Мифы и легенды о Луне

12 октября 2019 в 9:26

@ Людмила Муравьева, астролог, главный редактор журнала Astromeridian

Рассмотрим, какие существовали мифы и легенды о Луне. Вообще, так уж получается, что, открывая случайно магические знания древних народов, мы говорим в недоумении, что этого они не могли знать. Но так часто оказывается, что те далекие знания и наши современные практически равнозначны! Как это объяснить, не прибегая к ссылкам на получение древних знаний сверхъестественным путем?

Самые известные легенды о Луне

Проанализируем, как рассматривалась Луна в легендах. Луна и звездное небо над головой всегда приковывали внимание людей. Это был мир тайный и неизведанный. Он манил и притягивал взоры. Это сегодня в городах, наполненных светом электрических ламп, звезды и Луна теряются на фоне ярких вывесок, рекламных щитов и многочисленных фонарей.

А когда-то - кстати, не так уж давно - электричества не было, и даже в крупных городах ночи были темными. Луна служила нередко единственным источником света. Вспомните хотя бы автобиографические повести Максима Горького, где он описывает, как читал книги при лунном освещении, пуская на страницы зайчики от хорошо начищенной кастрюли.

Ночной мир без Луны сразу становился для человека мрачным и полным опасностей. Ведь нам нужно хоть немного света, чтобы быть уверенными в себе. На протяжении длительного времени ночи человеку освещали звезды, Луна, костры или свечи (лучины).

Но если лучины, костры и свечи были рукотворным светом, то Луна и звезды давали естественное, природное освещение. И для древних они несли печать божественности.

Луна в образе девушки, женщины, старухи в мифах и легендах

Люди в древноси еще не знали, что Луна видна на нашем ночном небе благодаря отраженному свету Солнца.

Они считали, что дневной свет дает нам бог Солнца, податель жизни и плодородия, наделенный мужскими качествами, а ночной - богиня Луны, царица снов, магии, олицетворяющая почти во всех странах мира смерть и наделенная женскими качествами. Все остальные планеты и созвездия тоже были включены в мифологию, но они занимали менее значительное положение.

И вот что интересно: всегда Луна тесно связывалась с Землей и Солнцем. Это был своего рода триумвират планет, объединенных канвой мифов. И пожалуй, Луна здесь играла даже большую роль, чем Солнце.

Это связано с некими тайными качествами Луны: она способна изменять форму, становиться не тем, чем была день назад, восстанавливаться и снова разрушаться. Солнце способно лишь менять яркость или высоту над горизонтом, Луна же каждый день становится иной. Кстати, эта ее особенность послужила причиной того, что все первые земные календари не солнечные, а лунные.

Древние мифы о Луне

Луна в мифах наделена необычными качествами и дарами. Она может выглядеть то как юная красавица, то как зрелая матрона, то как носатая старуха. Она может быть видимой или сокрытой. Она рождается, умирает и снова возрождается из темноты.

  • Одни народы именовали ее глазом бога,
  • другие видели в ней волшебный шар,
  • третьи (австралийские мифы) - бумеранг, который то приближается, то удаляется в темном небе.

На Луне, согласно мифам, произрастают странные и целительные растения, там стоят дворцы невиданной красоты и живут необычайные существа и бессмертные герои...

Цивилизация быстро приходит к одичанию, если меняется строй ее жизни. Отнимите у современного человека его игрушки - машины, компьютеры, ядерную или электрическую энергию, и правнуки программистов и пиарщиков скатятся в дикость. А о прежнем прадедовском времени они сохранят мифы.

По одному из таких мифов герой эпоса Нил Сильная Рука со товарищи летал на стальной птице к Луне. Один дикий народ назовет цель полета - за бессмертием, которое таится в лунном камне.

Нил Сильная Рука добыл лунный камень и привез на родину, после чего жил долго и счастливо. Другой дикий народ будет утверждать, что этот герой обратился птицей - орлом, чтобы склеивать Луну, но смог отклевать только крохотный кусочек, а третий дикий народ будет рассказывать техногенную сказку о санях-самоездах и коврах-самолетах, которые перевозили героя-путешественника с Земли на Луну и обратно, снабжая по пути питанием со скатерти-самобранки.

И будет этот герой облачен в костюм, сверкающий, как серебро, а назад возвратится с расколдованной принцессой или побежденной лунной девой...

