гороскоп

Как стать руководителем в хорошей компании?

«Я много лет проработала в одной крупной компании. Начинала с рядового экономиста, потом долгое время была заместителем главного бухгалтера. И когда освободилось место главного бухгалтера, рассчитывала, что меня назначат на эту должность. Но назначили другую, совсем недавно устроившуюся к нам, зато - молодую и бойкую. И она тут же начала меня учить, как надо работать. В общем, мне пришлось уволиться...

Я устроилась работать в небольшую торговую фирму, но уже главным бухгалтером. Однако мы не сошлись во взглядах с руководством. Дело в том, что я ценю стабильность. Считаю, что в моем лице компания была бы надежно защищена, но директор стал обвинять меня в перестраховке, безынициативности и стандартном мышлении. В общем, через несколько месяцев предложили мне перейти на должность обычного бухгалтера. А на мое место нашли такую же, как и на прошлой работе, энергичную особу. Я отказалась остаться на таких условиях. Ведь мало того, что при этом я существенно теряла бы в зарплате, но мне было бы неприятно каждый день общаться с человеком, который ничем не лучше меня, а просто наглее.

После этого я опять устроилась в крупную фирму - с перспективой на главного бухгалтера. И снова в итоге назначили другого человека. При этом мне объяснили, что я хороший исполнитель, но для руководителя мне не хватает «широты, стратегического мышления, принципиальности». И мотивация моя им не нравится... Возможно, если бы моя зарплата «исполнителя» была выше, я бы осталась там, но работать за пятьсот долларов не могу. Я одна, без мужа воспитываю сына, у меня больная мать. Так что сами понимаете...

Сейчас я снова ищу работу. Но в маленькие компании, на маленькую зарплату идти не хочется, а в крупные, на должности с высокой зарплатой меня упорно не берут (то опыт работы у меня не тот, то образование мое неподходящее). Однако устраиваться опять «с перспективой» уже нету сил и желания.

Неужели эти пятьсот долларов и работа «исполнителя» мой «потолок»?! Почему не ценятся добросовестные и ответственные работники? А вот нагловатым, со «стратегическим мышлением» достается все: и чужие должности, и чужие мужья... Почему не везет именно мне? Почему стервам все, а нормальным женщинам - остатки? С уважением, Валентина Сташкевич».

Как стать руководителем в хорошей компании?

Существуют два способа отношения к своим трудностям. Один - проблемный, когда человек задает себе вопросы типа: «Почему это произошло? В чем причина? И чья в этом вина?» Другой способ - результативный, и вопросы здесь задаются уже другие: «Чего я хочу? Как этого достичь? Что для этого необходимо? Как преодолеть трудности?» К сожалению, многим из нас присущ именно первый, проблемный способ, который создает психологию неуспешности, когда энергия и эмоции застревают на обвинениях и оправданиях прошлых ошибок и неудач. Успешные же люди воспринимают проблему как вызов, возможность измениться, «вырасти» и научиться чему-нибудь новому.

Можно было бы написать много «правильных» слов на эту тему. И о существовании жизненных сценариев успешности и неуспешности. И о формах психологической защиты, которые прослеживаются в установках Валентины, что вроде бы помогает приспособиться к ситуации, но на самом деле выдвигает дополнительные барьеры и ограничения. Но поскольку все познается в сравнении, то в качестве комментария к этому письму я хочу рассказать о конкретной истории одного своего клиента.

Итак, после перестройки Татьяне, как и многим другим, пришлось перейти из стабильно-размеренного госсектора в бизнес. Работала экономистом, бухгалтером, заместителем главного бухгалтера. До этого момента их истории похожи. И вот она попала в крупную компанию, так же как и Валентина - с перспективой. Но рядом с ней были и другие, желающие перспектив. И, так же как и Валя, они сидели и ждали, что их заметят и отметят служебным ростом. При этом практически ничего не делая для того, чтобы это произошло в благоприятном для них варианте. Татьяна же в это время внимательно изучала работу компании, и в скором времени у нее появился целый пакет предложений по оптимизации бухгалтерского и налогового учета, появились предложения по выстраиванию финансового обслуживания компании...

Как вы думаете, кого в итоге выбрало руководство? Правильно. Это была Татьяна. Но стать руководителем, это только половина дела. Важно закрепить свой успех.

И если Валентина сидит и ждет, что ее назначат на более высокую должность, но при этом, судя по всему, не уделяет внимания повышению своей профессиональной компетентности, то Татьяна понимала, что необходимо быть в курсе регулярно меняющегося законодательства, изучать передовые методы учета и финансовые схемы. Поэтому старалась участвовать в семинарах, конференциях, на которых рассматривались нововведения, связанные с изменениями текущего законодательства, знакомилась с новинками в области банковского обслуживания бизнеса. Она последовательно получила аттестаты аудитора, профессионального бухгалтера и налогового советника. Одной из главных задач Татьяны стало привлечение инвестиций в проекты компании. Поэтому, несмотря на то что у нее достаточно высокая коммуникативность, она всерьез изучала психологию, регулярно участвовала в тренингах. И это помогало ей не только лучше понимать партнеров, но и быть эффективной на переговорах и совещаниях.

