гороскоп

Когнитивная форма психотерапии

Рассмотрим, чем является когнитивная форма психотерапии. Когнитивная психотерапия – относительно новая форма психотерапии, разновидность поведенческой терапии. Она обращена не на модели поведения конкретного лица, а на его мысли и процессы мышления. Вариантами когнитивной терапии являются рационально-эмотивная психотерапия и когнитивная поведенческая терапия.

Когнитивная терапия была разработана в 60-х годах Аароном Беком и первоначально предназначалась для лечения депрессий. Когнитивная терапия отчасти вытекает из так называемых теорий переработки информации. По представлению когнитивно ориентированных психологов, действия и чувства определяет характер того, как люди думают о себе и об окружающем мире. Например, некто, считающий себя неспособным найти лучшую работу, совсем не заботится о подыскании этой работы, избегает собеседования с нанимателем и чувствует себя несостоятельным и подавленным. Иными словами, отрицающее мышление приводит к формированию негативного опыта. Когнитивная терапия направлена на то, чтобы помочь человеку идентифицировать и изменить свои исходные установки и вытекающие из них особенности поведения. На протяжении менее чем 20 сеансов, дополненных последующими сеансами для закрепления достигнутого, многим пациентам удается освоить эффективные методики «меньше думать в отрицательном направлении», пересмотреть свои убеждения и изменить характер своего поведения.

Когнитивная форма психотерапии. Показания для лечения

Первоначально когнитивная терапия была разработана для лечения непсихотических депрессий. Круг показаний постепенно расширялся, и ныне этот вид лечения считается показанным при страхах, панических расстройствах, фобиях, злоупотреблении психоактивными веществами, при супружеских конфликтах и при личностных расстройствах. Лечение особо показано и эффективно при ситуационных кризах.

Когнитивная форма психотерапии. Метод

Психотерапевты, использующие когнитивные методы, активно работают с больными над тем, чтобы «вскрыть» ошибочные выводы или «когнитивные ошибки», которые ведут к эмоциональным расстройствам и расстройствам поведения и тем самым приносят вред самому больному. Психотерапевты структурируют занятия таким образом, чтобы дать определенные рекомендации, и предлагают методы апробации новых моделей мышления и переживаний. Важной составной частью этого процесса являются домашние задания. Содержание домашних заданий составляют наблюдение и изучение собственного стиля мышления и умение распознавать свои логические ошибки, которые вызывают отрицательные чувства. Во время занятий психотерапевт обсуждает с пациентом на примерах его переживаний, как искаженные модели мышления и нереалистические предположения непосредственно приводят к поведению, приносящему вред, и к эмоциональным трудностям.

В ходе терапии пациента знакомят с методами, при помощи которых он должен будет пересматривать свои ошибочные предположения и заменять их новыми, разумными. Например, г-ну Н., склонному к самосовершенствованию («если я не смогу выполнить порученную мне работу на высоком уровне, шеф станет относиться ко мне отрицательно»), было предложено еще раз пересмотреть подготовленный им доклад прежде, чем представить его своему начальнику. Так как г-н Н. не запросил дополнительного времени для переработки доклада, ему пришлось проделать эту работу урывками. Но он справился и представил работу к положенному сроку. Несмотря на то что доклад содержал несколько незначительных орфографических ошибок, шеф был очень доволен, что получил выполненную работу в срок.

Распространенные когнитивные ошибки

Тимоти Бек и другие когнитивные психологи выделили ряд типичных ошибочных логических выводов, которые часто встречаются у лиц, страдающих депрессиями и другими эмоциональными проблемами. Например:

• Произвольные выводы. Делается вывод, не опирающийся на факты. Например: супруги, с которыми недавно познакомилась г-жа Р. и которым послала подарок, не прислали ей письма с выражением благодарности. Г-жа Р. сделала вывод: «Они сочли мой подарок ужасным!»

• Избирательное абстрагирование. Одно событие вырывается из контекста, все другие очевидные факты – игнорируются. Так, г-жа Р., несмотря на уверения родителей молодого супруга, что ему и его жене очень понравился сделанный ею подарок и что они поместили его на почетном месте на каминной полке, продолжает считать это утверждение неправдой, и все из-за того, что не получила письма с выражением благодарности.

• Чрезмерная генерализация. На основании одного единственного инцидента делается вывод, охватывающий всю проблему в целом. Например: г-н М. просит одну даму о свидании. Она отказывает. Он делает вывод: «Любая понравившаяся мне женщина будет поступать так же».

• Переоценки и недооценки. Депрессивная больная г-жа С. звонит по телефону своей племяннице и просит, чтобы та навестила ее. Племянница сообщает, что уезжает на неделю и посетит больную после возвращения. Несмотря на то что после своего возвращения из служебной поездки племянница позвонила больной, г-жа С, пришла к заключению, что единственная племянница не желает иметь с ней дела.

• Персонализация. Внешние события без всяких доказательств рассматриваются как непосредственно связанные с собственной личностью. Например, г-н В. потерял одного клиента и решил: «Это моя вина», – совершенно не задумываясь над тем, что у клиента могли быть контрпредложения и другие основания, которые следовало бы принять во внимание.

• Дихотомическое мышление. Выводы по всем ситуациям принимаются по схеме «все или ничего» или «черное – белое». Например, г-жа А. подает заметку для публикации в газете. Когда редактор предлагает ей переделать один абзац, она приходит к выводу «я совсем не умею писать», вместо того, чтобы признать, что переработка текста представляет собой нормальный редакционный процесс.


РЕКОМЕНДУЕМ