гороскоп

Психологические причины насилия и жестокого обращения

Рассмотрим, каковы психологические причины насилия и жестокого обращения. Соматические травмы, связанные с жестоким обращением, и сексуальная эксплуатация имеют комплексные последствия как для психического здоровья пострадавшего ребенка, так и для семьи, где такое насилие или эксплуатация происходит. В США около двух миллионов детей подвергаются жестокому обращению или сексуальному насилию, в большинстве случаев, в родительской квартире. В Германии нет достоверных сведений о количестве таких детей.

Пренебрежение родительскими обязанностями

Наиболее частая форма жестокого обращения с детьми – это небрежное отношение к ребенку, т.е. неспособность членов семьи обеспечить ребенку надлежащий уход и предоставить ему условия для развития. Небрежное отношение, как правило, заключается в постоянном отказе от выполнения необходимых для ребенка и понятных действий. Сюда относятся оставление ребенка без присмотра, недостаточное питание, лишение его одежды и крова, отсутствие заботы о том, чтобы он регулярно посещал школу или был обеспечен медицинской помощью.

Хотя такая форма жестокого обращения с детьми встречается часто, мы получаем об этом мало сведений и редко уведомляем об этом специальные учреждения. В связи с этим дети часто остаются без надлежащей помощи. Небрежное отношение обычно бывает хронической семейной проблемой, которая, в связи с запущенностью ситуации и отсутствием средств для ее разрешения, приводит к таким же тяжелым последствиям для развития ребенка, как физическое истязание или сексуальное использование. К примеру, многие дети, чьими интересами пренебрегают, растут с хроническим дефицитом собственного достоинства и недостаточной социальной компетенцией. В более позднем возрасте они нуждаются в профессиональном консультировании для того, чтобы выяснить, какое воздействие на их жизнь оказало небрежное к ним отношение и как преодолеть их заброшенность и чувство озлобленности. Небрежное отношение к ребенку часто сопровождается выраженными нарушениями поведения в виде прогулов школьных занятий, агрессии против других детей и плохой школьной успеваемости.

Так же, как и в случаях физического насилия, детям, страдающим от небрежного отношения, трудно помочь, так как взрослых нелегко побудить к тому, чтобы они проявляли о детях необходимую заботу – они либо не готовы, либо просто не способны к этому. Иногда они узнают о том, что их ребенку угрожает опасность из-за истощения, недостатка медицинской помощи или оставления его без присмотра (например, в автомашине) только в полицейском участке, где их информируют о ситуации и призывают к исполнению своего родительского долга. Несмотря на то что в беседе они соглашаются с необходимостью заботы о хорошем питании ребенка и его одежде, необходимо, чтобы официальное учреждение вмешалось в эту ситуацию и оказало необходимую помощь.

Небрежное отношение к детям сопровождается экономическим ущемлением их интересов и часто требует помощи социальной службы. Оказание психотерапевтической помощи детям, страдающим от небрежного к ним отношения и истязаний бесполезно без такой помощи и поддержки. Некоторые общины располагают семейными консультациями (консультативными пунктами), в которых квалифицированные сотрудники дают правильную установку родителям и психотерапевтические советы как детям, так и их родителям.

Психологические причины насилия и жестокого обращения. Жестокое обращение с детьми

Физическое истязание – одна из форм домашних насильственных действий. Жестокое обращение, как правило, осуществляет один из родителей. Медицинские работники регистрируют многочисленные травмы, полученные детьми во время истязаний, – от кожных ссадин, рваных ран и синяков до костных переломов и повреждений черепа и внутренних органов, нередко приводящих к смертельному исходу.

Группы риска

Физическое истязание или небрежное отношение к детям чаще встречается в бедных семьях с одним, воспитывающим ребенка, родителем, хотя такие эпизоды случаются и в богатых семьях. Исследования установили непосредственную взаимосвязь между насилием в семье и бедностью, ранним материнством, алкоголизмом или наркоманией и низким уровнем образования. Конфликты и драки между супругами также играют здесь большую роль.

