Буддийским тантризм

Тибетская йога - одно из направлений йоги, сформировавшееся в лоне буддийской традиции. Буддизм проник в Тибет из Индии в середине VII века (по крайней мере, так считает большинство исследователей тибетского буддизма) и очень скоро распространился по всему Тибету в форме махаяны - одного из своих основных течений.

Тибетский буддизм или буддийский тантризм

Буддизм оформился в Тибете в виде ряда школ и направлений. Наиболее известны из них: нингма, карджу, гелуг, ваджраяна. Они имеют свои особые линии преемственности, свои подходы к учению Тантр (Священные индуистские и буддистские книги, входящие в число канонических текстов. В данном случае речь идет о буддийских тантрах), свои эзотерические трактаты и различаются тем, что в методологии духовного продвижения выделяют тот или иной аспект учения Гаутамы Будды. В то же время, несмотря на имеющиеся различая, все они, в сущности, используют сходные эзотерические практики. Последние и станут основным объектом нашего внимания. Но сначала несколько необходимых отступлений.

Тибетский буддизм иногда называют буддийским тантризмом. В действительности, этот термин нельзя применить к тибетскому буддизму в целом, т.к. религиозный мир Тибета очень неоднороден.

Условно представителей всех направлений тибетского буддизма можно разделить на две большие группы. К первой принадлежат монахи и миряне, делающие в своем духовном развитии упор на соблюдение нравственных требований буддизма и отправлении культовой обрядности. Во вторую группу входят те, кто использует для своего духовного продвижения также и тантрические методы. Иными словами, в Тибете существует, с одной стороны, буддизм обрядовый, с другой - буддизм тантрический.

Термин "тантризм" трактуется неоднозначно. Основное значение слова "тантра" в переводе с санскрита - "активность", "действие". Потому, последователями тантры считаются те, кто идет путем действия, путем непрерывных собственных усилий, путем практики раджа- и буддхи-йоги. Однако, существуют и другие мнения на этот счет. Тантристами иногда также называют:

  • всех тех, кто признает Тантры,
  • представителей некоторых индуистских и буддийских школ, использующих в своей духовной практике сексуальные формы взаимодействия,
  • некоторые буддологи называют тантризмом только ваджраяну - одно из направлений тибетского буддизма.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению эзотерических методик буддийского тантризма, кратко остановимся на некоторых самых основных буддийских понятиях.

Основы тибетского буддизма

В среде некоторых исследователей буддизма сложилось представление о том, что буддизм атеистичен, что он отрицает Бога. Вероятно, это произошло из-за того, что буддисты рассматривают Бога не как какую-то Почтенную Личность, ожидающую поклонения, а как Тотальное Сознание, разлитое во всем и воспринимаемое в виде Ясного Света. (Хотя действительно, в буддизме есть некоторые немногочисленные школы, которые извращая его основы, отрицают существование Бога).

Лучшие духовные школы буддизма, в том числе тибетского тантризма, ориентированы на достижение непосредственного постижения Бога. Основная цель их последователей - слияние своего индивидуального сознания с Божественным Сознанием. Эта цель реализуется через длительную, упорную работу по самосовершенствованию, через обретение "трех качеств природы Будды": Совершенного Сострадания, являющегося аналогом христианской, суфийской, индуистской Любви, Совершенной Мудрости, Совершенной Силы. Основной акцент в обретении этих аспектов Совершенства Будды делается на собственные усилия самого адепта, т.к. буддизм считает, что в каждом человеке есть все необходимое для того, чтобы стать Буддой.

Одним из обычных терминов в буддийской практике является термин "Нирвана". Он служит для обозначения высших состояний сознания, достигаемых за счет расширения индивидуального сознания в одной из двух высших пространственных мерностей. (Говоря языком Бхагавадгиты - на плане Брахмана и Ишвары.)

Термин "Нирвана" обозначает целый класс состояний, ступеней восхождения - от первого достижения этого состояния до полного утверждения в его высших проявлениях. Это происходит за счет освоения статического и динамического аспектов Нирваны в Брахмане, Нирваны в Ишваре. Но существует также очень большая дистанция между достижением таких состояний и полным овладением ими.

В буддийской практике встречается и другой термин "Освобождение". Он означает расторжение всех привязанностей ко всему земному, включая собственное тело и свое "я". Благодаря этому, адепт выходит из вовлеченности в круг рождений и смертей, из колеса сансары (проявленное бытие, мир форм), как говорят буддисты.