Вы не узнаете

  • ни настоящего имени нашего реального героя (Нил Армстронг),
  • ни его фантастического одеяния (обычный скафандр),
  • ни технических средств (космического корабля, луноходов, баллонов с воздухом и прочего оборудования),
  • ни способа питания (специально приготовленные и упакованные продукты),
  • ни цели путешествия (исследование Луны).

Так что же удивляться, если прежнее знание растворилось в мифах и стало непонятным? Нужно удивляться, что иногда через миф мы можем увидеть вполне научную истину!

Древние мифы и наука о Луне

Посмотрим, какое взаимодействие имеют древние мифы и наука. В нашей традиции, опирающейся на античность и христианство, которое в свою очередь выросло на иудейской культуре и модели восприятия мира (а если смотреть шире, так и на общем индоевропейском пласте истории), Луна сама есть творение Бога или богов.

Она оказывает влияние на людей, но не она их сотворила. Человек в этой традиции служит предметом воздействия различных внешних сил (богов) для их собственных нужд, часто - предметом противоречивых влияний Солнца и Луны.

Кстати, эти влияния описывают мифы по всему земному шару, поскольку солнечные и лунные воздействия на человека наиболее ощутимы. Они ярко выражены, и их легко заметить. На самом деле, как вы увидите в дальнейшем, в этом понимании заложена истина. Мы действительно, как и все живые существа, подчиняемся разным природным и планетарным ритмам.

Древние мифы и наука. Наука долго не хотела признавать очевидного. Продолжительное время считалось, что планета на планету, звезда на планету влияют, а планеты или звезды с человеком ничего подобного не делают. Научные сведения о Луне еще век назад касались только ее астрономических характеристик, все остальное отбрасывалось как миф.

Даже воздействие Луны на гравитацию Земли, совершенно очевидное любому жителю морского побережья, старались не замечать, относя к области мифологии. А почему не хотели? Да потому, что любая связь действительно существующих вещей с мифами для науки неочевидна, пока не доказана математически.

Луна в древних научных трактатах

Мифы - это особый род сведений, которые трудно рассмотреть с первого взгляда, а, например, древние книги индусов - это еще более сложная и разветвленная мифологическая система.

Что вы сможете сказать о целом «сериале» сведений о древних войнах между богами и развитыми цивилизациями, которые сохранились в индийских трактатах, где есть целые пласты сюжетов, которые не поддаются той научной трактовке, которую мы привыкли применять к историческому материалу?

Там, между прочим, рассказывается об очень-очень странных вещах. О том, например, что в древнюю эпоху на земле шли страшные и разрушительные войны с применением испепеляющего целые районы оружия. О том, что в эти войны была вовлечена Луна. О том, что существуют разнообразные летательные аппараты, на которых перемещались продвинутые асуры.

Трактаты приводят многостраничные описания военной техники, которые ставят в тупик исследователей-гуманитариев, но очень хорошо понимаются военными специалистами по ядерному оружию. С нашей точки зрения, это мифы. Но внутри этих мифологически обработанных сведений заключена целая неизведанная планета.

Может, именно поэтому мы способны расшифровать легенды ненцев или коряков, но с более сложными моделями уже начинаем сомневаться в точности собственного анализа.

Луна в египетских мифах

Лунные мифы в том же Египте, странные и непонятные нам папирусы, особые способы продвижения души умершего в потусторонний мир - это тоже на самом деле пока «терра инкогнита», там мы постоянно блуждаем в поисках истины. И чем сложнее культура, тем труднее адекватно ее понять.

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в египетских мифах. Очевидно, стоит пристально посмотреть на Египет и знания его жрецов. Греческое соотнесение Луны с царством мертвых связано и с египетскими мистериями. Египтяне имели несколько лунных божеств, а также богов и богинь, несущих черты лунного культа.

От древнего египетского пантеона остались в более позднем (который хорошо изучен) всего лишь отголоски. Но известно, что первоначально управителями египетского мира были лунные боги и первым календарем был лунный, только потом им на смену пришли бог Солнца Ра и солнечный календарь.

Знания о Луне - это отголосок лунных культов и древних знаний, когда мифы были историей, а магия - наукой. Если этого не понять, то нельзя объяснить хотя бы такого факта, что им было известно соотношение массы Земли и Луны, причем это величины, близкие к современным. А ученые высчитали это соотношение адекватно лишь век тому назад.

