гороскоп

Страхи и застенчивость у детей | Коррекция страха

Все дети испытывают страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями. Фактически некоторые страхи, реалистические и конкретные, защищают детей от возможного вреда (например, страх перехода улицы, высоты или громкого шума). Но слишком сильные страхи и застенчивость у детей нуждаются в обязательной коррекции страха, иначе в будущем ребенок будет испытывать проблемы.

Причины страха и застенчивости у детей

Некоторые страхи типичны для определенных возрастных групп и в дальнейшем, как правило, не создают проблем. Очень маленькие дети часто боятся необычных для них событий, неожиданных движений, новых и чужих для них людей и ситуаций. На втором или третьем году жизни часто возникает боязнь зверей. Позже возникает страх перед фантастическими существами или страх темноты.

В некоторых случаях  страхи и застенчивость у детей возникают столь часто, что затрудняют повседневную жизнь ребенка, появляются в несоответствующем возрасте или задерживаются на необычно длительный срок.

Если детские страхи дают повод для изменения нормальной активности ребенка и его поведения, их можно определить как фобии. Когда 4-5-летний ребенок боится темноты или чудовищ, то это нормально.

Если же вследствие этой боязни ребенок вообще не может спать или если эта боязнь продолжается и в более позднем возрасте и заставляет ребенка страдать, то для разрешения этой ситуации необходима помощь специалистов.

Страхи и застенчивость у детей. Причины

Не всегда легко установить, что вызывает сильный страх у маленького ребенка. Исследования показывают, что некоторые дети от природы более боязливы, чем другие. В этом большую роль играют индивидуальные различия темперамента.

Исследователи установили, что темперамент может определяться и наследственностью. Тяжелые фобические расстройства тоже чаще встречаются в определенных семьях. Естественно, что в семье, где имеются фобические расстройства, подрастающие дети с большой вероятностью могут «обучиться» страхам и боязливости у взрослых. Исследования показывают, что дети часто перенимают страхи своих родителей, например боязнь собак, насекомых или грозы.

Страх расставания и страх перед незнакомым

Страх перед расставанием с родителями часто встречается у грудных и маленьких детей. Едва ребенку исполнится 7 месяцев, как у него возникает особая связь с ухаживающей за ним персоной, обычно, матерью. Как только такая связь устанавливается, ситуация, которая ее нарушает, может вызвать страх расставания.

Боязнь чужих развивается вместе со страхом расставания. Страх расставания у детей особенно четко выражен в двухлетнем возрасте и затем проходит. Для двухлетнего ребенка, например, нормально, если он цепляется за родителей, оставляющих его в яслях, тогда как интерес к взаимодействию с другими у него кратковременен. Не может вызвать беспокойства и реакция ребенка при встрече с чужим человеком, проходящая по мере того, как он, становясь старше, знакомится с все большим числом людей.

В некоторых случаях страх детей после ухода родителей не исчезает, и отчаяние, которым охвачен ребенок, не дает возможности оставить его одного в детском саду или с няней. Это состояние может проходить или возобновляться в зависимости от условий жизни ребенка.

Ребенок с сильно выраженным страхом расставания обычно испытывает трудности, если засыпает один, и даже становится беспокойным, оставаясь один в комнате. Он с отчаянием цепляется за маму и иногда жалуется на соматические боли, если предстоит разлука с родными.

Эти дети боятся, что, разлучаясь с родителями, они видят их в последний раз, что с ними произойдет нечто ужасное. Возможно, что они также страдают от страха перед мнимой опасностью, угрожающей их семье от зверей, чудовищ, людоедов, а также авто- и авиакатастроф (эти страхи могут встречаться у детей и вне страха расставания). Детские страхи могут развиться после смерти члена семьи или домашнего животного, а также после болезни или смены домашнего окружения.

Страхи и застенчивость у детей: причины и коррекция

Преходящие эпизоды страха расставания не признак патологии. Внимания требует охватывающий ребенка упорный и чрезмерный страх. Ниже перечислены варианты, когда состояние страха у ребенка требует обращения за профессиональной помощью.

• Когда экстремальное чувство страха у ребенка выражено настолько, что заботу о ребенке нельзя поручить другому лицу ни днем, ни ночью.

• Когда ребенка нельзя оставлять даже дома, так как это причиняет ему страдание.

• Когда боязнь расставания проявляется в виде кошмаров и нарушений сна.

• Когда у ребенка в качестве реакции развиваются соматические симптомы (головная боль, боль в животе, жалобы, напоминающие гриппозное состояние).

Иногда страх расставания является причиной таких «плохих» привычек, как кусание ногтей, сосание пальца, приступы ярости.

Коррекция и лечение страхов у детей

Первый шаг в коррекция страха – укрепление в ребенке уверенности в родительской любви и поддержке с целью укрепления его самооценки. Иногда симптомы страха и беспокойства снимаются применением системы поощрения и вознаграждения.

Изменения привычного для ребенка распорядка дня или среды (рождение братика или сестрички, болезнь или безвременная кончина одного из родителей, развод родителей) должны быть осторожно разъяснены, при этом существенно, чтобы полученные ребенком сведения не причинили ему вреда, чтобы ребенок был уверен, что не виноват в происшедшем. В выраженных случаях могут помочь методы поведенческой терапии, с помощью которых происходит постепенная десенсибилизация.

