гороскоп
Психология - статьи, советы » Психические растройства » Расстройства способности к обучению

Расстройства способности к обучению

Психические проблемы. Расстройства способности к обучению. Некоторые дети, несмотря на свои хорошие интеллектуальные возможности, испытывают трудности в учебе, например в приобретении навыков чтения, счета, правильной речи. Естественно, есть различные степени этих трудностей, многие из них преходящи. Часто дети со временем с помощью родителей и учителей преодолевают эти проблемы без каких-либо серьезных и длительных последствий.

У некоторых детей нарушена способность к обучению. Их проблемы достаточно тяжелы для разрешения и требуют профессиональной помощи.

Точного определения расстройства способности к обучению не существует за исключением того, что оно характеризуется снижением школьной успеваемости и отставанием в усвоении школьных знаний. Специфичность отставания и его тяжесть различны у различных детей. Около 15% школьников обнаруживают такое расстройство.

В прошлом считалось, что дети, испытывающие трудности при обучении, либо имеют негативные установки в отношении школы, либо обнаруживают недостаточность интеллекта. Этих детей не лечили, а в обычных условиях попытки добиться от них успеха в учебе обречены на провал. В настоящее время дети с расстройством в обучении распознаются раньше и при выполнении определенных условий у них наступает улучшение.

К некоторым детям ярлык «расстройство способности к обучению» неприменим. Ребенок испытывает трудности при обучении в школе, но в узком смысле слова вовсе не «необучаем». Трудности могут быть обусловлены соматическими заболеваниями или недостатками (поражение органов слуха или зрения), а также поведенческими проблемами или неприятностями в семье ребенка. Родители, подозревающие, что у их детей имеются нарушения в обучении, должны как можно раньше обратиться к специалисту для квалифицированной экспертной оценки состояния ребенка.

К сожалению, некоторые дети лишены квалифицированной помощи из-за того, что такие нарушения могут быть неправильно диагностированы. Нелеченное расстройство может иметь для ребенка неприятные последствия. Кроме того, что большинство таких детей лишены возможности улучшить свои учебные навыки и добиться, в конце концов, хорошей успеваемости, они не могут полностью преодолеть отставание от своих сверстников. Будущее ребенка с расстройством школьной успеваемости зависит от многих факторов – тяжести расстройства, специальных проблем, связанных с обучением и видом помощи, которую ребенок получает. Трудности обучения могут быть усложнены родителями ребенка. Часто родителям трудно занять правильную позицию и придерживаться позитивных установок по отношению к своим детям. Они возлагают вину либо на школу, либо на самого ребенка вместо того, чтобы понять, что расстройство успеваемости – это такая же проблема, как и многие прочие, и для того, чтобы ее разрешить, следует ее распознать, осмыслить и принять соответствующие меры.

Расстройства способности к обучению. Этапы раннего детского развития

Правильные подходы при нарушении школьной успеваемости

• Говорите с ребенком о его трудностях в обучении. Будьте открыты для него! Дети с нарушениями школьной успеваемости часто приходят к заключению, что они «глупые». Зная, что данная проблема имеет причину, дайте ребенку почувствовать, что его недостатки могут быть устранены.

• Говорите открыто об этой проблеме с братьями и сестрами ребенка. Многие дети испытывают стыд за свои неудачи в обучении и переживают из-за того, что братья, сестры или другие дети могут их дразнить. Когда эти близкие ребенку дети узнают, что он испытывает определенные трудности, то они станут лучше к нему относиться.

• Разработайте реалистическую стратегию по преодолению нарушения успеваемости. Наметьте определенную цель, к которой вы должны стремиться. Когда ребенок, например, забывчив, помогите ему делать записи, которые упорядочат его повседневную жизнь и позволят добиться успеха.

•        Укрепляйте в ребенке уверенность в своих силах. Хвалите его, если он добился успеха, и помогите ему найти такую область деятельности или знаний, в которых ребенок может отличиться. Ребенок, который не может полностью усвоить знания по математике, может, например, проявить высокую одаренность в рисовании.

• Помогайте ребенку развивать его социальные навыки, приглашайте других детей для игры с вашим ребенком в свободное время или поощряйте его участие в детской групповой активности. Если ребенка дразнят или он испытывает стыд от своих неудач, то это, к сожалению, приводит к ухудшению школьной успеваемости и социальной изоляции. Некоторым детям необходима тренировка в выполнении ими определенной роли в социальной ситуации.

• Не ожидайте чуда. При расстройствах обучения не бывает исцеления, но имеется четкая стратегия по компенсации этого расстройства. Не растрачивайте вашу энергию и средства на «чудодейственную диету», модные комплексы витаминов или хитроумные дорогостоящие программы по реструктуризации обучения.