Какой предстает Луна в греческих мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в греческих мифах. В мифах мы, конечно, не найдем ни расчета лунной орбиты, ни определения массы или величины Луны. Но в древности и научные знания были тоже невероятно мифологизированы. Самая «правильная» в научном отношении Греция может служить прекрасной иллюстрацией того, как причудливо переплелись мифы и научные догадки.

Создание Луны греки приписывали Зевсу, который, по словам легендарного Орфея, «смастерил и иную землю, безграничную, кою Селеной зовут бессмертные, а земные человеки - Меной. Много на ней гор, много городов, много жилищ». Селена и Мена - это греческие названия Луны.

За «жилища» греки принимали многочисленные лунные цирки - кратеры характерной округлой формы, хорошо заметные с Земли. В эпоху городов-государств лунные кратеры очень напоминали грекам земные города, обнесенные защитными стенами. По мнению греков, на Луне водятся страшные чудовища, одно из которых как-то сорвалось с Луны и упало на Землю.

Речь идет о знаменитом Немейском льве, которого победил неукротимый Геракл. Это чудище было заковано в броню и причинило людям немало бед. В мифах лунного льва называют демоном Селены. Между прочим, и в далеком Китае тоже есть мифы о чудищах с Луны.

Уфологи видят в описании этих страшных монстров реальные механические объекты, созданные инопланетянами. Впрочем, описание этих монстров вполне располагает к такому толкованию. Очень уж они похожи на разного рода машины. Но мы слегка отклонились от темы. Вернемся к древним грекам.

Греческие философы о Луне

Философов Древней Эллады очень интересовало, из каких пород сложена Селена. Философ Эпименид называл ее «горной землей», с ним соглашался и Фалес: Луна состоит из земли, то есть ничем от Земли не отличается. Пифагор именовал Луну «небесной землей», но что он имел в виду - мы достоверно не знаем: обычно под «землей» он подразумевал твердое вещество, то есть все, что не является водой, воздухом или огнем (по мнению древних греков, мир сформирован четырьмя стихиями).

О том, как пристально греки изучали Луну, можно судить по тому факту, что известный философ Анаксагор создал лунную карту, на которой были изображены горы, холмы, города, ущелья, впадины и даже овраги. От карты остались только описания. Но Плутарх утверждает, что она существовала. А Плутарху в этом вопросе можно доверять.

Кстати, Анаксагор был убежден, что Луна не имеет воды, а те впадины, которые потом средневековые астрономы нарекли морями, он называл сухими, то есть уровень знаний Анаксагора гораздо ближе к реальности, чем домыслы европейских ученых Средних веков. Считается, что эти знания были получены греками от египетских жрецов, которые хранили в своих храмах некие древние записи.

Луна и царство мертвых

Луна в греческих мифах. Известный древний ученый-астроном Птолемей составил описание лунной поверхности, запечатленное затем в трудах Плутарха. Луна считалась обителью мертвых, жилищем богини Персефоны, которая была дочерью Деметры и женой Аида, зиму проводила в подземном царстве, а летом появлялась среди живых.

Эта возрождающаяся, как природа, Персефона и владела царством мертвых, расположенным на Луне, которая, как говорит Плутарх, «граничит с полями Аида», то есть в небытии, по ту сторону жизни. «У эллинов говорится о богах, но не все правильно.

Так, например, хотя они дают правильные имена Деметре и Коре, они неправильно думают, будто оба эти божества пребывают совокупно в одном и том же месте. Ибо Деметра находится на земле и правит земными делами, а Кора помещается на Луне и властвует над делами Луны.

Она именуется и Корой, и Персефоной. Персефоной, как светоносная, Корой потому, что мы обозначаем этим словом зрачок глаза, отражающий лицо смотрящего, подобно тому, как на Луне отражается свет солнца. В рассказах о странствованиях и взаимных поисках этих богинь в виде загадки содержится истина; ведь, будучи разлучены, они стремятся друг к другу и часто соединяются в тени.

И не ложь, что Кора бывает то в небе и на свету, то во мраке и ночи; ошибка только в исчислении времени. Не по шесть месяцев, а раз в шесть месяцев мы видим, что земля, как мать, объемлет ее тенью, и лишь изредка это случается с ней раз в пять месяцев, так как ей нельзя оставить Аид, которому она служит пределом, на что намекнул и Гомер, сказав: „в Елисейские поля и пределы земли".

