гороскоп

Психологические проблемы в юности

Рассмотрим, каковы психологические проблемы в юности. Юность (подростковый возраст) – это переходящая стадия, которой присущи многие тенденции развития и в которой детское поведение сменяется установившимися и закрепленными образцами поведения взрослого человека. Мужское сознание, понимание того, кто он есть для себя и для других приобретают ясные очертания именно в этот период. Становятся более интенсивными поиски своего места в мире, познаются существенные элементы сексуальной жизни. Это время истинного перелома. Как ландшафт, стремительно изменяющийся от землетрясения, так и молодые люди в этот отрезок времени испытывают душевное потрясение от смущения и неуверенности в себе, их «сотрясают» большие и малые кризисы. С другой стороны, в этот период молодые люди впервые открывают для себя радость собственного существования и восторг от своего пребывания в мире.

Психологические проблемы в юности. Проблемы идентичности

Идентичность можно определить как закрепившееся и стабильное осознание того, кто ты есть, какие качества тебе присущи, как ты ведешь себя по отношению к другим и какое место ты занимаешь в обществе. В подростковом возрасте появляется субъективная оценка различных образцов поведения и оформляется свой собственный поведенческий стереотип. Серьезные психические и эмоциональные расстройства могут проявляться в свойственных подростковому возрасту «кризах идентификации» при которых чувство идентичности в связи с личностно-конституциональными факторами или динамикой семейных отношений носит хаотичный и диффузный характер.

В некоторых случаях тяжело предсказать, как будет развиваться молодой мужчина, когда выйдет из подросткового возраста. Некоторые исследователи установили, что многие подростки, отличавшиеся таким экстремальным поведением, как реакции протеста, антисоциальные поступки или злоупотребление психоактивными веществами, выходят из этого бурного периода своей жизни с установившимся и активным самосознанием, стабильной идентичностью и уверенностью в себе.

Другие мужчины проходят через подростковый период менее удачно. Наркомания, криминальные действия, психические заболевания, доходящие до степени психоза, могут быть возможными последствиями такой хаотичной юности.

Социальная роль и идентичность

Этот аспект идентичности подростка заключается в том, как он сам воспринимает свои отношения со сверстниками и обществом. Для юношей, которые хотят знать, что они собой представляют, связь с товарищами имеет чрезвычайное значение. В этом периоде жизни устанавливаются тесные связи со сверстниками. Юношеская дружба имеет хорошие шансы для того, чтобы продлиться и в пору зрелости. Такие тесные связи являются началом поиска интимности, который в последующем десятилетии достигнет кульминации.

«Мужская дружба» в юношеские годы сексуально нейтральна, т.е. взаимная симпатия между друзьями внешне лишена сексуальных порывов. Иногда подростки решаются на «сексуальные эксперименты», что некоторыми расценивается как получение полового удовлетворения друг от друга до наступления половой зрелости. Такие «сексуальные эксперименты», если они становятся известными семье, могут вызывать у подростков сильное замешательство и беспокойство.

Признание и уважение сверстников в подростковом возрасте настоятельно необходимы для становления и укрепления собственной идентичности, которая подвергается давлению со стороны противоположного стремления к приспособленчеству и конформизму. Рабское приспособленчество является признаком специфичного для данного возраста страха перед отстаиванием собственных оценок и собственного мнения. Такой конформизм может иметь разрушительные последствия при злоупотреблении алкоголем и другими наркотиками, криминальных действиях или безответственной сексуальной активности.

Юноши со стабильным чувством идентичности, сильным самосознанием и самоуважением способны противостоять такому давлению. К сожалению, чувство собственного достоинства и самоуважения на этом отрезке жизни у многих подростков еще так неустойчиво, что они легко поддаются негативным влияниям сверстников.

Психологические проблемы в юности. Возникновение чувства собственного достоинства

Чувство собственного достоинства молодого человека частично отражает его ранний опыт и способности, например его способность к обучению и выполнению школьных заданий в детстве. Его самоуважение, кроме того, находится под сильным влиянием прежних установок и отношений: хорошо или плохо оценивают его родители, каковы его отношения с братьями/сестрами или другими значимыми для него лицами. Это чувство самоценности в начале подросткового периода еще не защищено и непрочно. Поэтому то впечатление, которое производит на сверстников юноша или девушка, является важным фактором, решительно влияющим на его самоуважение. Например, способность молодого человека добиться признания у девушки или его успехи в «коллекционировании» сексуального опыта усиливает его самоуважение и уверенность в себе. Успехи или неуспехи в школе также являются важным элементом развития чувства собственного достоинства.

Различные слабости и ограничения могут оказать разрушительное воздействие на уверенность в себе и самоуважение молодого человека. Это не всегда очевидно. К проблемам могут относиться некоторые малозаметные слабости в обучении, как, например, трудность в образовании пространственных восприятий и представлений. Детям с этими проблемами иногда трудно представить, как пользоваться определенными вещами или составлять их. Они нередко путают правое и левое, с трудом овладевают ручными навыками и ремеслом, не могут починить велосипед или даже как следует повесить на стену картину. Легастения – слабость чтения и правописания, относящееся к расстройствам школьной успеваемости, – одно из таких нарушений. Такого рода расстройства даже у высокоинтеллектуальных юношей могут быть причиной тяжелых школьных проблем.