Причины расстройства способности к обучению

До сих пор нет проверенных данных о том, что вызывает такое расстройство. Определенное подтверждение находят предположения о неврологических аномалиях, так как многие дети с нарушенной обучаемостью имеют неврологические проблемы, например в речевой или двигательной областях. У детей, больных церебральным параличом, эпилепсией или перенесших черепно-мозговые травмы, также часто возникают проблемы с обучением. То же можно сказать и о детях, чьи расстройства внимания и гиперактивность связаны с неврологическими причинами. Так же как и у гиперактивных детей, при расстройствах способности к обучению отмечается ограничение социальной компетенции, кратковременность напряжения внимания; поведение этих детей, в отличие от сверстников, недостаточно целенаправленно, а иногда и безответственно.

Расстройства способности к обучению. Доказательства однозначной связи между нарушением школьной успеваемости и неспецифическими неврологическими аномалиями до настоящего времени отсутствуют. Исследования с помощью компьютерной томографии до сих пор не выявили различия между мозгом здоровых детей и детей с расстройством способности к обучению, хотя ожидается, что такие данные вскоре могут предоставить методы новой позитронэмиссионной томографии. Новейшие предварительные исследования показывают, что некоторые лица с расстройством способности к обучению обнаруживают проблемы со зрением и слухом, а также испытывают трудности в переработке информации. Данных, подтверждающих влияние диеты, пока не обнаружено, хотя, конечно, способность к обучению может осложняться недостатком питания, но вряд ли она обусловлена этим.

Связанные с развитием нарушения чтения встречаются чаще в некоторых семьях. Они также обнаруживаются у однояйцовых близнецов чаще, чем у разнояйцовых. Эти факты свидетельствуют о значимости генетического фактора, хотя исследования до сих пор не закончены.

В других случаях можно говорить об органических повреждениях головного мозга до или после родов; особое значение придают при этом двум факторам: малому весу ребенка при рождении и курению матери.

Хотя и нет данных о том, что депрессия является причиной нарушения способности к обучению, нет сомнений в том, что она отягощающий фактор. Чувства неудачи, несостоятельности и страха затрудняют преодоление этого расстройства.

У некоторых детей через плохую обучаемость может проявляться депрессия (например, им трудно сосредоточить внимание). Психические проблемы или необычные нагрузки также могут ограничивать способность детей к учебе. Исключительное значение для эффективности лечения имеют точность и профессионализм диагностики.

Расстройство способности к чтению

Наиболее часто встречающееся нарушение школьной успеваемости, в свою очередь, является причиной многих других проблем, – это расстройство способности к чтению. Обучаясь чтению, дети используют различные способы идентификации: визуальное узнавание всего слова, понимание его значения и его контекста в данном предложении, разделение слова на звуки или имеющие значение фонемы и их артикуляцию. Проблемы чтения, с которыми сталкиваются и вполне нормальные дети, являются результатом дефицита одного или многих из этих способов.

В прошлом большинство проблем с чтением расценивалось как легастения («слабость чтения»), и их причину искали в проблеме распознавания слов. Под «легастенией» подразумевались два взаимосвязанных признака этого комплексного расстройства: «зеркальное письмо», при котором буквы, составляющие слово ребенок воспринимал в обратном порядке (или в вертикальном, а не горизонтальном положении) и искажение букв (например, чтение «д» вместо «б»). Длительное время специалисты рассматривали эту проблему исключительно в плане нарушения сенсорного развития в зрительной области. Они полагали, что дети не могут увидеть различие между «д» и «б».

Большинство экспертов считают, что проблема, вероятней всего, заключается не в том, что дети плохо слышат звуки или воспринимают буквы в зеркальном отражении, а в том, что они не могут правильно ассоциировать звуки и символы.

Возможно, что дети с расстройством чтения страдают специфическим нарушением памяти в отношении языка. Они, к примеру, путают слова "ein" (один) и "nie" (никогда), испытывая трудности, связанные с передачей информации в звуке. С другой стороны, тот же ребенок может без труда вспомнить результаты футбольных матчей, которые он видел за последние годы. Исследования показывают, что даже если ребенок плохо читает бессмысленный набор букв или слов, то у него вполне может сохраняться способность к нормальному чтению, когда действует связь между символом и словом, – в таком случае расстройства чтения у ребенка уменьшаются или исчезают вовсе.

