Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально -волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали И. Гете, а также М. Люшер и другие психологи.
Изучение цветовых сигналов человека
Советские ученые Г. Г. Воробьев и В. В. Налимов в 80 -х годах разработали уникальную психодиагностическую методику. Испытуемым предлагалось в порядке предпочтения расположить 19 наиболее известных картин художников -абстракционистов от самой «нравящейся» до самой «неприятной». Результаты статистического анализа данных тестирования позволяют с погрешностью до 5 лет определить возраст человека, его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение. Само ранжирование цветовых стимулов позволяло делать выводы о тех сторонах жизни человека, которые напрямую с восприятием цвета как бы и не были связаны.
Цвет синонимичен душевным состояниям человека и родственен его психическим процессам. Психологи доказали, что каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии биосистемы. Цвет влияет на внесюжетный эмоциональный элемент психологической деятельности, являясь своеобразной управляющей программой. Выбор цвета практически не зависит от расовых, культурных и национальных особенностей. В этом смысле каждый человек, попав в «желтую» комнату, скажет, что она «теплая». Не обладая специфическими знаниями, любой может отметить «холодность» синей гаммы.
В то же время существует проблема индивидуального предпочтения, которое специалисты называют «потребность изнутри». Качественное своеобразие цвета тонко и четко дифференцируется по конкретным характеристикам (пол, возраст, образование, местожительство, социальная среда, профессия).
Цветовое предпочтение - это своеобразные сигналы личности (т. е. совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки). Сигналы личности, таким образом, составляют своеобразный «язык мотивов» человека. Тот, кто владеет языком мотивов, умеет их распознавать, правильно интерпретировать, может быстрее понять ситуацию и адекватно выстроить свои действия.
Цветовые сигналы личности. Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых психологических особенностях его владельца. Так, собственники красных и желтых автомобилей - оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят любители природы и реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. Обладатели белых автомобилей придерживаются консервативных взглядов, а в черных ездят деловые люди. Серые и серебристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы больших семейств.
Профессионалы рекламной сферы - рекламисты, дизайнеры, менеджеры, - те, кто работает над созданием визуальных рекламных сообщений, используют сигналы личности в качестве инструментария, шкалы оценок при создании определенного рекламного продукта. Важно учитывать, что в данном контексте всех людей можно разделить на четыре цветовых типа - красный, синий, зеленый и желтый. Тип в данном случае - это преобладающая манера поведения данного человека. Основное отличие цветотипов состоит в предполагаемых целях.
Цель красного типа - покорение, желание успеха, необходимость постоянно ощущать, чего еще он может добиться.
Цель синего типа - удовлетворение и успокаивающее довольство. В данном случае речь идет об исполненной любви, сопринадлежности, единстве и тесной гармонической связи, гармоническом единении.
Цель зеленого типа - уверенность в том, что он как личность обладает значимостью, что с ним считаются.
Цель желтого типа - беззаботная свобода. Такой тип ожидает от всего нового лучших возможностей, которые освободят его от ограничений, препятствий, помех или забот.
Четырехцветный человек чувствует, думает и действует, опираясь на собственные ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый). Сочетание этих цветов в одной личности сигнализирует о полной гармонии с самим собой и окружающими. К сожалению, такая гармония, воплощенная в одном человеке, встречается крайне редко.
Цветовые типы поведения
Наименование цвета - Элемент - Самоощущение - Вид поведения
Красно-оранжевый - Огонь - Оживленное, деятельное, воодушевленное - Активное
Темно-синий - Вода - Довольное, удовлетворенное - Спокойное
Темный сине-зеленый - Земля - Серьезное, строгое, важное - Настойчивое
Светло-желтый - Воздух - Веселое, радостное - Общительное, отзывчивое
Цветовые сигналы личности. Цвет гармонизирует человека и мобилизует его ресурсы. Цветом можно вылечить или, напротив, привести в угнетенное состояние. Психофизиологическое воздействие цвета позволило разработать богатую технику цветотерапии.
Выбор предпочтительного (любимого) цвета определяется характером человека и зависит также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.
Характер и выразительность цвета могут значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие -либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами.
В ситуациях, представляющих для человека какую -либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.
Наконец, существует такое понятие, как слышание цвета, т. е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко -желтого на басовых клавишах рояля.
Психологическая соотносимость цвета, звука, слова, формы, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений называется синестезией. Впервые на это явление обратили внимание личности творческие - художники и писатели. Гёте отметил соответствие геометрических фигур определенным цветам (круг = синему, а треугольник = желтому). Артюр Рембо писал, что звук «А» черного цвета, «Е» - белого, «И» - красного, «У» - зеленого, «О» - голубого. Иван Бунин продвинулся еще дальше: он подробно изложил цветопередачу всех букв русского алфавита.
Наш повседневный язык насквозь синестетичен: «яркий голос», «кричащие краски», «острый звук», «матовый тембр», «теплый цвет», «легкая музыка», «баритон (т. е. тяжелый звук)» и т. д. К литературной синестезии относят выражения типа «красный зов» (А. Блок), «флейты звук зоревоголубой» (К. Бальмонт).
Для одних исследователей синестезия - это аномалия, для других - это чудо, таинственная способность психики. Между тем, синергетика не только объясняет это явление, но и показывает, что синестезия не есть плохое самочувствие или аномалия, а есть следствие функционирования любого нормального мозга в неустойчивом, критическом состоянии. Именно в критическом состоянии возникают дальние корреляционные связи между различными частями мозга, в том числе между слуховой и зрительными зонами. Последним можно объяснить феномен «цветного слуха» - слышания цвета.