Даже последствия минимального неврологического дефицита могут оказывать неблагоприятное воздействие на молодых людей. Так называемая «минимальная мозговая дисфункция» может быть у некоторых молодых людей причиной их неловкости или делать их походку неуклюжей. Такие молодые люди часто бывают плохими танцорами, что наносит ущерб их самолюбию в компании; они не могут добиться успехов в спорте. С учетом того, что способности к танцам и спортивные успехи пользуются у молодых людей большой популярностью, проблемы в этой области могут иметь серьезные последствия.

Реже возникает ситуация, связанная с другим нарушением обучаемости, которое заключается в невозможности «расшифровки» социальных сигналов или в так называемой «социальной легастении». Эта специфическая общественная беспомощность заключается в тенденции неправильно истолковывать сказанное, а также в неспособности устанавливать дружеские отношения. Такое расстройство приводит к отказу от общения со сверстниками, социальной изоляции и проблемам, связанным с чувством собственного достоинства. Психологическое консультирование для развития общественных навыков, которые другим молодым людям даются интуитивно, в данном случае может быть очень полезным.

Молодые люди с описанными выше слабостями или недостатками часто преисполнены постоянного чувства неудовлетворенности, стыда и даже ненависти к самому себе. Эти чувства можно преодолеть, только когда проблема раскрыта и диагностирована. Корректная диагностика является предпосылкой успешного психотерапевтического вмешательства.

Я-идеал и мораль

В начале юношеского периода так называемый Я-идеал (то, какой хочет быть личность) и совесть (чем отличается хорошее от плохого и как это соответствует управлению собственным поведением) еще не полностью сформированы.

Некоторые аспекты Я-идеала подростков формируются из господствующих установок соответствующей возрастной группы или под воздействием средств массовой информации (фильмы, телепередачи, журналы, компьютерные игры, видеофильмы и т.д.). Такие качества, как физическая готовность к действию, агрессивность и склонность к конкуренции, являются традиционными мужскими идеалами, которые если даже не всегда отражаются на поведении юноши, то представляют для него интерес. Другие идеалы связаны с социоэкономическим окружением юноши и зависят от значимой для него фигуры, являющейся образцом ролевого поведения, – это может быть отец, старший брат, учитель или лицо, заменяющее отца.

Таким образом, молодому человеку могут быть привиты такие личностные черты, как честолюбие, психическая работоспособность, дружелюбие, заботливость и ответственность. Представления молодого человека о том, как он должен себя вести, складываются как под влиянием харизматической фигуры и актуального для него героя, так и под воздействием установок сверстников.

Одна из основных задач юношеского возраста – освобождение от духовной зависимости от родителей, т.е. процесса превращения зависимого ребенка в независимого мужчину. Отделение от семьи часто принимает форму бунта против семейных ценностей. Благовоспитанный и послушный ребенок превращается в ощетинившегося подростка, который с большим трудом подчиняется родительским указаниям. Чаще всего он, как это предписывает система моральных ценностей, остается в рамках этических ограничений и запретов совести. Антисоциальное поведение, если оно носит тяжелый и повторный характер, требует вмешательства психотерапевта или даже наказания в соответствии с уголовным правом. Такое поведение, впрочем, чаще всего носит преходящий характер, даже если такая фаза развития подростка вызывает большое беспокойство. В последующем подобное импульсивное поведение у многих юношей постепенно ослабевает и сменяется ответственным, продуктивным и нравственным поведением.

Становление сексуальности

Подростковый возраст, т.е. процесс становления взрослого человека, начинается в пубертатном периоде и приводит к соматической и сексуальной зрелости. Этот процесс складывается из физических изменений – наращивания мускулатуры, усиленного роста тела, появления волосяного покрова на лице и изменения голоса (более глубокого и низкого, чем раньше). Молодой человек часто считает, что у него маленький половой член. В противоположность драматическим соматическим изменениям, которые у молодых девушек определяют их половую принадлежность (развитие грудей, начало менструации), внешние телесные изменения у молодых людей в пубертате не носят столь стремительного характера. Некоторые специалисты предполагают, что в этом кроется причина того, что мальчики-подростки меньше предрасположены к расстройствам приема пищи, анорексии и булимии.

Мастурбация и ночные поллюции

Чем больше наполняется кровеносная система подростка мужскими гормонами, тем чаще возникает у него эрекция. Половой член становится источником сладострастных ощущений. Мастурбация является универсальным «тайным» сексуальным поведением подростка. Хотя он нередко говорит об этом сверстникам, факт мастурбации он обычно скрывает от членов семьи. В момент сексуального возбуждения у подростка часто появляются эротические сексуальные фантазии, представляющие сексуального партнера (мужчину или женщину), которого он выберет в будущем.