Там, где прекращает распространяться тень земли, он положил конец и предел земли. В эти поля не восходит никто злой и неочищенный; а добрые, перенесенные туда после кончины, ведут весьма легкую, хотя не блаженную и не божественную жизнь, пребывая там до второй смерти».

По словам Плутарха, лунная география похожа на земную, там есть свои горы и свои впадины. В одной из самых крупных впадин Птолемей расположил жилище Гекаты (одна из ипостасей Луны, связанная с магией; по преданию, Геката способна вызывать души мертвых), поскольку Луна - это обитель мертвых.

Кроме того, там Птолемей поместил еще и два ущелья, очень глубоких и длинных, по которым перемещаются души мертвецов с одной стороны Луны на другую. (По словам Плутарха: «Наибольшую из них [впадин] называют „укрытие Гекаты".

Там наказуемые души требуют и получают воздаяние за то, что они претерпели или совершили, ставши уже демонами. А два длинных [углубления] называются Вратами, ибо через них души переправляются то на сторону Луны, обращенную к небу, то опять на сторону, обращенную к земле. Обращенная к небу сторона Луны называется „Елисейскими полями", а обращенная сюда - „противоземной Персефоной"».)

Считается, что, изображая перемещения душ по узким расселинам, Птолемей пытался описать колебания Луны относительно своей оси, или либрации (смещения), благодаря которым Луна показывает нам иногда (правда, очень незначительно) часть невидимого с Земли полушария.

Ущелья, которые упоминает Птолемей, ныне именуются Морем Изобилия и Морем Нектара. Сама же либрация после Птолемея долго считалась домыслом и была заново открыта только Галилеем. Увидеть это явление без телескопа нереально, поэтому встает закономерный вопрос: откуда мог знать о либрациях Птолемей?

И вопрос этот ставит нас в тупик, ибо принято считать, что древние греки не знали телескопа. А если знали? А если они наследовали знания от погибшей более древней цивилизации? Вопрос этот оставим открытым.

Греки знали о Луне больше нас?

В описании лунной поверхности Птолемеем немало странного. Например, он упоминает о том, что вершины гор на Луне плоские и гладкие. Он пишет о цирках с плавными, сглаженными стенами. Но астрономы XIX века, уже имевшие телескопы, думали, что цирки имеют острые зубцы.

И если вы откроете любую из книг того времени, то лунные горы изображены с высокими зубцами, с острыми гранями. Только картинки с Луны, переданные на Землю спутниками, и фотографии, которые привезли астронавты, подтвердили правоту Птолемея: горы сглаженные, засыпанные слоем разрушенной метеоритами породы. Есть еще интересная деталь: по Птолемею, вокруг кратеров расположены узкие пурпуровые пояса. Долгие века над пурпуровыми поясами насмехался весь просвещенный научный мир. Еще бы: пурпуровые пояса в телескоп никто не наблюдал.

Однако, когда астронавты посетили Луну, они увидели... пурпуровые пояса. Это метровой ширины полосы, идущие по всей окружности цирков. Откуда бы знать о такой детали Птолемею? Плутарх упоминал, что ему показали рукописи, спасенные из разрушенного Карфагена. Этими рукописями пользовался и сам Птолемей...

Луна в китайских и японских мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в китайских и японских мифах. Большинство китайских и японских мифов называют Луну «Принцессой Лунного Лавра». Этот мифический лавр якобы произрастает на Луне рядом с Лунным дворцом, в котором обитают небожители.

С развитием в этих восточных странах буддизма Луна получила имя светоча истины. Буддисты Китая и Японии считали, что лунный свет озаряет дорогу и служит маяком для каждого, кто стремится постичь смысл существования и завершить череду перерождений.

В мировоззрении китайцев и японцев Луна и Солнце являются единым целым, составляющим две половины космического начала. Луна, как женское начало, олицетворяет инь (холод - тьма - женственность - податливость) в противоположность мужскому началу ян - Солнцу, олицетворению силы и энергии (тепла - света - движения - напряжения).

Поэтому Луна-инь - это тьма и смерть, а Солнце-ян - свет и жизнь. Но как земного неба нельзя представить без Солнца или Луны, так и жизнь не существует без смерти. Они плавно перетекают одно в другое, образуя фигуру дэн (известную в виде соединения инь и ян).

