гороскоп

Опрос на важность желаний

Опросы, которые проводили Сьюзан и я, не походили на те простые опросы, которые проводятся маркетинговыми компаниями, когда им нужно оценить какой-либо продукт. Мы не просили людей рассказывать нам, что для них важнее: власть или покой. Ни в коем случае мы не пытались определить, какое из 16 основных желаний является самым важным для самого большого числа людей. Цель наших исследований, скорее, заключалась в том, чтобы узнать, какие основные желания делают нашу жизнь осмысленной.

Я не хочу, чтобы вы восприняли мои слова как критику, но я должен поставить под вопрос законность и приемлемость маркетингового подхода для исследования желаний человека хотя бы еще и потому, что слишком много людей говорили нам сначала, что они думали, что именно это мы и пытались делать. Давайте рассмотрим какую-либо исследовательскую работу, которая фактически приняла этот маркетинговый подход, и посмотрим, почему эти методы не работают.

30 апреля 1999 года моя местная газета «Коламбус Диспетч» поместила сообщение «Ассошиэйтед Пресс» об исследовании желаний, проводимых группой исследователей-медиков в Колумбийском университете. В опросе, который был организован престижным Национальным Институтом Здоровья, исследователи Колумбийского Университета опросили 500 взрослых о важности различных сторон жизни.

Опрос на важность желаний

Исследователи обнаружили, что 99% считали, что очень важно иметь теплые отношения в семье, 98% - что очень важна финансовая стабильность, а 82% - что очень важным является секс. Девяносто четыре процента, примерно поровну представленные мужчинами и женщинами, были согласны со следующим утверждением: «Секс, доставляющий человеку удовольствие, улучшает его жизнь».

Статья была опубликована подзаголовком «Хороший секс важнее хорошей работы, но семья - прежде всего». Опросив мнения тысячи людей об их желаниях, касающихся секса и семьи, я ни на мгновенье не поверил, что этот заголовок правильно отразил относительную важность этих желаний. Если бы потребность в семье была сильнее потребности в сексе, врядли бы нашлось много обществ, которым приходится проводить социальную политику, направленную на наказание родителей, которые отказываются от своих обязанностей по отношению к собственным детям. Кроме того, данные статистики по подростковой беременности свидетельствуют о том, что у некоторых мужчин намного выше мотивация к сексу, чем к содержанию ребенка, рождение которого является следствием секса. Из истории известно, что детоубийство было распространено в древнем мире, - да и сегодня, возможно, еще существует в некоторых примитивных обществах, - а исследователи-социологи заявляют, что жестокое обращение с детьми продолжает оставаться весьма распространенным явлением. Люди избивают, сжигают и убивают детей. Будучи осведомленным об этих фактах, я не понимаю, как кто-либо может заявлять, что семья - это предел желаний, которому отдают предпочтение 99% населения.

Как в результате такого опроса могли быть получены такие неправдоподобные результаты? А произошло это потому, что результаты полностью зависят от того, как формулируются вопросы. Хотя с утверждением «секс важен» согласен практически каждый, утверждение «секс является самой важной целью моей жизни» поддерживает меньшая часть людей, и вряд ли кто-то одобрит утверждение «Я скорее предпочел бы умереть, чем жить без секса». Хотя почти все согласны с тем, что «семья важна», гораздо меньшее количество людей согласно с тем, что «мои дети - это самые важные люди в моей жизни», а еще меньше подписались бы под утверждением «моя самая большая цель состоит в том, чтобы вырастить детей». В зависимости от того, как сформулированы вопросы, результаты опроса могут показывать, что семья важнее секса, или что секс важнее семьи, или что и то, и другое важно для 99% населения, или что большинство людей считает, что ни то, ни другое неважно.

Методики исследования

Методики исследований, которые Сьюзан и я использовали для изучения основных желаний, весьма отличаются от тех, которые используются при опросах покупателей. Мы начали с составления всеобъемлющего перечня всех важных целей, которые могли прийти нам в голову. В течение примерно трех месяцев мы обращались к друзьям и коллегам с просьбой помочь нам составить перечень. Мы включили только те цели, которые представляли для людей внутреннюю ценность и которые мы считали психологически важными.

Например, когда человек плавает для того, чтобы развлечься, то плавание - это конечная цель.

Это больше соответствует идее конечной цели, чем данному рассуждению.

Четырехлетний ребенок мог постичь это. Над этим нужно еще поразмышлять, - возможно, они были слишком жестоко для детей атакованы и попытались расквитаться с нападавшим. Возможно, их родители прививали им чувство незначительности и бессилия, и они попытались показать, чего они стоят, и привлечь внимание.

Опрос на важность желаний. Люди, которые говорят, что они столь же сильно ценят мщение, как свою собственную награду - при отсутствии каких-либо благих намерений - ненавидят вас уже сегодня или возненавидят в будущем. Конечно, зная, что кто-то рожден, чтобы ненавидеть, не означает, что этот человек станет киллером, но я предполагаю, что это важный первый шаг в этом направлении.

В том понимании, что мы ищем блоки для психологически обусловленного строительства смысла.