Итак, что же мы имеем из этой истории? Для Валентины проблема - повод для обвинений других. Для Татьяны - задача, которую нужно решить. Сталкиваясь с проблемой, она старается выстроить сразу несколько альтернативных стратегий для ее решения, но окончательное решение принимается после тщательного анализа всех последствий. Ведь цена ее ошибки может вылиться в существенные потери для компании. Если Валентина считает, что успех зависит от наглости и везения, то Татьяна убеждена, что успех дается упорным трудом. В этом разница в их убеждениях.

Но закончим нашу историю. Сейчас Татьяна работает финансовым директором крупной риэлтерской корпорации. Ей удалось создать команду, которая воспринимает ее как лидера. Она поощряет инициативу подчиненных. Ей доверяют партнеры. Она смогла практически с нуля выстроить отношения с кредиторами и получить деньги под новые проекты корпорации. Такие специалисты высоко ценятся на рынке труда. Их с удовольствием берут на работу...

Хороший исполнитель может стать руководителем?

Сотрудник, ценящий стабильность, предпочитает нормированный режим работы, постоянный оклад и четко сформулированные для него задачи. Это качества хорошего исполнителя. Но ведь вы, Валентина, стремитесь к руководящей работе. А для руководителя ценностью будет гибкость, что предполагает «скользящий» график, умение самостоятельно определять и решать множество задач. Впрочем, в системе вашей мотивации Статус, Признание и Достижение вряд ли стоят на первом месте. Приоритетными для вас, скорее всего, являются Стабильность, Достаток и Надежность. Какие приоритеты у Татьяны, думаю, понятно.

Конечно же, от того, какие ценности мы выбираем, будет зависеть и то, какие стратегии будут использоваться нами в конкретных жизненных ситуациях. Например, тот, кто ценит безопасность, будет действовать с точки зрения потенциальной опасности. Но человек, ориентированный на достижение, будет готов рисковать и искать возможности для самореализации и успеха. Неудачник не тот, у кого что-то не получилось, а тот, кто считает себя таковым. Какая внутренняя установка Татьяны? Она считает, что ей любая задача по плечу, нужно только постараться найти ее решение, а вы, напротив, занимаетесь поиском оправданий и виновных.

Психология неудачника

Человек, считающий себя неудачником, обычно втайне ждет перемен, но не собирается предпринимать что-либо для улучшения своего положения. В нем сильно детское желание чуда - когда кто-то вдруг сделает что-то приятное для него. В детстве это добрый волшебник, в юности это - прекрасный принц или принцесса, в молодости - сногсшибательный герой, спонсор или таинственная незнакомка, затем мудрый, добрый и справедливый человек, ну а потом наступает черед эзотерики, мистических сил, которые должны заметить, что у нашего постаревшего неудачника чистая, добрая душа, и, наконец-то, помочь ему...

В вашем письме за горечью разочарования можно различить упрек и даже какую-то мрачную гордость своим положением. «Да, я такая! У меня не получилось! И в этом виноваты вы (другие)!» Такие ощущения приходят, когда человек фиксирует свое положение и не предполагает изменений. В вашей жалости к себе присутствует зависть.

Завидуют все, но для одних зависть это толчок к тому, чтобы приобрести возможности, которые позволят получить желаемое, а для других это возможность пилить себя и тихо ненавидеть окружающих за «несправедливость». Впрочем, иногда зависть бывает агрессивной и старается устранить объект переживаний по принципу: «Так, не доставайся же ты никому!» Противоядие к зависти - установка на результат, на достижение. Зависть может стать толчком к самосовершенствованию и личностному развитию.

Как стать руководителем?

Но не хотелось бы заканчивать комментарии с грустно-критическими интонациями в отношении вас. Уверена, что и вы сможете написать свой успешный сценарий. И для этого необходимо следующее:

1. Определить цели и ожидаемые результаты своих действий в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

2. Осознать свои сильные и слабые качества, а также благоприятные и неблагоприятные условия, имеющиеся в нынешней ситуации. То есть получить обратную связь от внешней среды, от собственных мыслей, чувств и действий.

3. Определить собственные возможности, которые позволят добиться ожидаемого результата.

4. Определить критерии и способы измерения успеха.

5. Взять на себя ответственность за собственный выбор и действия.

И да сопутствует вам удача!
Елена Порываева, психолог


РЕКОМЕНДУЕМ