Древние китайцы верили, что Луна состоит из призрачного и очень нестойкого вещества - водного эфира, напоминающего по своим качествам туман. Поскольку противопоставлением активности и зноя служат холод и бездействие, Луне приписывали такие качества, как печаль, одиночество, созерцательность, любовное томление.

Поэтому лунная красота - это красота отказа от земной жизни, надежд, права на счастье. В литературе и театре появился даже особый стиль - саби, обозначающий произведения, созданные в духе отрешенности от мирской жизни и суеты, то есть своего рода элегические творения, созданные по лунному образцу красоты.

В поэзии это стихотворения, повествующие об уединении человека, его отстраненности, душевных переживаниях, окрашенных легкой дымкой грусти, в прозе и драматургии - истории о вечной любви разлученных людей. Считалось, что это высший принцип красоты и воспитания духа.

Китайские и японские мифы о Луне

О Луне в Юго-Восточной Азии существует немало легенд. Например, предания народности тай, живущей в Южном Китае, рассказывают о некоем правителе, который вышел из большого яйца, упавшего с Луны в море.

По легенде, он правил этим народом много лет, был справедлив, учил людей астрономии, ввел законы, запрещающие делать дурные поступки, разграничил понятия добра и зла. Даже в наши дни его вспоминают как самого бескорыстного правителя этого народа. Вообще повествования о «героях с Луны», спустившихся на Землю в серебряном или золотом яйце, - это целый пласт мифологических сказаний на всем азиатском Востоке.

И об этих легендах мы еще будем упоминать. Пока же запомним только то, что Луна в этой мифологии обозначается как место, откуда людям были дарованы справедливость и знания. Нередко эти же народы связывали Луну с возможностью обретения богатства.

Известно, что на протяжении веков в исторических хрониках основатели многих китайских династий объясняли происхождение своего богатства так. Кто-то из их предков отправился в путешествие на Луну, где золота видимо-невидимо.

Обитателям Луны пришельцы с Земли очень понравились, поэтому, когда они засобирались домой, были одарены золотыми и серебряными слитками, а также волшебными предметами. Именно на Луне китайцы помещают место обитания трехногой жабы, одного из самых сильных символов материального достатка.

Считается, что легендарный китайский император Мин Хуан подружился с обитателями Луны. От них он получил не только богатые дары, но и новые знания, в частности овладел игрой на флейте.

Когда он вернулся на землю, то обучил своих приближенных мелодии для флейты, которая так полюбилась ему в лунных чертогах. Эту мелодию придворные музыканты не преминули записать. Так, по преданию, родилась в Китае первая музыкальная пьеса.

Луна в корейских и индийских мифах

Сделаем исторический экскурс, как рассматривалась Луна в корейских и индийских мифах. В ближней Китаю Корее Луна тоже занимала ведущее место в космогонической мифологии. Считалось, что Луна страшно тверда и холодна, то есть, иными словами, это огромный ледяной шар.

В космосе живет пес по имени Пулькэ. Каждый месяц этот пес стремится украсть Луну, но ему никак не удается ухватить ее зубами - Луна выскальзывает из пасти.

Псу иногда удается отгрызть от нее кусочки, но даже когда он ее полностью измельчает, все равно она вскоре возвращается на свое место. И пес начинает охоту снова. Это своего рода корейский миф о Сизифе. Только пес занимается своим бессмысленным трудом не из-за божественной кары, а в силу глупости и алчности.

Луна в корейских и индийских мифах. В расположенной неподалеку Индии мудрецы тоже считали, что Луна необычайно холодна. Когда герой «Рамаяны» Равана решает отправиться в космическое путешествие, то его члены сковывает ледяным холодом по мере приближения к ночному светилу.

Придание Луне качества невероятного холода ничуть не мешало индийцам считать Луну мерилом красоты. Именно в Индии, а также странах Юга Азии лица красавиц было принято сравнивать с Луной. Луноликими называет их древняя поэзия. В славянской древней литературе мы также сталкиваемся с соотнесением красоты юноши или девушки с Луной.

Девушки имеют "луноподобные" лица, юноши схожи красотой с молодым месяцем. Эта традиция связывания красоты с Луной характерна для многих европейских и азиатских народов.

Оцените статью:
Рейтинг: 5 (Голосов: 11)

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.


Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.
 
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ОНЛАЙН

Загрузка...

ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕСТЫ


ЧТО ПОЧИТАТЬ