гороскоп

Воспитание детей с учетом темперамента

Рассмотрим, как проводится воспитание детей с учетом темперамента. Ребенок или подросток холерического темперамента – воин, исследователь, первопроходец по самой своей природе, и его образ жизни должен вытекать из этой его предопределенности. Ему, как юному Суворову, показаны спартанские условия жизни, для него естественны ссадины и шишки, как ни пугает это маму, для него – спорт мужественных, простор, право на яростные увлечения, на активность, риск и натиск. Школа должна дать ему знания, семья – укрепить нравственность, чтобы, будучи сильным, он оставался добрым: ведь его природные мощь и натиск – для людей, для общества.

Ребенок или подросток сангвинического темперамента стремителен, активен, общителен. Его профессиональное будущее – в бизнесе, в сфере обслуживания. И если «место» холерика – борьба со стихией, горы, лес, пустыня, океан, кабинет ученого, у бушующего огня сталеплавильной печи, то «место» сангвиника – среди людей. Даже если на своем стремительном и бурном пути он ушибается, обманывается, терпит неудачи, все равно это его образ жизни. Его ведет страсть к свободе. Пусть и будет свободен, свободен и нравствен. И его учат нравственности, поскольку природа дала ему крылья на пользу людям и обществу.

Воспитание детей с учетом темперамента. Ребенок или подросток флегматического темперамента упорен, терпелив и медлителен. Он пахарь, строитель, созидатель. Его предназначение не борьба со стихией, не пребывание в гуще событий. Он спокойно трудится на своем поле, в своей кузнице или в своем кабинете. Если холерик счастлив и в шалаше, сангвиник может жить и в общежитии, то флегматику необходима отдельная комната в собственном доме. Ему нужны покой, право неспешно делать свое дело, возможность уйти в себя. Если для холерика не существует понятия времени, если сангвиник седлает время, то флегматик нуждается в предоставлении ему достаточного времени. Уединение и неспешность – его образ жизни. А нравствен он от природы. Иными словами, дайте холерику самостоятельность, сангвинику – свободу, флегматику – время, и они перевернут мир.

Важнейший и особый вопрос в психотерапии психосоматических заболеваний – притязания. Естественно желание каждого максимально реализоваться, достичь большого успеха. Естественно врожденное: хочу, имею право на счастье, на лучшее! Но наряду с притязаниями есть и психофизические возможности. И притязания должны соответствовать возможностям. Это как будто банально и общеизвестно, но из фарисейства безногого уверяют, что он может стать олимпийским чемпионом по бегу, «поскольку все люди равны». Однако люди не равны уже от рождения. Рождаются одаренные и лишенные дарований, высокоадаптивные и низкоадаптивные, высокоинтеллектуальные и низкоинтеллектуальные, красивые и не очень красивые, не говоря уже о том, что доступное сангвинику недоступно флегматику. И стайер не соревнуется в спринте. И кесарю – кесарево. Не случайно народная мудрость гласит: «Не в свои сани не садись»; «По Сеньке и шапка»; «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».

Психосоматические заболевания чаще всего – результат фанатичных попыток достичь недосягаемого. И тогда даже мужество во вред, поскольку оборачивается самосжиганием, агрессивно-протестной реакцией, бесплодной борьбой, когда голыми руками пробивают туннель, повторяя труд Сизифа. Мужество прекрасно, если разумно; мужество трагично, если бесплодно, продиктовано омраченностью. Волк, яростно грызущий железную цепь капкана, свободолюбив, но это свободолюбие дикого зверя. Человек же спокойно открывает замок капкана, в который попал. Перед автором чередой проходят дети, психосоматические заболевания которых вызваны бесплодной борьбой за недосягаемое. Девочка заболела диабетом оттого, что рисунки ее талантливой подруги были отмечены на международном конкурсе в Индии золотой медалью, а ее старательно выполненные рисунки отвергались отборочной комиссией. Мальчик с низким уровнем интеллекта отчаянно боролся за отличную успеваемость в школе, но конец учебного года ознаменовался не получением страстно желаемой медали, а язвой желудка.

Рассматривая проблему притязаний, психотерапевт выступает в роли философа. Он говорит омраченным родителям ребенка, что несчастен неразумный в своих притязаниях король и счастлив умеренный в притязаниях мудрец. О притязаниях как о философской проблеме беседовали Александр Македонский и Диоген. Один жаждал власти над миром, другой предпочел всему уединенность и теплое летнее солнце. С другой стороны, когда один из полководцев Александра Македонского сказал царю, что на его месте удовольствовался бы половиной предлагаемого противником царства, Александр ответил: «На твоем месте и я бы согласился на полцарства». Очевидно, что каждому – свое.

Воспитание детей с учетом темперамента. Психотерапевт диагностирует психофизические возможности ребенка и подростка, способствуя максимальному развитию их способностей, стимулирует волю к достижению максимальных притязаний и уводит от бесперспективного, недоступного как от беды. Нереализованные притязания порождают неудовлетворенность, и от нее избавляют, компенсируя в доступных, но заманчивых притязаниях, формируя по сути конкурентные установки. Нереализованные притязания порождают зависть к тем, кто реализовал их. Зависть – ржавчина души. Она сокрушает желудок, толстый кишечник и легкие. Она способна привести к раку внутренних органов. И психотерапевт говорит: «Ты завидуешь, следовательно, ты омрачен, болен. Зависть – участь слабых, неудачливых. Она бесплодна как камень и рождает камни в желчном и мочевом пузыре. Зависть, как и страх, порождает гадов в душе. Переступи через зависть, как через змею или гнилую колоду. И помни: однорукий завидует тому, у кого обе руки, но ему, в свою очередь, завидует безрукий. Избавься от зависти, и это уже будет тем, чем ты сможешь гордиться».

Если речь идет о бедах и потерях, которые переживаются патопластично, психотерапевт говорит: «Есть поправимое и непоправимое. Поправимое – не беда. Вспомни, что тебя огорчало в этот день год назад. Не можешь вспомнить, а ведь наверняка что-то огорчало. Так и неудачи сегодняшнего дня забудутся через год. Зачем же в таком случае огорчаться сегодня? А если и приходит большая беда, что толку страдать. Кувшин уже разбит, и черепки не склеить. Мужественный и умный не стенает, а преодолевает беду. Умный извлекает опыт из беды, памятуя, что за одного битого двух небитых дают, что не было бы счастья, да несчастье помогло, что неудач не бывает только у того, кто ничего не делает. Постыдно лежать, если еще можешь встать. Удвой усилия, и ты достигнешь желаемого, преодолеешь беду и переживешь неудачу. И если тебя преследует драчун, стань сильным; если над тобой смеются, устрани причину насмешек; если ты неловок, стань ловким, а если ты толст – соблюдай диету».