Процент родителей, которые небрежно относятся к своим детям или избивают их, достаточно высок. Многие из этих родителей сами были жертвой неправильного воспитания. Они плохо подготовлены к общению с детьми. Часто они имеют нереалистические представления о том, как дети должны себя вести. Родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, обладают пониженной способностью к разрешению проблемных ситуаций, они ведут изолированный образ жизни и обходятся без поддержки друзей или знакомых. Часто они не могут реагировать на стресс иначе, чем взрывом гнева или агрессии.

Наибольшей опасности жестокого обращения подвергаются дети, требующие большей заботы, затраты нервной энергии и контроля со стороны родителей из-за их гиперактивности. В некоторых семьях такого рода дети являются «мальчиками для битья». Понятно, что их поведение лишь ухудшается от побоев, на что отец или мать реагируют еще большим насилием.

Последствия для детей

У многих детей, подвергавшихся жестокому обращению, отмечается снижение психических способностей и школьной успеваемости. Одной из наиболее частых проблем являются языковые трудности, которые учителя связывают скорее с расстройством способности к обучению, нежели с жестоким отношением к ним взрослых. Дети, подвергающиеся истязаниям, часто депрессивны, причем депрессия у них бывает выражена столь сильно, что сопровождается склонностью к самоповреждениям и суицидальному поведению.

Для них типичны расстройства социального поведения. Ребенок может быть чрезмерно агрессивным, драчливым и склонным к насилию в чрезвычайных обстоятельствах, потому что подражает в этом отношении взрослым.

Мальчики, которых избивали в детстве, склонны к агрессивным реакциям. Девочки впоследствии чаще играют роль жертвы. Если эти черты поведения не корригируются, то они могут закрепляться. Такие юноши часто совершают криминальные поступки и, в конечном счете, попадают в руки полиции. Подвергавшиеся жестокому обращению девочки позже избирают себе спутника жизни или любовника, от которых исходит угроза жестокого обращения. Некоторые подвергавшиеся в детстве физическим истязаниям взрослые применяют такой же способ воспитания к собственным детям.

Помощь детям, подвергшимся жестокому обращению, и их семьям

В целях безопасности детей желательно удалить из семей, в которых их истязают. Если это возможно, детей, подвергшихся истязанию, а также взрослых, наносивших побои, следует побудить посещать психотерапевтические занятия. Некоторые специалисты рекомендуют комбинацию семейной психотерапии и индивидуальной работы с ребенком. Дети, остающиеся в доме, не могут быть защищены, если их родители не соглашаются ни на какую помощь.

Квалифицированные советы матери или отцу могут быть полезны, когда будут выяснены причины их агрессивности и насилия. Профессиональные советы могут быть полезны также и для повышения уровня знаний родителей в вопросах воспитания и разработки для них новых способов преодоления трудностей и проблем. Их учат хвалить своих детей, выказывать им свое расположение и использовать другие формы, исключающие физическое насилие. Для снятия напряжения можно использовать помощь других родителей, уже избавившихся от агрессивных реакций на стрессовую ситуацию.

У оставленных без помощи детей, подвергшихся истязаниям, имеется серьезная опасность развития поведенческих расстройств. Психотерапевт должен установить масштаб причиненного ребенку психического ущерба и дать ему возможность прийти в себя. Особенно важно, чтобы психически травмированный ребенок с наклонностью к самоповреждениям осознал, что он не должен направлять свой опыт насилия на самого себя.

В психотерапевтической работе с ребенком следует принимать во внимание его страх перед побоями. Быть может, следует изучить измененные представления ребенка о жизни, так как он относится к побоям скорее как к привычному порядку вещей, нежели сердится на тех, кто его бьет. Ребенок, подвергшийся жестокому обращению, нуждается в том, чтобы ему помогли понять причину агрессивности его родителей, а также научили держать свои собственные побуждения под контролем и уметь рассказывать о своих переживаниях родителям и другим людям. Некоторые психотерапевты обучают детей так называемой «технике безопасности», в соответствии с которой они должны сообщать психотерапевту о случаях насилия над ним со стороны отца или матери.

