гороскоп

Расстройства внимания и гиперактивность

Психотерапия. Расстройства внимания и гиперактивность. Расстройство под названием «гиперактивность» впервые была описана свыше 100 лет назад. В настоящее время это расстройство известно как наиболее часто встречающееся у детей школьного возраста. Гиперактивные дети чрезвычайно подвижны, даже во сне, они практически не могут контролировать свою активность и концентрировать на чем-либо внимание. По причинам, до сих пор неизвестным, эти расстройства встречаются у мальчиков в 10 раз чаще, чем у девочек.

При поступлении ребенка в школу возникает целый ряд дополнительных проблем. То поведение, к которому родители и воспитатели в детском саду относятся вполне терпимо, в рамках школьного класса может быть непереносимо. Гиперактивные дети с большим трудом привыкают к требованиями дисциплины в школе. Они не способны себя обуздывать, поэтому им чаще делают замечания и наказывают. Требования окружающих они могут выполнять, только если они этого хотят, при этом их желания постоянно меняются.

Расстройства внимания и гиперактивность. Вилли Б. – подвижный мальчик 6 лет, при первом знакомстве кажется дружелюбным и коммуникабельным, он не страдает от страха или депрессии, хорошо ест и спит. Тем не менее школьная учительница направила Вилли к школьному психологу, так как он постоянно срывает процесс обучения. Дома Вилли тоже долго не сидит на месте, а постоянно бегает, прыгает, качается на качелях или с кем-нибудь играет. Он хватается за несколько дел одновременно, не доводя ни одного до конца, и нарушает любую деятельность окружающих.

Поведение Вилли создает проблемы как дома, так и в школе, однако привычные методы контроля за поведением – дисциплина, поощрение и наказание применительно к нему не действуют. Вилли не умышленно так ведет себя, просто он не может выключить свой «внутренний мотор» и контролировать свои побуждения.

Наряду с недостаточной способностью к послушанию и концентрации для Вилли также характерен и дефицит внимания. Дети с таким нарушением сталкиваются с трудностями в школе, так как не могут заставить себя выполнять необходимые задания. Для этих детей характерны импульсивность и непоседливость, они часто говорят много и без пауз, не могут вместе с другими стоять в одном ряду, выкрикивают ответы во время урока, не реагируют на замечания. Кажется, что они сначала делают что-то, а лишь потом думают.

Когда можно говорить о детской гиперактивности?

Профессиональные эксперты всегда очень осторожны в своих оценках, ибо далеко не все беспокойные и невнимательные дети страдают гиперактивностью. Некоторые активные и шустрые дети вполне нормальны, хотя в отношении их поведения у родителей и учителей временами могут возникать проблемы. Другие дети с таким же поведением являются жертвами домашних истязаний или запущенности, они могут страдать от страхов, томиться от скуки. Заболевания щитовидной железы и некоторые лекарства также могут вызывать подобные нарушения поведения. Анкета  может помочь учителям и другим специалистам классифицировать и упорядочить свои впечатления о поведении ребенка.

Психиатры или детские психотерапевты при диагностике должны опираться на историю развития ребенка, начиная от грудного возраста и до настоящего времени, включая особенности поведения, школьную успеваемость, психическую структуру, социальные и семейные связи, медицинский и семейный анамнез. Часто расстройства, связанные с повышенной активностью сочетаются с расстройствами развития и социального поведения, а также с аффективными нарушениями. Диагноз «гиперактивность» может быть установлен, только когда поведенческие проблемы у данного ребенка длятся свыше полугода и настолько тяжелы, что серьезным образом задерживают его развитие. Симптомы этого расстройства не исчезают сегодня или завтра.

Расстройства внимания и гиперактивность. Что является причиной гиперактивности?

Никто не может с уверенностью сказать, почему некоторые дети чрезмерно активны и невнимательны. Хотя большинство экспертов считают, что определенную роль здесь играют биологические процессы в головном мозге, проводившиеся до настоящего времени исследования не дали окончательных результатов. Гиперактивность чаще проявляется в некоторых семьях, хотя до сих пор не доказаны какие-либо наследственные взаимосвязи.

Раньше специалисты предполагали, что в основе гиперактивности лежит дефект мыслительного процесса, вследствие чего снижается напряженность внимания. Эта теория исходит из того, что гиперактивные дети не способны познавать новое, так как не могут сконцентрироваться на каком-либо событии. Однако эта точка зрения не объясняет, почему гиперактивные дети даже во сне, когда концентрирование не требуется, больше ворочаются, чем другие.

Другая теория исходит из того, что гиперактивность приобретенная реакция. По мнению приверженцев этого объяснения, гиперактивные дети требуют от своих родителей больше внимания. Если родители не выполняют их желаний и раздражаются, вместо того чтобы одарить ребенка участием, это вызывает нарушение поведения. Попытки обучить этих детей обуздать свое поведение обречены на неудачу, так как эти дети недостаточно контролируют свои поступки.

