гороскоп
Психология - статьи, советы » Психология обмана » Как проявляется обман в поведении

Как проявляется обман в поведении

Попробуем разобраться, как проявляется обман в поведении. Все мы реагируем на окружающую среду на двух основных уровнях - эмоциональном и ментальном. Мы предпочли бы, чтобы мир всегда был упорядоченным и предсказуемым, но, конечно же, мы не в состоянии контролировать все обстоятельства. На протяжении жизни у нас сформировались твердые поведенческие привычки. По большей части, у нас есть определенные ритуалы поведения в минуты счастья, печали, подавленности, тревоги, расслабления и т.п. В то же время мы провели долгое время, оттачивая искусство общения с окружающими, и сумели выработать правила выражения своих чувств и идей. Вспомните, что мы говорили об отлично сыгранном квартете коммуникативных каналов, используемых человеком в процессе общения. Легче всего общаться, когда все участники квартета исполняют одно и то же произведение с одним и тем же чувством, в одном и том же темпе и с правильной громкостью. Тогда все четыре партии гармонично сливаются друг с другом. Обман вызывает дисгармонию в квартете, что сразу же проявляется в поведении человека.

Как проявляется обман в поведении. Приведу пример. Мы с партнером вели расследование по поручению одного из клиентов, в банке которого пропала крупная сумма. Доступ к деньгам и возможность их украсть имела ограниченная группа людей. В результате расследования круг подозреваемых сузился до двух человек. Старший из них договорился с младшим, чтобы тот помог ему изъять машину за неуплату. Обычно для этого нужно связаться с владельцем машины и при возможности получить деньги. Если он откажется платить, то один из сотрудников отправит в банк конфискованную машину, а второй сядет за руль той, на которой они приехали к неплательщику. В нашем случае банковским сотрудникам удалось получить деньги, и необходимость в конфискации машины не возникла. На следующее утро, когда старший сотрудник вернулся в банк с наличными, половины денег не хватало.

Мы начали беседовать со старшим сотрудником. Некоторое время мы обсуждали то, как организована работа в банке. Мы узнали, что у сотрудников есть и другая работа, где они работают на полставки. Я детально обсудил финансовое положение сотрудника, спросил, нет ли у него проблем с кредитами, оплатой обучения детей, медицинского обслуживания, не увлекается ли он азартными играми и т.п. В процессе разговора я не выявил никаких сигналов обмана. Затем я перешел к событиям, связанным с возвратом денег за машину, которые произошли неделю назад. Я попросил собеседника подробно, шаг за шагом, описать события того дня. И в конце концов настал момент, когда я должен был прямо спросить у своего собеседника, он ли украл деньги. Ни минуты не колеблясь, он ответил: «Нет!» Я спросил, знает ли он, кто украл деньги, и он снова ответил: «Нет». Я не заметил никаких сигналов обмана. Мы еще немного побеседовали. Я злился, потому что никак не мог понять, что же я упускаю. В отчаянии я спросил: «Что же тогда случилось с деньгами? Вы их потеряли?» И тут я заметил резкую перемену в выражении его лица. Я заметил изменение сигналов языка телодвижений: до этого он сидел абсолютно прямо, а тут неожиданно ссутулился. Перемена была не просто резкой. Она произошла в ответ на стимул - на конкретный заданный вопрос. Я повторил: «Вы их потеряли?» Я заметил резкое изменение его поведенческой константы, произошедшее в ответ на стимул, поэтому продолжал настаивать на своем. Этот сотрудник был искренне убежден в том, что он потерял деньги. Однако выяснилось, что молодой сотрудник попросту украл их у него из кармана, что мы выяснили в процессе разговора с ним.