Терапия искусством для детей. Автопортрет

Автопортрет шестилетней девочки, которую использовала в сексуальном отношении ее несовершеннолетняя кузина. Вытянутые руки отражают чувство уязвимости, закрытые глаза – желание отгородиться от мира. Вначале ребенок нарисовал перекладину на своих ногах, как «волшебную палочку», которая ее защищает. Позже в ходе терапии выяснилось, что «палочка» принадлежит ее кузине, которая с ее помощью «успокаивала секретное место».

Сексуальная эксплуатация

Хотя сексуальная эксплуатация детей встречается реже, чем небрежное к ним отношение или жестокое обращение, она является серьезной проблемой, требующей усиленного внимания. О таких случаях сообщают все чаще. В отличие от физических истязаний, сведения о которых нередко выходят за пределы собственного дома и семьи, сексуальная эксплуатация осуществляется внутри дома и информация о ней редко выходит за пределы четырех стен квартиры. В большинстве случаев виновники таких действий не чужие люди, а члены семьи или знакомые.

Сексуальная эксплуатация детей встречается как в богатых, так и в бедных семьях. Опасность насилия распространяется как на мальчиков, так и на девочек. Чем чаще осуществляется сексуальное насилие и чем больший физический вред ребенку оно причиняет, тем сильнее выражены его психические последствия. Продолжительное сексуальное использование, сопровождающееся насилием, угрозой физическому здоровью или изнасилованием оставляет более глубокий след в психике ребенка, чем случайное сексуальное «дотрагивание».

Инцест и другие сексуальные злоупотребления в семье

Сексуальная эксплуатация ребенка сопровождается многочисленными сопровождающими факторами в виде физического истязания, своеобразного психического угнетения и социальной изоляции. При этом виновниками происходящего обычно бывают отец или мать, а также кровные и некровные родственники или друзья семьи, использующие подходящий случай для того, чтобы остаться наедине с ребенком и вступить с ним в сексуальный контакт. Последние в строгом смысле этого слова не совершают инцеста, а просто используют ребенка как сексуальный объект.

Во многих семьях, где возникает инцест, во взаимоотношениях родителей царит культ силы. Как правило, в таких семьях доминирует отец, склонный к насилию и манипулированию женой и ребенком. Часто злоупотребление алкоголем или наркотиками провоцирует до того заторможенные и скрытые инцестуальные тенденции. Мать в такой семье обычно отличается пассивностью, запуганностью и зависимостью. Часто она в силу своих психических особенностей не в состоянии защитить от мужа своего ребенка. Реже встречаются случаи, когда в семье доминирует мать, а отец отличается мягкостью и пассивностью.

Отец использует ситуацию, злоупотребляя доверием ребенка, к которому испытывает сильное сексуальное влечение, В обоих случаях имеет место недостаточность общения и интимности между супругами. Вместо того чтобы смотреть в глаза реальности, супруг или любовник, совершая сексуальный акт с ребенком, часто настраивает другого супруга против ребенка.

Признаки сексуального насилия

• Бросающимся в глаза признаком сексуального насилия является развитие у ребенка анормального интереса к сексуальным событиям и предметам или их гиперсексуальность. Это означает раннюю, не свойственную возрасту осведомленность в отношении секса, а также особое поведение, проявляющееся в соблазнении других детей или взрослых, чрезмерной мастурбации или неприличных прикосновениях или приставания к посторонним людям. Другие (возможные) признаки сексуального использования.

• Ваш ребенок часто плачет или выглядит подавленным, стал боязливым, его поведение изменилось и стало регрессивным и инфантильным по сравнению с прежним.

• Ваш ребенок не хочет находиться возле лица, которое использовало его в сексуальном отношении. Например, он отказывается оставаться наедине с няней или боится идти в школу или в гости без родителей.

• Ваш ребенок испытывает недомогание в области гениталий или заднего прохода – боли, отечность, повреждение кожи, кровотечение, выделения или необычный запах в области половых органов.