Обучение детей с расстройством способности к чтению происходит значительно медленней, чем у их сверстников. Они плохо понимают прочитанное, у них возникают проблемы с орфографией. Многие из них испытывают трудности с устной и письменной речью (включая неразборчивый почерк и неправильное применение грамматики и синтаксиса); некоторые из них имеют проблемы, связанные с координацией движений и отличаются неловкостью. Расстройства чтения часто встречаются у детей с нарушением внимания и расстройством социального поведения. Мальчики страдают от расстройства чтения в 3 – 10 раз чаще, чем девочки.

Диагностика расстройства способности к обучению

Можно предположить, что диагноз «расстройство способности к чтению» говорит об общем интеллектуальном отставании ребенка от сверстников. Однако для таких выводов необходимы специальные психологические тесты, мнения родителей, учителей или детских врачей недостаточно.

Большинство университетов и крупных больниц имеют отделения детской психологии, в которых проводится тестирование детей для определения их способности к чтению. Там могут получить любые рекомендации школьные инспекторы, детские врачи и психотерапевты.

Мотивацию и способность к сосредоточению ребенка могут нарушать переживаемая им депрессия или страх, что, конечно, отражается на успеваемости. Точно так же плохое зрение или слух может препятствовать обучению. Для установления истинных причин трудностей в обучении необходимы фундаментальные психологические и соматические исследования.

Ребенку рекомендуется проводить уроки по специальной методике в соответствии с установленным диагнозом и под контролем специалистов. При выборе частного преподавателя для дополнительных занятий родители обязаны следить за соблюдением двух условий. Первое состоит в том, что учитель, проводящий дополнительные занятия, должен знать, что специальное обучение может быть утомительным для ребенка и вызывать у него скуку. Кроме того, учитель должен получить специальное образование в области преодоления расстройства способности к чтению.

Некоторые специалисты стараются улучшить моторные навыки ребенка, для чего предлагают им для рисования или копирования различные символы. Метод обосновывают тем, что таким путем можно укрепить функциональное взаимодействие различных мозговых функций, что приведет к улучшению способности к чтению. Непосредственное чтение вслух с использованием языковых правил наиболее предпочтительный метод.

В некоторых случаях расстройства чтения могут быть объяснены психологическими проблемами. Поэтому представляется эффективным устранение мешающей психологической «блокады», однако нет доказательств того, что психотерапия может помочь всем без исключения детям, страдающим от расстройства способности к чтению.

Еще один метод, который успешно применяется для лечения многих детей, состоит в обучении их связыванию звуков и небольших звуковых единиц (например, слогов) с определенными письменными символами. Затем ребенка учат эти звуки выстраивать в словесный ряд. Теория этой «фонетической техники» основана на том, что дети потому не могут научиться читать, что не способны связать звук с буквами и слогами. Некоторые методики обучают выявлять значение слова в контексте предложения.

Большинство учителей используют несколько методов, стремясь при этом учитывать специфические особенности конкретного ребенка. Научные исследования до сих пор не дали окончательных рекомендаций о предпочтительности того или иного метода. Не существует также обоснованных рекомендаций для применения медикаментов, витаминов и специальной диеты. Систематическое обучение часто дает значительное продвижение, хотя некоторые трудности при чтении, вероятней всего, останутся.

Можно ли преодолеть расстройства чтения и другие расстройства обучения?

Если родители и учителя рано распознают расстройства в способности к обучению и своевременно начинают соответствующее лечение, то дети испытывают меньшие трудности и имеют лучшие шансы для достижения успехов. Результаты дополнительного обучения зависят от интеллекта ребенка, качества лечения и преодоления тех психологических осложнений, которые связаны с этим расстройством (переживания ребенка по поводу своих неуспехов, неприязнь к школе, агрессивное поведение, прогулы занятий и снижение самоуважения).

Детям с расстройством обучаемости следует помочь преодолеть или уменьшить их утомляемость. При этом важно, чтобы родители, вместо того чтобы критиковать ребенка за его неудачи, позаботились о дополнительных развивающих занятиях для него. Очень интеллектуальные дети с расстройством школьной успеваемости компенсируют свои проблемы. Некоторые выделяются в других областях, другие высказывают большую прилежность, чем их соученики. В конечном итоге их слабость или расстройства не затрудняют дальнейшую жизнь. Например, Альберт Эйнштейн также страдал в детстве расстройством способности к обучению, однако он добился выдающихся успехов и всемирной известности.

Существует мнение, что некоторые лица с расстройством способности к чтению ограничены в карьерных возможностях и выбирают такие профессии, которые не требуют от них дополнительных усилий. Несмотря на значительные трудности, эти люди вовсе не обречены на неудобства во взрослом возрасте, так как могут компенсировать свои недостатки в ходе специального обучения.