дети, поскольку в детском организме преимущественной силой обладает слизь. Внимательно к перечисленным продуктам также должны относиться жители влажных мест; пребывание в местах с повышенной влажностью.

Особенности протекания болезни:

  • плохой аппетит;
  • пища плохо переваривается, пучит желудок, изжога;
  • частая рвота;
  • ощущение вязкости во рту, кисловатый привкус;
  • частая отрыжка;
  • тяжесть в теле;
  • усталость;
  • ощущение холода снаружи и внутри.

Рекомендации:

  • употребление горячей, легкой, грубой, легкоперевариваемой пищи;
  • жизнь в тепле.

Как распознать болезнь

Распознать болезнь можно по-разному, но в тибетской медицине методы диагностики сводятся к трем составляющим - прощупыванию, осмотру анализов и опросу.

Прежде всего тибетские лекари прощупывают пульс больного по 12 основным точкам на руках и запястьях и решают принципиальный вопрос - выживет больной или умрет.

Далее происходят осмотр и исследование мочи (цвет, отстой, запах испарения, пена), в результате чего выявляется лик жара или холода.

И наконец, проводится тщательный опрос больного, в ходе которого выясняется, что он чувствует после принятия пищи, после опорожнения, перед сном и т. д. Тибетских целителей интересует буквально все: каковы привычки больного, его настроение, характер болей и пр.

Если европейский целитель может лишь констатировать, скажем, появление какого-либо новообразования в организме, то тибетский целитель может предсказать это за год, а то и за два.

Лечение с помощью тибетской медицины

Методы лечения тибетских целителей делятся на 4 категории:

  • 1-я - правильный образ жизни и диета;
  • 2-я - лекарственные препараты;
  • 3-я - акупунктура и прижигание;
  • 4-я - хирургическое вмешательство.

Основополагающий принцип тибетской медицины:

«Нет болезней, которые нельзя излечить в начале пути»


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы