гороскоп
Психология - статьи, советы » Психические растройства » Расстройства речи и артикуляции

Расстройства речи и артикуляции

Психические расстройства. Расстройства речи и артикуляции. Речь состоит из правильно произнесенных и ясных для понимания слов. Артикуляция подразумевает способность к четкому звуковому оформлению слова. Так как детям свойствен индивидуальный темп развития речи, исследования недостатков речевых возможностей проводят после двух лет.

Речевые расстройства могут быть очевидными, например в случаях, когда ребенок не говорит вовсе, или незначительными, в случае несоответствующего употребления слов или трудностей при построении предложения. Речевые недостатки могут вызвать отставание в обучении, так как речь находится в тесном взаимодействии с мышлением и памятью, а также проблемы во всех областях познавательного развития, начиная от обучения принятым образцам поведения, способности думать и воспринимать окружающий мир до умения вступать в контакт с другими людьми. Эти расстройства могут неблагоприятно отразиться на эмоциональности ребенка и его социальной приспособленности.

Хотя задержка речевого развития требует соответствующего обследования, родители должны понимать, что задержки в овладении ребенком речью не всегда говорят о проблемах, требующих специального лечения. Речевые проблемы встречаются достаточно часто; некоторые маленькие дети поздно начинают вербальное общение. Родителей, которые обеспокоены этим обстоятельством, следует успокоить и поддержать. Многие дети, которые начинают говорить после двух лет, обнаруживают удивительно высокий интеллект.

Расстройства речи и артикуляции. Тесты на слух

Реагирует ли ребенок на слова и окружающий шум? Понимает ли он то, что ему говорят, и может ли различать слова, близкие по звучанию? Отрицательные ответы на эти вопросы можно объяснить речевыми затруднениями, связанными со слухом. Первым шагом является обследование слуха и проблем, связанных с речевым аппаратом (например, недостаточное развитие лицевых мышц вокруг рта). Немота может быть также признаком умственной отсталости или аутизма.

В случае задержки речевого развития или подозрения о нарушении слуха, необходимо специальное отоларингологическое обследование. Важно, чтобы такое обследование состоялось как можно раньше, ибо чем раньше будут выявлены проблемы, связанные со слухом, тем более успешны будут соответствующее лечение и тренировочные программы. Дети, чьи проблемы со слухом выявляются лишь в позднем дошкольном возрасте, имеют значительно больше трудностей в речевом обучении, чем те, в отношении которых необходимые меры были предприняты своевременно.

Детские и семейные врачи должны рекомендовать, куда и к кому вам следует обратиться в таких случаях.

Заикание

У большинства детей при обучении речи бывают периоды заикания или затруднения речевого потока. Обычно эти проблемы исчезают по мере овладения речью. У некоторых детей при нормальном произношении отдельных звуков возникает частое повторение слогов и слов. Если это состояние усугубляется, то в конечном счете возникает заикание. Едва только появляется заикание, отмечается склонность к его усилению, когда ребенок нервничает или испытывает страх. В большинстве случаев этот дефект исчезает спонтанно, но новый стресс может вызвать рецидив.

Заикание начинается обычно в возрасте между 2 и 7 годами; лишь около 5% детей страдают этим расстройством. Почему дети начинают заикаться, до сих пор неясно; по-видимому, имеют значение как генетические факторы, так и чрезмерное напряжение речевого аппарата.

Расстройства речи и артикуляции. Лечение

Лечение речевых проблем входит в компетенцию как логопедов, так и психотерапевтов.

Логопедия предлагает мероприятия по изменению поведения для торможения речевого потока:

• Ритмическая речь. При этом методе метроном задает ритм, который способствует образованию у пациента новых речевых образов. При повторном применении этого метода можно добиться того, чтобы речевые обороты не отличались от таковых в норме.

• Медленная речь. С помощью этого метода дети учатся заменять заикание такими речевыми образцами, при которых гласные и согласные звуки артикулируются с преувеличенной отчетливостью.

• Облегчение (смягчение) заикания. При этом методе детям оказывают помощь в обучении новым образцам речи. При этом заикание полностью не излечивается, но речь ребенка значительно приближается к нормальной.

Для лечения заикания применяется также игровая психотерапия, которая помогает детям выражать их чувства. Психотерапия может быть полезной также и для родителей, которые смогут избавиться от семейных проблем, чаще всего связанных с насилием и напряженностью, способствующих возникновению речевых затруднений.