Духовная работа в лучших духовных школах Востока и Запада ведется одновременно по трем взаимосвязанным направлениям: этическому, интеллектуальному, психоэнергетическому. То же, в целом, наблюдается и в тибетском тантризме.

Школы тибетского буддизма

Скажем несколько слов о системе обучения в школах буддийского тантризма. Как правило, в нем отсутствует какая-либо жесткая схема. Духовный наставник, ориентируясь на индивидуальные особенности ученика, в соответствии с этим выстраивает всю программу обучения. В то же время, нельзя не сказать о том, что на тех или иных сходных этапах духовного продвижения учеников наставником используется определенный набор стандартных приемов и техник.

В педагогическую систему тибетских лам, как правило, не входят длительные наставления и поучения. Чаще всего ими применяется наглядный метод, предоставляющий ученикам возможность черпать знания из собственных наблюдений и личного опыта. (В этом тибетские ламы очень походят на суфийских шейхов.) Помимо всего прочего, такая форма обучения дает возможность ученику быстро развить способность мыслить самостоятельно. Процесс обучения, очень условно, можно разделить на три этапа: предварительный, основной, заключительный. Подробно рассмотрим каждый.

Предварительный этап преимущественно связан с интенсивной работой этического и интеллектуального плана. Неофит посвящает все свое время активному преобразованию своей психоэмоциональной сферы, этическому совершенствованию, изучению различных канонических текстов, рекомендуемых ему наставником. Но помимо этого, начинающий адепт, если он способен к дальнейшему продвижению, проходит курс предварительных психоэнергетических тренировок, готовящих его к основной духовной практике.

Обет Бодхисаттвы

На этом этапе особенное внимание уделяется этическому направлению духовного развития. Уже на самых начальных ступенях своего духовного пути, часто сразу после инициации, неофит принимает обет Бодхисаттвы. Он заключается в посвящении своей жизни духовному служению и требует развития безмерного сострадания ко всем существам. Обет Бодхисаттвы предполагает обретение таких добродетелей, как: страстная устремленность к Цели, терпение, деятельное служение людям, постоянная медитация, освобождение от ложных привязанностей и желаний, соблюдение всех буддийских нравственных требований, т.е. ахимсы, воздержания от лжи, воровства и т.д.

Стремясь как можно быстрее освободиться от этических несовершенств, адепт начинает неустанно работать над искоренением своих пороков и преобразованием своей психо-эмоциональной сферы. Он стремится устранить все эгоистические проявления, освободиться от недуховных начинаний и привязанностей, а также постоянно развивает в себе положительные качества и свойства.

Процесс этического совершенствования значительно убыстряется благодаря использованию определенных психоэнергетических методов. Одним из них, играющим огромную роль, особенно в первые годы духовной практики, является работа с йидамом.

Практика работы с йидамом в тибетском тантризме включает в себя два важных этапа:

  1. Создание четкого образа того или иного мифологического существа, обладающего определенным комплексом положительных качеств, недостающих адепту (йидам выбирается наставником в соответствии с индивидуальными особенностями ученика).
  2. Полная идентификация с этим образом.

Отождествление с йидамом осуществляется сразу на всех уровнях. Практикующий, полностью вживаясь в тот или иной образ, начинает воспринимать, ощущать окружающий мир, действовать в нем так, как это бы сделал йидам. (Работа с йидамом применяется и в других духовных традициях, например, в христианстве. Так, в католицизме для идентификации используется образ Иисуса Христа. Православные исихасты отождествляли себя с образом своего духовного наставника.)

Эта практика позволяет очень быстро освободиться от всех обусловленных прежней жизнью реакций, стереотипов мышления, избавиться от своего "я" и выработать новое, "магическое" отношение к жизни.

Обряд Чход

Начинающие адепты, по рекомендации своего духовного наставника, могут использовать и другой метод - обряд Чход. Обряд совершается в одиночестве, в уединенном, внушающем ужас месте. Адепт отождествляет свои страсти, пороки, ложные желания с собственным телом и затем, визуализируя различных сверхъестественных существ, отдает им тело на растерзание. Если у подвижника хорошо развита способность к продуцированию образных представлений, он действительно видит свою плоть, терзаемую и разрываемую на части сонмом ужасных созданий... Цель этого обряда - отрешиться от своего "я".

Определенная работа совершается на кладбищах, где тела умерших предлагаются на съедение животным. Невольно приходящие в таких местах размышления о смерти, о бренности тела заставляют адепта по-другому взглянуть на запас оставшегося у него на Земле времени, способствуют устранению ложных привязанностей и желаний. Кроме того, такая форма духовной работы может содействовать появлению состояния неразличения между отталкивающими и привлекательными объектами. (Аналогичная работа проводится и индийскими йогинами, и мусульманскими суфиями. Размышления о смерти - неотъемлемая часть духовной работы и других школ и направлении йоги).

