Сетчатка глаза имеет так называемые палочки и колбочки, при этом палочки отвечают за восприятие тона, а колбочки - за восприятие цвета. У разных людей соотношение палочек и колбочек различно, поэтому и восприятие совершенно различно. Одни люди больше воспринимают цвет, а другие - форму. Но однозначно определено, что у мужчин преобладают палочки, а у женщин - колбочки. Из этого следует, что в дизайне для женщин большее значение имеет цвет, а следовательно - настроение, а для мужчин - форма, а значит, и содержание. Можете проверить себя на двух картинах, которые вы найдете на цветной вкладке. Какая вам ближе к сердцу? Ну, какую вы повесили бы на стену?..
Особенности физиологии цвета
Каждый цвет имеет свой тон, т. е. определенную степень светлоты. И поэтому любую форму можно построить цветом определенного тона. Если на экране телевизора или компьютера цвета имеют свой свет, то в печатной или щитовой рекламе они светят отраженным светом, а это накладывает определенные свойства - рефлексы, гамму окружающей среды, отражающие свойства материала, на котором изготовлена реклама, и многое другое. Один и тот же плакат в помещении с освещением от обычной лампы имеет желтоватый тон, а на улице - холодный синеватый. Эти особенности следует так же учитывать при съемке видеокамерой. Не зря профессионалы даже в солнечный день освещают модель дополнительными софитами с лампами определенного спектра свечения.
От чего зависит цвет
Физиология цвета. Важно понять, что цвет зависит от вибраций. Единственное различие между цветами состоит в длине световой волны или, иначе говоря, в количестве колебаний в единицу времени. Фиолетовые вибрации самые быстрые, красные - самые медленные, но существуют и лучи, находящиеся вне этого диапазона, - ультрафиолетовые и инфракрасные, которые недоступны для человеческого глаза. Окружающие нас предметы выглядят разноцветными, потому что они поглощают и отражают разные лучи; так, например, желтый цветок выглядит желтым, потому что он поглощает все цвета, кроме желтого, который имеет определенную длину волны и осуществляет определенное количество колебаний в единицу времени.
Основными цветами при построении любой гаммы или палитры являются красный, желтый и синий. Смешением этих трех цветов можно получить любой другой цвет или оттенок. Производными называются цвета, полученные в результате смешения двух соседних основных цветов. Красный и желтый дают оранжевый, желтый и синий дают зеленый, синий и красный дают фиолетовый.
Дополнительными называются цвета, по этой схеме находящиеся друг против друга. Каждый основной цвет имеет дополнительный производный. Красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый. Эта информация важна при композиционном построении рекламы, при выборе цветовых акцентов, при учете психовосприятия рекламы и создании требующегося настроения.
Если вы долго будете смотреть на зеленый квадрат, а потом закроете глаза - у вас в голове будет мерцать красно -розовый квадрат, ибо колбочки, связанные с зеленым цветом, утомлены и временно не работают. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый - на умственное, а голубой - на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки.
Умело используя комбинации производных и дополнительных цветов, можно добиться необходимого эффекта.