Коррекция страха у детей: как помочь ребенку

Постепенно увеличивайте продолжительность встречи ребенка с объектом или ситуацией, которые кажутся ему угрожающими и пытайтесь одновременно с этим разъяснить ему, что ничего плохого с ним не происходит и не произойдет. Например, если ребенок боится собак, пытайтесь чаще вместе с ним подходить к собаке или играть с ней, а также сходите в гости к соседям, у которых есть домашние животные.

Очень важно помочь ребенку расслабиться в присутствии устрашающего объекта или ситуации. Например, при страхе темноты полезно оставаться с ребенком в комнате при выключенном свете и разговаривать с ним. Вознаграждайте готовность ребенка к встрече с источником страха и боязни.

Не будьте чрезмерно требовательны и не оказывайте давления, если он не проявляет такой готовности. Во всех случаях, когда попытка успокоить ребенка оказывается неудачной и он продолжает оставаться испуганным и напряженным, старайтесь прибегнуть к профессиональной помощи.

Как предотвратить возникновение чрезмерного страха

Так как страх и беспокойство родителей отражаются на их детях, взрослым полезно прежде всего проанализировать собственные чрезмерные реакции и успокоиться, не показывая детям своих страхов и своей боязливости.

Детям следует разъяснять, какие ситуации для них опасны и как их необходимо избегать. Вместе с тем очень важно, чтобы они имеющуюся опасность не воспринимали как безысходную. Если вы конкретно, с учетом возраста, разъясните ребенку, в чем состоит опасность, то он почувствует, что способен ее преодолеть.

Если мы учим ребенка не подходить к незнакомым людям или не перебегать улицу, то не следует кричать и делать акцент на возможность насилия со стороны чужих лиц. В этом случае возможность возникновения страха уменьшается.

Если ребенок боязлив или слишком мал, задача родителей состоит в том, чтобы уберечь ребенка от вещей или событий, которые могут их напугать, таких, например, как фильмы ужасов.

Застенчивость у детей

Хотя двухлетние дети еще довольно зависимы от своих родителей и по отношению к другим могут проявлять застенчивость, большинство из них спокойно играют с другими детьми на площадке и даже заводят друзей. По мере взросления дети выказывают все больший интерес к друг к другу. Четырех- или пятилетние предпочитают, как правило, играть не с родителями, а со сверстниками или более младшими детьми.

Как уже упоминалось, дети с сильно выраженным страхом расставания цепляются за свою маму и во время пребывания в детском саду не проявляют активности при контактах с другими. Однако страх расставания у детей – не единственная причина социального регресса. Некоторые дети стеснительны просто в силу своего темперамента и обычно медленно устанавливают контакт и вступают в общение с другими.

Застенчивость у детей сама по себе не представляет проблемы, однако ее следует отличать от серьезных форм социальной фобии. Например, если дошкольник стесняется, когда отец впервые его знакомит со своими коллегами по работе или когда его представляют девочке из детского сада, то такое поведение соответствует его возрасту.

Однако ребенок, который всегда отказывается играть с другими детьми или знакомиться с новыми людьми, вероятно, испытывает страх перед социальной ситуацией. Дети, страдающие редким расстройством, называемым «элективный мутизм», обнаруживают регресс, так как либо вообще не говорят, либо говорят только с членами своей семьи.

Причины застенчивости у детей

Если ребенок испытывает общий сильный страх, то обычно он более стеснителен и робок, чем его сверстники. Другой причиной элективного мутизма является задержка речевого развития и дефицит знакомства с детьми своего возраста. Единственный ребенок, который растет на хуторе и обычно не видит других детей, при поступлении в детский сад испытывает большие трудности, чем городской ребенок, который постоянно играет с соседскими детьми.

Родительское отношение также играет свою роль. Некоторые стыдят своих детей или наказывают их за проявления зависимости, которые в их возрасте нормальны, например, если дети все время держатся около родителей или делают попытку привлечь их внимание. В других случаях происходит противоположное. Одна мать постоянно и чересчур долго поощряла зависимое поведение своего ребенка, что привело к подавлению его детской любознательности. У этого ребенка возникло впечатление, что отпустить мамин подол – это большой риск.

Коррекция стеснительности у детей

Застенчивые дети чувствуют себя лучше, если они знакомятся с людьми или новой ситуацией медленно. Они вначале склонны отстраняться от ситуации. Некоторые дети нуждаются в теплом и бережном отношении к ним в новой для них обстановке в течение длительного времени, к их сдержанности и робости следует относиться с уважением.

Проблемы социального взаимодействия с большой долей вероятности проявляются и становятся заметными в детском саду. Родители должны обсуждать друг с другом проблемы, которые возникают у детей за пределами дома, и делать соответствующие выводы.

Детское психиатрическое или психотерапевтическое лечение для этой возрастной группы не является необходимым. Лишь тяжелые формы регресса, например элективный мутизм, обычно требуют профессионального лечения, особенно если ребенок не в состоянии приобретать опыт общения со своими сверстниками и получать от этого общения удовольствие.

© Цаплева Лера
© Фото: depositphotos.com

РЕКОМЕНДУЕМ