гороскоп

Чем определяются отношения в семье

Отношения между родителями и детьми определяются двумя различными потребностями (Принцип семьи). Основная потребность, которая привязывает детей к родителям - потребность в уважении (чести), - отличается от основной потребности, которая привязывает родителей к детям, - потребности в семье. Люди, для которых честь является основополагающей потребностью, высоко ценят своих родителей, наследие, нравственность и этнические традиции. И напротив, люди, для которых основополагающей потребностью является семья, уделяют большее внимание воспитанию своих собственных детей и тратят на это большую часть своего времени. Эти две потребности помогают детям и родителям сгладить естественный конфликт, со временем возникающий в их отношениях. Даже в том случае, когда родители совершают поступки, которые не нравятся их детям, дети все равно сохраняют потребность в уважении и остаются преданными своим родителям. Даже в том случае, когда дети расстраивают родителей, родители все же продолжают любить своих детей.

Чем определяются отношения в семье

У одних взрослых детей потребность уважать родителей выражена в гораздо большей степени, чем у других. Например, те люди, для которых уважение имеет большую ценность, стремятся проводить больше времени со своими пожилыми родителями и заботиться об их финансовом благополучии. И наоборот, на людей, у которых данная потребность выражена слабее, вряд ли можно особенно рассчитывать в случае, если их родителям нужна финансовая помощь.

Родителям, для которых семья имеет большую ценность, нравится растить детей. Они стремятся иметь несколько детей и больше времени проводить дома.

Чем определяются отношения в семье. Для родителей со слабо выраженной потребностью в семье забота о детях скорее причиняет неудобства, чем приносит радость. Автор Джоффри Кэнэда, чей отец покинул семью, когда он сам и его брат были совсем маленькими, следующим образом описывает свою первую встречу с отцом и боль, которую он испытал, осознав, что для отца он значит очень немного:

«Уходя, я чувствовал еще большую растерянность, чем в начале. Этот человек - мой отец, но, похоже, он не испытывает ко мне никаких родственных чувств... Перед визитом к отцу я воображал, что смогу почувствовать особую связь, существующую между отцом и сыном... Но встретившись с ним, я не почувствовал ничего. Никаких объятий, никакого намека на физический контакт, ни одного теплого слова или взгляда, который выражал бы хоть что-нибудь».

Еще одна основная потребность - потребность в независимости - определяет поступки детей на их пути к самостоятельности. По мере того как дети становятся взрослыми, влияние родителей на их мировоззрение ослабевает (Принцип независимости). Фрейд считал, что физиологическая природа ребенка определяется к пяти годам, и, возможно, он был абсолютно прав. Я бы сказал, что в этом возрасте начинают проявляться первые признаки неповиновения, а к четырнадцати годам шансы родителей управлять поведением ребенка уменьшаются почти до нуля. Некоторые родители могут убедиться на собственном опыте, что в этом возрасте дети склонны действовать диаметрально противоположно желаниям родителей только из стремления доказать свою независимость.

Еще одним фактором, воздействующим на отношения родителей и детей, является степень соответствия их систем основных потребностей. В случае, если системы совпадают, родители и дети могут использовать свои отношения для достижения общих целей. Например, любознательный родитель и любознательный ребенок могут вместе путешествовать или играть в шахматы. И наоборот, как родителю, так и ребенку приходится выходить за рамки родственных отношений, чтобы удовлетворить несовпадающие потребности. Например, любознательный родитель вряд ли сможет часто вести плодотворные интеллектуальные беседы со своим взрослым, но нелюбознательным ребенком; ему придется искать более достойного собеседника. Этому же принципу подчиняются отношения ровесников - братья и сестры могут использовать родственные отношения для удовлетворения совпадающих интересов и выходить за их рамки для удовлетворения интересов несовпадающих.

Стелла Чесе предлагает теорию «степени соответствия», которой, по ее мнению, подчиняются отношения родителей и детей. (Данная теория имеет много общего с идеей совместимости системы потребностей.) Согласно Чесе, родители испытывают психологические потребности, которые близки и понятны одним детям и чужды другим. Когда цели, ценности или темперамент родителя совпадают с детскими, Чесе говорит о высокой степени «соответствия». Когда же родительские цели, ценности или темперамент с детскими не совпадают, Чесе говорит о слабом «соответствии». Чем выше степень соответствия, тем легче родителям найти общий язык с детьми (Принцип любимого ребенка). Некоторые авторитеты считают, что корни многих проблем зрелого возраста нужно искать в слабой психологической совместимости родителей и детей.


РЕКОМЕНДУЕМ