Новые исследования

В наш первоначальный список мы включили более 400 целей, чересчур много, чтобы использовать его на практике для анализа поведения человека. Мы сократили список до 328 целей, удаляя явно лишние и психологически несущественные цели, которые мало влияют на поведение человека. Мы исключили целый ряд основных биологических нужд, таких как питьевая вода, поскольку они не существенны для понимания, кто мы. Люди тратят относительно мало времени на питье воды, и поведение их в процессе питья воды весьма схоже. Наши культурные традиции мало что говорят о питье воды, если упоминают об этом вообще. Хотя питьевая вода важна в биологии и необходима для жизни, в психологии она не имеет значения. И наоборот, прием пищи - это важная тема в психологии. Люди уделяют много времени приготовлению пищи и застольям, у многих культур и религий существуют особые правила, касающиеся приема пищи, а многие люди страдают от недугов, связанных с приемом пищи. Поскольку наши привычки, связанные с потреблением еды, важны для определения того, кем мы являемся, а привычки потребления питьевой воды - нет, мы оставили в нашем перечне потребность в пище, но исключили потребность в воде.

Затем мы попросили группу подростков и взрослых, включавшую в себя 401 человека, имевших разные взгляды на жизнь, определить, насколько им нравится или не нравится каждый из оставшихся 328 пунктов. Участники были отобраны из шести источников (три университета, средняя школа, семинар для лиц, работающих в местных организациях по оказанию помощи умственно отсталым людям, и церковная группа) из штатов Огайо и Пенсильвания. Примерно треть участников составляли мужчины, а три четверти были моложе 55 лет. Примерно 10% участников составляли афроамериканцы, американцы азиатского и испанского происхождения. В данном случае не применялся метод случайного выбора людей с общими интересами, поскольку это редко требуется для исследований такого типа. Вообще говоря, для работы достаточно иметь группу, состоящую по меньшей мере из 300 человек, которые бы различались по происхождению, возрасту и принадлежностью к этническим группам. Результаты исследования были воспроизведены трижды с различными группами из разных мест Соединенных Штатов и Канады.

После того как полученные нами данные опроса 401 участника были введены в компьютер, мы применили математический метод, называемый факторным анализом, чтобы получить корневые значения ответов людей (то есть ответы, исчисленные методом извлечения квадратных корней) на наши анкеты. С помощью компьютера мы свели 328 целей в 10 категорий на основании корневых значений. Компьютер просчитал тысячи возможных вариантов, чтобы выполнить эту задачу, а затем определил те 10 категорий, которые охватывали наибольшее число целей.

После этого мы запустили компьютер снова, дав ему на этот раз задачу определить 11 категорий желаний на основе корневых значений. Снова были оценены и сравнены тысячи возможных корневых значений и комбинаций, пока не были выявлены 11 категорий, охватывавших наибольшее число целей. Этот процесс повторялся до тех пор, пока мы не получили 20 категорий желаний. После этого мы изучили каждый результат, чтобы определить, какой из них содержал самые сильные категории основных желаний, полученные на основании корневых значений. В итоге расчеты показали, что 15 или 16 категорий охватывают 328 целей с большой степенью точности и полноты. Добавление еще одной категории давало нам только немного большую точность, которая не оправдывала дополнительную сложность расчета семнадцатой категории. При использовании только 14 категорий не учитывались несколько важных основных желаний. Вывод был ясен: примерно 16 категорий наилучшим образом описывают основные мотивации.

Как только мы определили 16 основных категорий желаний человека, мы провели исследование с целью измерить эти категории самым эффективным и точным способом. В эту работу были дополнительно вовлечены буквально тысячи исследователей-добровольцев из многих слоев общества. В результате была составлена иерархия основных целей и мотивационной восприимчивости по Рейссу, анкета из 128 пунктов, или психологический тест, который занимает примерно 15 минут, и с помощью которого можно выстроить иерархию желаний и мотивов личности.

Люди, сомневающиеся в обоснованности психологических тестов, спрашивали Сьюзан и меня, откуда мы знаем, что участники исследований отвечали на нашу анкету правдиво. Мы провели исследования дважды: сначала попросили людей оценить самих себя, а затем попросили наблюдателей оценить их. Мы получили аналогичные результаты от тех, кто оценивал себя сам, и от тех, кто оценивал респондентов со стороны. Далее мы предприняли меры против фальсификации тестов. Результаты показали весьма незначительный уровень фальсификации, при этом в людях не чувствовалось оборонительного отношения, когда мы их спрашивали об их желаниях. Основываясь на этих соображениях, мы можем быть уверены, что люди на вопросы наших анкет отвечали точно.

Оценка тестов

В этой связи, нас также часто спрашивают, имеют ли какое-либо значение ответы, которые дают люди по иерархии Рейсса, помимо самого теста. Некоторые говорят: «Возможно, люди дают ответы, которые совершенно не соответствуют тому, как они ведут себя на самом деле». Такая точка зрения допустима. Все психологические тесты должны быть тщательно изучены, чтобы определить степень соответствия между ответами, получаемыми при тестировании, и фактическом поведением людей в «реальном мире».

Сьюзан и я, а также другие специалисты тщательно исследовали этот аспект предсказуемостной оценки результатов теста. В целом наши результаты показывают хорошую степень предсказуемости. По тому, какое количество очков набрал человек по методике иерархии Рейсса можно предсказать такие важные аспекты поведения, как основная дисциплина в колледже, членство в клубе или группе по интересам, а результаты других психологических тестов могут представить характеристики личности и степень тревоги и беспокойства. Далее я представляю доказательство, что результаты, полученные в рамках методики иерархии Рейсса, могут рассказать о том, насколько человек религиозен или спортивен, возможно неидеально, но статистически достоверно, на уровне, превышающем случайность. Результаты систематически обновляются при наличии каких-либо генетически обусловленных расстройств. Принимая во внимание этот факт, маловероятно, чтобы результаты тестирования человека по методике Рейсса не согласовывались бы с его поведением. Результаты исследований доказывают, что это не подтверждается большим числом людей, проходивших тесты.