Ряд экспертов пытаются установить взаимосвязь гиперактивности с питанием и, в частности, с искусственными красителями, применяемыми в индустрии питания, недостатком витаминов и чрезмерным употреблением сладостей. Хотя вредное действие искусственных пищевых красителей и неограниченного потребления сахара широко обсуждалось общественностью, эта теория не имеет научного обоснования, попытки зафиксировать благоприятное действие различных вариантов диеты оказались неудавшимися. Точно так же и ссылки на вредное действие веществ, отравляющих окружающую среду (прежде всего, свинца), не имеют научного обоснования.

Скорее всего, предстоящие исследования покажут, что гиперактивность обусловлена сочетанием нескольких факторов. По мере их обнаружения появится возможность, по крайней мере в некоторых случаях, предотвращать появление этого расстройства.

Медикаментозное лечение

Медикаментозная терапия часто успешная форма лечения гиперактивных детей. Применяются три класса медикаментов: стимуляторы, транквилизаторы и антидепрессанты.

Наибольший эффект дают стимуляторы, парадоксальным образом оказывающие на гиперактивных детей тормозящее действие. Изменения поведения при таком лечении могут быть поразительными. Научные исследования показывают, что улучшение; связанное с применением стимуляторов, достигается почти у 80% гиперактивных детей: агрессивность, бесцельная активность и импульсивность снижаются, возрастает напряженность внимания, укрепляются социальные связи.

Недостатком использования медикаментозных средств являются их побочные действия. Исследования детей в 60 – 70 годах XX в. показывают, что длительное применение стимуляторов замедляет их рост. Новые научные данные свидетельствуют о том, что дети, принимающие стимуляторы длительное время, медленней переходят к следующим ступеням роста. Однако, юноши, которые в детстве короткое время принимали стимуляторы, в физическом отношении достигают нормальных показателей.

Кратковременными побочными явлениями при применении медикаментов могут быть бессонница, снижение аппетита, уменьшение веса тела, а также головные боли и боли в животе. Некоторые дети становятся эмоционально лабильными, истощаемыми и раздражительными. Побочные действия встречаются менее чем у 5% детей, чаще младше 6 лет. Побочные явления уменьшаются при контроле за дозировкой медикаментов и полностью проходят вскоре после отмены лечения.

Нефармакологическое лечение

При лечении гиперактивности применяются поведенческие и когнитивные психотерапевтические методы, например аргументированные требования или поощрения и наказания, призванные изменить поведение детей. Исследования, однако, показывают, что такие попытки не меняют поведение на длительное время. У детей возможно некоторое улучшение, однако, как правило, после окончания лечения они возвращаются к прежней импульсивности и дезорганизованности.

Большинству детей с гиперактивностью идет на пользу лишь длительное психологическое лечение, вероятно, потому, что это расстройство не обусловлено первичным нарушением психики. Психотерапия и другие формы психологической поддержки могут иметь лишь вспомогательное значение в тех случаях, когда есть возможность помочь ребенку восстановить нарушенные взаимоотношения с членами семьи. Иногда цель психотерапии в том, чтобы члены семьи лучше понимали, в чем заключается гиперактивное расстройство, и обучились повседневному общению с ребенком.

Шкала гиперактивности

Специалисты используют эту шкалу для того, чтобы установить, гиперактивен ребенок или нет. Преобладание оценок 2 и 3 означает наличие проблем, требующих разрешения.

Отсутствует

Немного

Довольно сильно

Очень сильно

Беспокойный

0

1

2

3

Возбудимый (импульсивный)

0

1

2

3

Беспокоит других детей

0

1

2

3

Не доводит начатое до конца

0

1

2

3

Драчливый

0

1

2

3

Невнимательный

0

1

2

3

Требовательный

0

1

2

3

Плаксивый

0

1

2

3

Быстро меняет настроения

0

1

2

3

Перспективы гиперактивных детей

Хотя гиперактивность до сих пор не поддается полному излечению, более половины детей с этим расстройством в дальнейшем способны к нормальной жизни. Вместе с тем имеются данные, что около трети гиперактивных детей в дальнейшей жизни часто имеют проблемы из-за антисоциального поведения и криминальных действий.

Некоторые дети нуждаются в продолжительной поддерживающей психотерапии или медикаментозном лечении. Исследования показывают, что у гиперактивных детей, имевших трудности в обучении, тяжелые психические расстройства развиваются не чаще, чем у других, но они более склонны к пессимизму и недостаточно уверены в себе.

Многие гиперактивные дети, имевшие серьезные трудности при обучении в школе, успешно овладевают профессией и хорошо работают. Часто их состояние компенсируется выбором такого жизненного стиля, который требует постоянной подвижности. Взрослые, у которых гиперактивность не была правильно диагностирована или не подвергалась лечению, могут испытывать трудности, связанные с тем, что они беспокойны, легко отвлекаются, капризны и несобранны. Медикаментозное и психотерапевтическое лечение остается тем же, что и в детском возрасте.