Несмотря на универсальное распространение, в некоторых случаях мастурбация приводит к внутренним моральным конфликтам и чувству вины. На самом деле сексуальное самостимулирование не может причинить ни физического, ни психического вреда. Чувство вины, вероятно, связано с теми фантазиями, которые сопровождают мастурбацию.

Мастурбация наиболее частое проявление сексуальной активности всех подростков-мальчиков, и ее следует расценивать как вполне нормальное и приемлемое поведение. Самоудовлетворение обычно не является продолжительной психической проблемой, поскольку оно не предпочтительней сексуальных контактов и несравнимо с ними. По сути, мужчина, который никогда не мастурбировал, может страдать от серьезных конфликтов и торможения сексуального развития. Навязчивая и неконтролируемая мастурбация также требует клинического исследования. Возможно, что в этом случае мастурбация используется как средство уменьшения напряженности, обусловленной не сексуальными причинами.

Другим жизненным опытом, которым обладают практически все мальчики-подростки, являются ночные поллюции. Они обычно возникают в форме оргазма и эякуляции на вершине сновидения откровенно эротического содержания. Многие молодые люди не испытывают восторга по этому поводу, так как боятся обнаружения пятен от спермы.

Лучший способ разрешения эмоциональных проблем, связанных с мастурбацией и ночными поллюциями, – открытая беседа родителей с подростком на эту тему.

Половая идентичность и половая роль

В основе половой идентичности юноши лежит собственная концепция о себе как о мужчине в будущем. Она образуется на очень ранней стадии развития (в возрасте от 2 до 5 лет).

В единичных случаях молодой человек чувствует, что на самом деле он – девушка и у него «неправильные гениталии». Такая редкая психологическая ситуация определяется как транссексуальность. Для нее типично, что мужчина-транссексуал испытывает чувство, что он на самом деле – женщина. Это чувство настолько выражено, что он изменяет свою внешность или даже решается на операцию по изменению пола. Мужчины-гомосексуалы, напротив, обычно держатся как мужчины.

В зависимости от того, мужчиной или женщиной считает себя юноша, определяются его интересы, особенности характера, стиль одежды и т.п., а также его половая роль. Женская манера двигаться, вести себя и говорить может появиться у юноши очень рано и представляет комбинацию влияния окружения и предрасположенности. Многих родителей беспокоит, что женственная манера поведения их сына может быть признаком его гомосексуальности. Если мальчик в детстве играл с куклами, предпочитал дружбу с девочками или уклонялся от типичных для мальчиков «агрессивных» игр, то у родителей может возникнуть предположение о его гомосексуальности, однако подобное «женственное» поведение вовсе не отклонение от нормы и признак фундаментальных проблем половой идентификации. Подобное предположение следует расценивать как обоснованное только в том случае, если мальчик постоянно предпочитает женскую роль.

В любом случае мужская гомосексуальность как сложившееся общественное явление лишь в последнюю очередь обусловлена биологическими и психологическими факторами. В данном изложении важно констатировать, что как первичная половая идентичность («я знаю, что я – мужчина, и я чувствую себя мужчиной»), так и половая роль (более или менее выраженные мужские свойства и мужская манера поведения), и сексуальные предпочтения проявляются в раннем подростковом возрасте.

Наиболее часто возникающие сексуальные страхи

Для юности характерно постоянное давление сверстников в отношении того, что следует считать «нормой». Гомосексуальная ориентация часто вызывает изоляцию и чувство своего отличия от других юношей. Многие геи, думая о своей сексуальной привлекательности и о своем отличии от других мужчин в этом плане, испытывают внутреннее смятение. У некоторых из них возникает острое чувство стыда и вины.

И тем не менее многие по мере взросления способны к стабильной доставляющей им удовлетворение, сексуальной жизни.

От сексуальных страхов мучаются даже несомненно гетеросексуально ориентированные юноши. Они испытывают чувство соперничества по отношению к другим, более осведомленным и опытным в отношениях с женщинами мужчинам. Их собственные установки в отношении противоположного пола исходят из детского опыта общения с матерью и сестрами.

Успехи во взаимоотношениях с другим полом имеют большое значение для юношей. Их сексуальная активность и беспокойство о способности ее реализовать могут в течение длительного времени составлять основное содержание их жизни. Вопросы и сомнения, связанные с выполнением сексуальной функции, проявляющейся в сильной эрекции, способности доставить наслаждение женщине часто проявляются в таких симптоматических сексуальных затруднениях, как импотенция и страх отказа в близости.

В центре сексуальной конкуренции часто стоит беспокойство, связанной с телесными проявлениями. Это беспокойство ориентировано не только на размер полового члена, но также на выраженность мускулатуры и телосложение в их сравнении с другими мужчинами и является основным болезненным пунктом страхов. Оно может привести к навязчивому увлечению бодибилдингом.

С сексуальным соперничеством взаимосвязаны стремление к успехам в спорте, в школе и профессиональной жизни. Эта проблематика в последующем десятилетии жизни может приобрети еще большее значение.


РЕКОМЕНДУЕМ