Последствия для ребенка

Наиболее часто реакцией на сексуальную эксплуатацию являются депрессия, недоверчивость, суицидальные тенденции и снижение школьной успеваемости. Нередко у таких детей возникает сексуальное поведение. Они либо проявляют раннюю сексуальную зрелость, либо уклоняются от свойственных началу юношеского возраста сексуальных контактов.

Во многих случаях между ребенком и лицом, нанесшим ему сексуальную и психическую травму, имеется тесная связь. Поэтому ребенок мучается от противоречивых чувств. Возникающее у него чувство вины имеет много оснований. Многие считают, что оно появляется в связи с фактом происшедшего. Быть может, дети некоторые события воспринимают как вполне допустимые, хотя и знают, что с ними поступили «неправильно». Если отец из-за сексуального использования своего ребенка уходит из семьи или учитель вынужден уволиться с работы, то ребенок, с которым связаны эти события, вероятно, испытывает чувство вины за то, что семья разрушена или класс лишился преподавателя.

Сексуальное использование отражается на чувстве собственного достоинства ребенка. Чем старше ребенок, тем сильней отрицательное влияние «позора» на его самоуважение. Маленький ребенок, если его используют в качестве сексуального объекта, не дает на это выраженной психической реакции и лишь позже ретроспективно осознает, что это «плохо». Подвергшиеся сексуальному злоупотреблению мальчики часто чувствуют себя униженными. Нередко они боятся того, что могут стать гомосексуалистами, если были использованы в качестве сексуального объекта мужчиной. Однако нет никаких доказательств тому, что сексуальная эксплуатация детей оказывает влияние на их сексуальные предпочтения в период зрелости. Юноши скорее, чем девушки, склонны репродуцировать сексуальные злоупотребления, когда становятся взрослыми, т.е. они так же выражают свою сексуальную агрессивность в форме сексуального использования детей. Доказано, что среди лиц, подвергшихся в детстве сексуальному насилию, имеется значительный процент лиц, совершающих сексуальные правонарушения.

Девочки реагируют на сексуальное использование тем, что в последующей жизни выполняют роль сексуальной жертвы. Становясь взрослыми, они тяготеют к лицам с дурным поведением и нередко подвергаются избиениям. Существенно то обстоятельство, что многие женщины, подвергшиеся в детстве сексуальной эксплуатации, становясь взрослыми, выбирают партнера, склонного к сексуальному насилию. Сексуально эксплуатируемые дети часто имеют матерей, подвергшихся в детстве сексуальному использованию. Представляется, что травматизация этих женщин в детстве – предрасполагающий фактор для выбора склонного к насилию партнера. Вследствие сексуальной эксплуатации они чувствуют себя сексуально неполноценными и, быть может, считают, что, будучи взрослыми, станут привлекательней для мужчин, если будут им подчиняться во всем.

Помощь детям, подвергшимся сексуальной эксплуатации, и их семьям

Для того чтобы ребенок справился с чувствами, вызванными сексуальным использованием и переработал их, бывает полезным вмешательство психотерапевта, специализирующегося в области кризисных состояний. Полезна бывает и кратковременная поддерживающая психотерапия. Разумеется, в некоторых случаях необходима длительная психотерапия, направленная на предотвращение возникновения проблем в последующей жизни.

Терапия должна основываться на анализе и разъяснении ребенку гнева и отчаяния, которые от переживает, и выработке доверительных отношений с ним, в частности, для того, чтобы узнать, кто насилует ребенка и избавить его, таким образом, от этого. Вместе с тем ознакомление детей с их правом «не выдавать» взрослых способно восстановить их самооценку и имеет важное терапевтическое значение.

Как вы можете поговорить с ребенком

Если ваш ребенок запуган или вы предполагаете, что он подвергся сексуальному использованию, попросите его откровенно рассказать о том, что его угнетает. Говорите с ним так, чтобы он чувствовал утешение, поддержку и участливое к нему отношение. Дети стесняются говорить об этом.