Помимо этих оригинальных практик адепт выполняет массу упражнений, способствующих приведению в порядок тела и его биоэнергетических структур (используются, например, методики сходные с хатха-йогой), установлению "ментальной паузы", развитию способности к совершенной концентрации, визуализации. На этом этапе широко применяются некоторые ритуалы, молитвы, мантры, используются различные психофизические упражнения, дыхательные практики, янтры (символические диаграммы) и т.д.,

Подробнее остановимся на искусстве визуализации, т.к. это - один из наиболее характерных тибетских тантрических методов.

Практика визуализации в тантре

Визуализация - это искусство создания образов. Начинается эта практика с визуализации того или иного мифологического существа, отдельных частей его тела, деталей одежды. По мере того, как растет умение, адепт легко и быстро начинает воспроизводить перед "внутренним взором" весь облик этого существа. Далее следует работа с еще более сложными образными представлениями. В некоторых случаях адепты стремятся к визуализации очень плотных, материальных образов, видимых другими людьми как реально существующие объекты.

Визуализация таких плотных форм сопряжена с наработкой огромной личной силы, зачастую довольно грубой. Нельзя не сказать о том, что это - очень опасный путь, полный искушений. Не каждый выдерживает его соблазны и иногда останавливается на достигнутом, переориентируясь на магию, демонстрацию чудес. Правильной же на пути совершенствования в искусстве визуализации является постоянная тенденция к утончению сознания.

После интенсивного курса предварительных тренировок адепт переходит к основной духовной практике. Цель основного этапа - преодоление двойственности (на санскрите - "двайты") и получение живого опыта работы в многомерном пространстве. Он предполагает дальнейшее оттачивание "граней" искусства визуализации и включает в себя выполнение сложных психофизических упражнений, работу с чакрами, энергетическими каналами и другими энергоструктурами организма.

Если проводить параллели, то, в целом, это соответствует той работе, что проводится на ступенях дхараны и дхьяны восьмиступенчатого пути йоги Патанджали.

Для многих адептов этот этап оказывается весьма длительным. На его усвоение может уйти 20, 30 лет, вся жизнь. На заключительных ступенях основного этапа, если адепт до них доходит, индивидуальное сознание становится для него реальностью и перед ним открываются новые возможности работы с сознанием (на санскрите - буддхи).

Основной этап также предполагает дальнейшее совершенствование психоэмоциональной сферы, ее утончение. Это происходит, в частности, за счет использования искусства визуализации, например, тех божеств тибетского пантеона, которые могут служить эталоном тонкости. Создавая яркий образ того или иного божества, практикующий, путем эмоциональной сонастройки с ним, начинает воспринимать совершенно иной спектр эмоциональных и энергетических состояний.

Такая практика, помимо утончения, дает возможность постичь многомерность пространства. Визуализация используется также для очищения и развития чакр, энергоканалов, доведения всех энергоструктур организма до совершенства. Для этого, например, фигура того или иного божества может визуализироваться в нужной чакре. Широко применяется также работа с мантрическими образами, образами таттв (стихий), различных цветов, предметов, процессов и т.д.

Методика работы с образными представлениями оказывается высокоэффективной и для регуляции физической работоспособности. Наиболее ярко это демонстрирует техника медитативного бега - лун-гом. В ее основе лежит также использование определенных дыхательных упражнений и мантр. Лун-гом-па (так называется адепт, владеющий этой техникой) начинает, на фоне определенных образных представлений, непрерывно повторять про себя мантру. В соответствии с ней он регулирует ритм дыхания и соизмеряет такт движений. Указанные приемы позволяют лун-гом-па пробегать большие расстояния с большой скоростью, совсем не отдыхая, легко преодолевая все препятствия, встречающиеся на пути. Путешествующим по Тибету европейцам (в частности, супругам Рерихам и Александре Дэвид-Нэль) приходилось несколько раз видеть лун-гом-па. Описания этих встреч можно найти в их книгах.

Медитативный бег на фоне непрерывной медитативной работы применяется и другими школами раджа- и буддхи-йоги. Его описания, в частности, можно найти у Карлоса Кастанеды .

31 июля 2020 в 12:25

Редактор Astromeridian.ru

Ежедневные сервисы онлайн » Буддийская астрология » Тибетский тантризм - обряды и практики



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.