А сейчас я предлагаю взглянуть на вопросы восприятия цвета с другой точки зрения - психологической. Что такое психология цвета? Рассказывая о лимоне, я не зря употребила выражение «разбуди среди ночи». Когда наше сознание наполовину спит, вторая половина автоматически выдает хранящийся в «корневых каталогах» штамп: «лимон - желтый». Психика каждого человека содержит огромный перечень цветовых ассоциаций, то есть любой общеизвестный предмет соотносится с определенным цветовым рядом. Но справедливо и обратное - каждый цвет вызывает ассоциации с тем или иным набором объектов, а также эмоциональным состоянием, вкусом, температурой и много с чем еще.
Помимо коллективных цветовых ассоциаций, каждый из нас имеет и свои индивидуальные, связанные с персональным опытом. Особенности цветовосприятия могут также различаться в зависимости от возраста, профессии и даже этнической принадлежности. Например, результатами исследований подтверждено, что красный особенно любят дошкольники, а люди пожилого возраста предпочитают пастельные и нейтральные цвета. Белый является цветом чистоты и невинности в католических странах, в Индии же он считается траурным. Известно, что у некоторых детей, прошедших через неприятные медицинские процедуры, белая одежда может вызывать страх, так как ассоциируется с традиционными халатами медработников. Темные или черные костюмы, особенно в сочетании с белыми сорочками, не зря популярны среди бизнесменов и работников руководящего звена, ибо соответствуют серьезному деловому настрою, свидетельствуют о собранности своих владельцев, а также об их умении сосредотачиваться на главном.
Разумеется, восприятие цвета трансформировалось и со сменой исторических эпох, отражая эволюцию общества и человеческой психики. К примеру, во времена раннего Средневековья коричневый и серый считались уделом простолюдинов, означали нищету и убожество. Еще бы, ведь бедняки не могли себе позволить светлых и ярких тонов - ни в быту, ни в одежде! С расцветом Возрождения эти цвета перестали восприниматься негативно, превратившись, скорее, в признак похвальной умеренности, благоразумия и практичности. В наше время они позиционируются как спокойные, свидетельствующие об утонченном вкусе, или - как натуральные, природные. А так как все натуральное нынче высоко ценится (слишком велико засилье синтетических материалов!), то красивые оттенки серого и коричневого смотрятся изысканно, богато и благородно.
Психология цвета. Итак, давайте уделим каждому из наиболее распространенных тонов персональное внимание. Эта информация не только полезна и увлекательна, но и необходима нам, чтобы затем перебросить мостик от теории цвета к астрологической практике.
Но перед тем, как перейти к «Кратким биографиям красок», разрешите рассказать небольшую историю. Жила-была одна дама, которая главенствующим цветом своего жилища избрала красный. И все-то у нее было красное: обои, портьеры, покрывала на диване и креслах. Красными были и магнитофон, телефон, чайник... Еще она носила одежду тех же тонов, а также употребляла лак и помаду самых пламенных оттенков. И все бы было в ее жизни просто прекрасно, да только не складывались отношения с невесткой. Правда, неизвестно, кто в этой истории страдал больше, ибо бедная девушка очень недолюбливала красный цвет, а после многочисленных и бурных стычек со свекровью ее нелюбовь окрепла, превратившись почти что в ненависть. Кстати, сия темпераментная дама принадлежала к огненному знаку Льва, а ее невестка была рождена под знаком Тельца, относящимся к земной стихии. Разъяснить астрологическую подоплеку это ситуации обещаю чуть позже, а сейчас было бы уместно перейти к биографии красного цвета.