Часто ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, говорит о том, что виновник насилия каким-то образом ему угрожает. Возможно, отец запугивает ребенка, заявляя, например: «Я тебя упрячу в тюрьму, тобой будут заниматься приемные родители». Некоторые дети отрицают сексуальное использование из-за чувства вины или желания сохранить «семейную тайну».

Если ребенок не хочет говорить о сексуальном использовании, то это вовсе не значит, что его не было. Спрашивайте его: «Что случилось? Почему ты так плохо себя чувствуешь? Почему ты хватаешься за место между ногами? Кто-нибудь тебя таким образом испугал?» Таким образом, вы можете помочь ребенку разговориться на эту тему.

Если ваш ребенок ведет себя не по возрасту сексуально, вы должны выяснить, где он этому поведению научился, спросив: «Ты это видел у взрослых? Или кто-нибудь так поступил с тобой?» Не задавайте ребенку вопросов, которые могут вызывать у него чувство вины, например: «Почему ты ему это разрешил?»

Не заставляйте ребенка говорить, если он от этого отказывается. Избегайте внушать ребенку или навязывать ему ваши представления о том, что с ним могло произойти.

Если вы предполагаете, что ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, направьте его на обследование к квалифицированному детскому врачу или обратитесь для экспертной оценки к детскому психиатру, психологу или психотерапевту, имеющему опыт лечения детей, подвергшихся сексуальному эксплуатации. Они квалифицированно оценят степень психической травмы ребенка и разработают меры для психотерапевтического вмешательства.

Такая квалифицированная консультация важна еще и потому, что дети часто выдвигают лживые обвинения в половом злоупотреблении против кого-либо, не имеющего к этому никакого отношения. Первые показания ребенка в этом отношении не всегда следует принимать за чистую монету.

Иногда ребенок либо отводит вину от одного из родителей, несправедливо натравливая собеседника на другого, либо говорит то, что отец или мать хотят от него услышать. Как правило, следует предполагать сексуальное злоупотребление, если ребенок рассказывает о сексуальной активности взрослых.

Многие дети, подвергшиеся сексуальной эксплуатации, с трудом доверяют взрослым. Некоторые из них избегают контактов и общения с лицами одного с ними пола. В последующей жизни они испытывают проблемы в сексуальной сфере. Им нужно разъяснить, что они нормальны в сексуальном отношении и смогут устроить свою жизнь так же, как их сверстники.

В тяжелых случаях, прежде всего когда им угрожают отомстить, если они расскажут о сексуальном злоупотреблении, у детей могут возникнуть посттравматические реактивные состояния, которые часто проявляются в виде кошмаров и состояний, когда они как бы заново переживают происшедшее. Дети страдают паническими страхами, и в их мышлении преобладают страшные воспоминания и представления.

Сексуальное злоупотребление часто бывает вызвано семейным кризисом. Терапия для виновников сексуального использования детей заключается в том, чтобы помочь им осознать свою ответственность вместо того, чтобы все отрицать, осмыслить ситуацию и научиться впредь избегать рецидивов. Это относится также и к другим виновникам сексуального злоупотребления – родственникам, друзьям семьи, няням и т.д.

Отношение родителей к виновникам такого насилия представляет сочетание чувства гнева с чувством вины перед ребенком. Психотерапевт, облегчающий состояние родителей, тем самым помогает и детям в преодолении кризиса.

Меры предосторожности

До самого последнего времени единственным советом для ребенка был: «Остерегайся чужих людей». Тот факт, что насилие осуществляет в большинстве случаев лицо, которое знакомо с ребенком, часто не принимается во внимание. Между тем многие учреждения предлагают программы сексуального просвещения и предупреждения. Детей обучают тому, чтобы они не разрешали прикасаться к интимным местам своего тела и делать различие между дружеским отношением и сексуальными притязаниями. Важно поощрять ребенка в том, чтобы он сообщал обо всем, что с ним происходит, включая попытки знакомых или членов семьи проникнуть в его интимную сферу. Цель такой просветительной программы – информирование ребенка и разъяснение ему, в каких ситуациях ему нужно себя защищать.


РЕКОМЕНДУЕМ