Англия и Ирландия в Средние века – краткая история, тайны и загадки

20 октября 2019 в 21:18

Население Римской Британии было в большинстве своём обращено в христианство. Однако местная Церковь оказалась практически разрушенной после ухода римской администрации. Единственным крупным успехом этой Церкви уже после начала англосаксонских завоеваний стало обращение свободных валлийских племён святым Давидом (520–588). Оставшиеся в Британии священники не предпринимали попыток крещения нового, англосаксонского острова. Христианство пришло извне и двумя путями.

Обращение Англии и Ирландии в христианство

В начале V в. романизированный бритт, сын христианского диакона Патрик (373–463) был похищен разбойниками скоттами и продан в рабство в Ирландию, где он пас свиней. Ему удалось бежать, и после длительных скитаний Патрик оказался в монастыре на небольшом острове близ Марселя. Там он встретился с известным церковным деятелем Римской Галлии Германом – епископом Осерским. Именно влиянием святого Германа многие исследователи объясняют миссионерский пыл Патрика. Так или иначе, в 432 г. он отплывает в страну своего рабства, Ирландию, чтобы привести её к христианской вере. Позднее Патрик станет национальным святым острова Эйрин (так звучит его название на языке коренных обитателей).

И именно из Ирландии происходил отпрыск королевского рода святой Колумбан (521–597). Оттуда началось обращение пиктов, а также населённого кельтами королевства Стратклайд (территория нынешней Юго-Западной Шотландии). Ученики Колумбана начали распространять христианство в Нортумбрии.

В то же самое время и римский престол заинтересовался Британией. Король Кента Этельберт (560–616 гг.) был женат на франкской принцессе, правнучке Хлодвига Берте. Это была пламенная католичка, распространявшая свою веру при дворе. Узнав об этом, Папа Римский Григорий Великий (590–604 гг.) отправил в Британию итальянца Августина известного впоследствии как святой Августин Кентерберийский.

Миссия Августина прибыла в Кент в 597 г. и обосновалась сначала на прибрежном острове Танет. Затем на развалинах древней римской церкви Святого Мартина был основан Кентерберийский собор, доныне остающийся церковным центром Великобритании. Августин стал первым архиепископом Кентерберийским. Из Кента христианство стало распространяться в Эссекс, Восточную Англию и Уэссекс. Завершением христианизации Англии считают поместный собор в Уитби в 664 г.

Набеги германских племен на Англию

В V–VI вв., после ухода римлян, Британия подвергалась постоянным набегам германских племён с континента: англов, саксов и ютов. Англосаксонское завоевание Британии завершилось около 600 г. и привело к практически полному вытеснению аборигенов. Бритты удержались в Уэльсе, который будет завоёван Англией лишь в конце XIII в. Другие кельтские народы создали ряд королевств на севере острова Великобритания, объединившихся в XI в. в королевство Шотландия. На территории же собственно Англии также сложилось несколько государств. Они непрерывно воевали друг с другом, объединялись, делились, и число их постоянно менялось, однако в среднем всегда было около семи.

Поэтому хронисты, а вслед за ними и современные историки называют период VII–VIII вв. гептархией (греч. «семивластие»). Саксы заняли юг острова. Там образовалось три королевства: Уэссекс (т. е. Западные саксы), Эссекс (Восточные саксы) и Суссекс (Южные саксы). Севернее располагались три королевства англов: Мерсия, Восточная Англия и Нортумбрия, которая то делилась на две части – Берницию и Дейру, то снова объединялась. Крайний юговосток Британии занимал ютский Кент. Все эти королевства по очереди устанавливали своё верховенство над другими, и их правители принимали титул верховного короля Британии, но затем неизменно терпели поражение от соседей.

Англия в XIV веке

Английское общество отличалось от французского. Дворянство не было отделено непреодолимой границей от неблагородных. Черта проходила скорее между высшей аристократией (духовной и светской) и остальным населением страны. Это подчёркивалось, в частности, устройством высшего законосовещательного органа – парламента. В нём с начала XIV в. образовалось две палаты. В палате лордов заседали представители высшей знати по наследственному праву, а князья Церкви – по должности; в палате общин – выборные представители городов и графств. Последние избирались как из рыцарей, так и из свободных богатых крестьян.

Система воззрений в Англии в это время

В сознании людей Средневековья сосуществовали две системы воззрений – христианское учение о равенстве всех людей перед Богом и учение о тройственном устройстве общества. Общество полагалось справедливым, если каждое из сословий выполняло свою, установленную Богом функцию. После смерти же любой человек, независимо от положения, давал Богу отчёт в исполнении Его заповедей. Обязанности представители разных сословий имели разные, но спрос был со всех одинаковый. Собственность, богатство, социальное неравенство никоим образом не отрицались. Однако допускались лишь в том случае, если служили спасению души. Бедность считалась более угодным Богу состоянием, нежели богатство, но состоянием желательным, а никак не обязательным. Требования всеобщего аскетизма оценивались как сугубо еретические.

Кризис трёхсословной системы вновь поставил вопрос о равенстве и справедливости. Если высшие сословия не выполняют установленных Богом обязанностей, то имеют ли они вообще право на существование? Если люди равны перед Богом, то не должны ли они быть равными и друг перед другом? Как отвечали на эти вопросы во Франции, говорилось выше. Те же самые вопросы задавались и в Англии.

Особенности сословного строя в Англии XIV века

В Англии не существовало территориальных князей наподобие герцогов Бургундских во Франции. Крупные землевладельцы являлись богатыми помещиками, а не полусуверенными государями. Они противостояли трону как корпорация, как сословие. Несколько иным было и положение Церкви. При двойном (а не тройном) членении общества, при значительно большей, чем на континенте, зависимости Церкви от государства духовенство не было сильным сословием. Высшие иерархи сливались с лордами, рядовые священники оказывались ближе к непривилегированным жителям.

Во Франции низшие сословия обвиняли «воюющих» в том, что те не выполнили своего долга и потому не имеют права на привилегии и даже на существование. В Англии простолюдины – победители при Креси и Пуатье – полагали, что если уж они сами сражались не хуже рыцарей, то и в остальном должны быть равны им.


Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ГОРОСКОП НА СЕГОДНЯ
Овен Телец
Близнецы Рак
Лев Дева
Весы Скорпион
Стрелец Козерог
Водолей Рыбы