гороскоп

Как действует желание мести

Поскольку одним из основных человеческих желаний является желание отомстить, стремление к победе имеет значительную внутреннюю ценность. Даже когда победа не приносит особую пользу или вознаграждение, люди радуются победе и ценят ее. Спорт обычно представляет возможность удовлетворить это желание, не причиняя вреда окружающим, поэтому так много внимания уделяется статистике побед и поражений. Спортсмен соревнуется с противником лицом к лицу, надеясь на победу. В болельщиках пробуждается инстинкт соперничества, который заставляет их болеть за свою команду. Люди, в которых дух соперничества проявляется наиболее ярко, считают, что победы надо добиваться «любой ценой». Это отчасти можно объяснить тем, что им импонируют соперничество, мстительность и агрессивность.

Дух соперничества

Спортивное соперничество может сделать мстительными даже очень спокойных и уравновешенных людей. Соперничество присутствует везде - в профессиональном, любительском, университетском спорте, и даже в школе.

Один из наиболее ярких примеров соперничества - противостояние футбольных команд Университета Штата Огайо и Университета Штата Мичиган. Многие люди в Коламбусе, Огайо предпочли бы победу над Мичиганом победе в национальном чемпионате. Если бы дьявол каждый год помогал победить Мичиган, церкви в Коламбусе остались бы не удел. Отчет тренера по футболу из спортивного объединения штата Огайо всегда представляется в двух видах: общая статистика победи поражений и статистика победи поражений в матчах с Мичиганом.

Тогда как хорошая общая статистика удовлетворяет потребность болельщиков во власти (достижениях), победа над Мичиганом удовлетворяет совершенно не связанную с ней потребность в мести.

Коль скоро мотивацией в спорте выступает месть, не исключается возможность насилия, когда эмоции накаляются до предела или чьи-либо ожидания не оправдываются. В Римской Империи состязание на колесницах между «синими» и «зелеными» закончилось революцией, сожжением города, на месте которого сейчас находится Стамбул, и массовой казнью 30000 фанатичных болельщиков. В последнее время вспышки насилия - не редкость на европейских футбольных матчах, а иногда людей просто растаптывают. Мы также сталкиваемся с аналогичными проблемами в США, когда победы в особо волнующих спортивных событиях выливаются в беспорядки на улицах, которые устраивают напившиеся на радостях болельщики.

Уровень насилия в спорте - фактор огромной важности, влияющий на наше решение при выборе вида спорта, которым бы мы хотели заниматься. Из всех популярных видов спорта больше всего насилия, наверное, в боксе, а некоторые из лучших боксеров во время поединков проявляли жестокость и неуважение к противнику. Например, бывший чемпион в тяжелом весе Майк Тайсон после того, как он нокаутировал Джесси Фергюсона, сказал: «Я хотел еще раз ударить его в нос, чтобы кость вошла в его мозг». Американский футбол - тоже в высшей степени агрессивный вид спорта. Дик Баткус, 3-й номер в списке любимых спортсменов столетия журнала «Спорте Илюстрейтед», любил насилие в футболе. По его словам, его целью было ударить противника, ведущего мяч, так, чтобы у того отвалилась голова. «Мне страшно не хватает насилия», - заявил он.

Соперничество в спорте является предметом разногласий, особенно в отношении детей. Родители, которым нравится соперничество (что свидетельствует о сильной потребности в мести), хотят, чтобы их дети занимались видами спорта с высоким уровнем соперничества, а тех, которым оно не нравится (что указывает на слабую потребность в мести), беспокоит, что такие виды спорта могут сделать их детей излишне агрессивными. Это беспокойство подтолкнуло некоторые детские лиги установить правила, ограничивающие соперничество. Баскетбольные правила детской лиги при нашем местном отделении Христианского союза молодых людей настолько ограничивали соперничество, что никакого счета не велось вообще и детям не разрешалось отбирать мяч друг у друга. Когда мой сын Майкл играл в этой лиге, один из его товарищей по команде отобрал мяч у другого игрока, что в любой другой лиге посчиталось бы хорошей игрой. Судья отвел его в сторону и объяснил, что подобные вещи в этой лиге запрещены.

Когда судья сказал мальчику не отбирать мяч, чему он учил его с психологической точки зрения? Может быть, он учил мальчика быть чутким по отношению к остальным ребятам и не расстраивать их, отбирая мяч? По-моему, смысл сказанного судьей заключается в следующем: «Послушай, в этой лиге собрались неагрессивные люди. Я - человек неагрессивный, поэтому я - высший тип личности. А ты - агрессивный мальчик, и в этом - проблема. Если ты хочешь остаться здесь, тебе придется вести себя так, как ведем себя мы. Тебе придется принять наши ценности и измениться, стать не тем, кто ты есть».

В то время как судья сконцентрировал внимание на поведении мальчика, для меня было важно то, что мальчик с удовольствием отбирал мяч. И поскольку ему нравилось это делать, я полагаю, что дело тут, скорее, не в поведении, а в системе ценностей и, следовательно, потребностей. Мне кажется, после этого ребенок заключил, что что-то в нем не так, раз ему сделали замечание за то, от чего он получал удовольствие.

Как действует желание мести

Система 16 основных потребностей предполагает предоставление детям с ярко выраженной индивидуальностью возможности реализовывать их стремления посредством спорта. Дети, склонные к соперничеству, могут удовлетворять свои потребности в видах спорта с высоким уровнем соперничества, в то время как дети, к соперничеству не склонные, будут заниматься теми видами, где соперничества гораздо меньше. Поскольку, как мы уже говорили, «каждый носит свой размер», а это значит, что каждый человек глубоко индивидуален, то сообщества, которые навязывают всем детям этику, исключающую соперничество, не удовлетворяют потребности детей, в которых этот дух соперничества есть. Таким детям нравится побеждать соперников, и не следует заставлять их чувствовать себя виноватыми за то, что они ощущают это простое человеческое желание. С другой стороны, ключевым моментом здесь является чувство меры. Говоря о том, что детям, склонным к соперничеству, следует позволять заниматься теми видами спорта, в которых оно присутствует, я отнюдь не придерживаюсь подхода « победа любой ценой». Скорее, я указываю на то, что некоторым детям необходимо обеспечивать умеренный уровень соперничества.

Как может сообщество оградить ребенка от излишнего соперничества? Франс де Вааль, биолог-эволюционист, подчеркивал, что нужно обучать детей поведению примирения. Необходимо поощрять желание детей заниматься видами спорта, где присутствует соперничество, если им это нравится, но их также следует научить после игры мириться с соперником, возможно, пожимая ему руку, чтобы не оставалось никаких негативных эмоций.