гороскоп

Охрана психического здоровья детей

Эффективность охраны психического здоровья детей обусловливается не только высокой квалификацией педиатров, но и их четким представлением об объеме необходимой деятельности в этом направлении, выделении первостепенных целей, требующих неотложного разрешения, практических подходов и наиболее действенных средств их реализации.

Объем деятельности педиатра по охране психического здоровья детей складывается в первую очередь из устранения вредностей, могущих воспрепятствовать нормальному пре-, пери- и раннему постнатальному развитию; из создания благоприятных условий для социализации и адаптации в семье и в детском коллективе; из выявления детей, подверженных повышенному риску травматизма; из предупреждения и раннего и эффективного лечения соматических и особенно инфекционных заболеваний; из обеспечения реабилитации хронических больных и инвалидов.

В решении задач предупреждения нервно-психических расстройств у детей основное внимание уделяется прежде всего детям раннего возраста, из неблагоприятных семей, неадаптировавшимся в детских учреждениях, с невропатией, акцентуациями характера и легкими органическими поражениями ЦНС, с соматическими заболеваниями, психовегетативным синдромом (хронической тревожностью), хроникам, инвалидам и жертвам несчастных случаев.

Для реализации целей профилактики необходимы: выявление детей, перенесших выраженные пре-, пери- и ранние постнатальные расстройства; учет негармоничных, распадающихся и распавшихся семей, выявление детей с нарушенным поведением и реакциями дезадаптации, учет детей, чья соматическая симптоматика не может быть объяснена органическими причинами; наиболее раннее лечение соматических и инфекционных болезней; изучение детей, подвергшихся травмам, интоксикациям и ожогам.

Охрана психического здоровья детей. Средства, используемые в психопрофилактике, должны быть комплексными.

Работа с семьей. В первую очередь необходимо оценить психологический климат и межличностные отношения в семье, особенности воспитания ребенка. Обнаружив неблагополучную или неправильно воспитывающую семью, врач может не только раскрыть перед родителями вредность сложившихся отношений, но и направить на семейную психотерапию в то или иное детское учреждение на дневное или – при необходимости – круглосуточное пребывание. Иногда достаточно обеспечить семью юридической помощью. В случае крайне неблагоприятной и опасной для здоровья ребенка обстановки может оказаться необходимым поставить вопрос о лишении родительских прав.

Работа с воспитателями дошкольных учреждений складывается из двух аспектов: оценки психологического климата в руководимой педагогом группе и выявления детей повышенного риска. Возможность создания благоприятной эмоционально теплой обстановки в детском коллективе зависит от личности, квалификации и опыта педагога и особенностей самих детей. Совместно с педагогом педиатр должен выявить дошкольников с нарушениями поведения, с трудом приспосабливающихся к обстановке детского сада, с задержкой психического развития, расстройствами речи, слуха, зрения. При необходимости они должны быть проконсультированы соответствующими специалистами для решения вопроса о выведении их в специализированные детские сады. Степень благополучия детской группы в целом может быть оценена на основании собственных впечатлений либо косвенно – по числу неадаптированных детей.

Охрана психического здоровья детей. Работа с педагогами школы. То, что было сказано о личности дошкольного педагога, справедливо и для школьного. Приходится учитывать всю трудность коррекции не только характерологических особенностей, но и ошибочных подходов к воспитанию детей, таящих в себе опасность для их здоровья. Школьному врачу следует сосредоточить свои усилия на выявлении детей, требующих психопрофилактических мер или лечения. Наибольшие трудности представляют ученики с нарушением поведения, так как их причины и способы коррекции очень различны. В одних случаях достаточно нормализовать отношение к ребенку в семье, в других – оказать помощь в учебе. Нередко этих мер оказывается недостаточно, – тогда приходится прибегать к консультациям специалистов. Для детей с грубыми нарушениями поведения с делинквентными поступками (кражи, бродяжничество, вымогательство, драки) существуют школы с особым режимом – закрытые учебные заведения, где овладение школьной программой сочетается с освоением трудовых процессов и регламентированным досугом: спортивными и другими занятиями. Дети с церебральными параличами обучаются в специальной школе, отдельные классы которой предназначены для учеников с интеллектуальной недостаточностью. Задержка психического развития, не достигающая степени дебильности, служит показанием для направления в специальную школу или класс для детей с задержками развития или в лесную школу. Если обучению препятствуют трудности в речевой сфере, то ребенку следует посещать школу для детей с расстройствами речи. Дети с подозрением на олигофрению (общее психическое недоразвитие) направляются на медико-педагогическую комиссию с тем, чтобы они в случае подтверждения диагноза продолжили свое обучение во вспомогательной школе. В случаях нарушений поведения, невротической симптоматики или слабой успеваемости продолжающие обучение в массовой школе становятся предметом особенной заботы школьного врача как относящиеся к группам повышенного риска. Эти группы требуют регулярного медицинского наблюдения, в том числе со стороны невропатологов и психиатров, периодических профилактических осмотров, предупредительного лечения. Последнее может состоять из общеукрепляющих, мягких стимулирующих, седативных, транквилизирующих и других препаратов. Полезна профилактическая работа с родителями этих детей. Обязательно направление этих детей в каникулярное время в оздоровительные учреждения (пионерские лагеря, дома отдыха и т. д.).

Работа с воспитателями закрытых детских учреждений (интернатов, детских домов, Домов ребенка и др.). Педиатр наряду с задачами, о которых было сказано, обращает особое внимание на создание благоприятной эмоционально теплой дружественной обстановки, способствующей раскрытию потенциальных возможностей детей в учебе, других сферах жизни. Этой цели могут способствовать усилия врача по повышению психологической и педагогической квалификации воспитателей, изучение индивидуальных характерологических особенностей каждого воспитанника, анализ сложившихся межличностных отношений в группах и роли самого воспитателя в управлении коллективом детей. Для коррекции психологического климата детского коллектива могут быть использованы индивидуальная или коллективная психотерапия с помощью психотерапевта, лечение отдельных детей, дезорганизующих группу, или их выведение в санаторий, лесную школу для детей с пограничными нервно-психическими нарушениями, в стационар.

Работа с детьми в детских учреждениях. Просвещение в интересах здоровья детей должно быть частью получаемого ими общего образования. Его цель – снабдить их основными знаниями о нормальном физическом, психическом и психосексуальном развитии и о тех факторах, которые влияют на них, дать представление о связи между физическим и психическим здоровьем, привить необходимые навыки и развить у них способность оценивать свое психическое состояние. Достижение этой цели осуществляется в индивидуальных и групповых беседах, через печатную продукцию, радио и телевидение. Для увеличения эффективности санитарно-просветительной работы необходимо изыскивать новые методы. У детей следует развивать способность использовать собственные психические ресурсы для сохранения и укрепления здоровья. Вместо директивных запретов следует дать детям возможность свободного выбора между поведением, направленным на сохранение здоровья, и поведением, которое им вредит. Желательно привлекать примеры авторитетных для подрастающего поколения людей (известных актеров, спортсменов, выдающихся тружеников) или случаи из практики врача. Наибольшая эффективность достигается, когда из всего коллектива выбирается группа повышенного риска, с детьми которой в первую очередь проводится описанная работа.


РЕКОМЕНДУЕМ