гороскоп

Глубинная психология человека

Рассмотрим, чем является глубинная психология человека. Глубинно-психологические виды психотерапии, именуемые также психоаналитическими или психодинамическими, ведут свое начало от различных психоаналитических школ. Они разделяют убеждение, что все чувства и модели поведения человека формируются под влиянием первичных переживаний в раннем детстве и подростковом возрасте, а также зависят от жизненных обстоятельств в настоящее время. Психодинамические виды терапии предназначены для оказания помощи пациенту с использованием различных методик, цель которых обучить больного разбираться в том, как его прошлое влияет на настоящее, чтобы уметь преодолеть существующие в данное время трудности и добиться изменений в собственной личности и в поведении.

Различные психодинамические методики имеют общую для всех теоретическую основу. Среди основных принципов можно назвать следующие:

Существование динамического подсознательного. Значительная часть нашей ментальной жизни протекает без участия сознания, но постоянно оказывает влияние и мотивирует наши сиюминутные переживания. Многие модели поведения, включая так называемые необдуманные поступки (как, например, обещания), симптомы (страхи, депрессия и т. д.), сновидения и фантазии, представляют нам сведения о характере функционирования подсознательного.

Значение опыта и развитие в раннем детстве. Каждый период жизни, начиная со дня рождения, оказывает воздействие на последующий период и влияет на нашу чувственную жизнь и наше поведение. Жизненный опыт, приобретенный в раннем детском возрасте, рассматривается как чрезвычайно важный, так как он основа для более поздних переживаний.

Интрапсихический конфликт. Начиная с самого раннего детства и в течение всей жизни наши потребности и желания часто противоречат друг другу, кроме того, они вытесняются общественными и родительскими запретами. Это происходит потому, что подобные конфликты, будучи слишком болезненными для пациента или вызывающими страхи, подавляются при помощи защитных механизмов, а иногда превращаются в те симптомы (головные боли, фобии и страх), которые побуждают пациента обратиться за помощью к врачу. Эти желания и страхи имеют непосредственное значение для душевной жизни пациента в данное время. Действительно, большинство поступков человека определяется стремлением привести в согласие современный опыт взрослого и подсознательные желания.

Все психодинамические методики пытаются тем или иным способом раскрыть и сделать прозрачными все подсознательные конфликты для того, чтобы выяснить, в какой мере они влияют на жизненный опыт взрослого в настоящее время.

Глубинная психология человека. Защитные механизмы

Каждый человек, начиная с детства, использует множество психических механизмов для того, чтобы переработать эмоциональные переживания, получить удовольствие, устранить из сознания страхи и болезненные конфликты. Теоретики психодинамики, начиная с Зигмунда Фрейда, разработали объемный каталог этих подсознательных механизмов, различая зрелые и незрелые формы защиты. Незрелые защитные механизмы выражаются в особенностях поведения, которые искажают жизненный опыт человека, в то время как зрелые защитные механизмы помогают ему преодолевать все трудности.

Незрелые защитные механизмы

• Проекция – приписывание собственных чувств и мотивов другому лицу. Например, есть люди, которые избегают близких отношений, потому что «у мужчин (или женщин) всегда на уме только секс», в то время как они, по-видимому, сами не в состоянии признать собственные сексуальные желания.

• Отрицание – это отказ признать реальность, причиняющую душевную боль. Так, некоторые люди настаивают на том, что их следует рассматривать как жертв, при том, что в реальности они страдают от последствий собственных поступков.

• Перенос – неправомерное перенесение чувств с одного лица на другое. Например, женщина, у которой имеются проблемы с бывшим мужем, переносит свою злость на детей, или начальник использует подчиненных в качестве «громоотвода» для своих семейных трудностей.

• Отказ означает стремление уклониться от жизненных обстоятельств, требований или обязательств.

Зрелые механизмы защиты

• Альтруизм – получение радости и удовлетворения при оказании помощи другим.

• Юмор притупляет болезненные переживания при помощи смеха и веселого настроя.

• Сублимация превращает неприемлемые побуждения, как, например сексуальные стремления или агрессивность, в приемлемую активность: творческие или спортивные занятия.

• Подавление означает умение так вытеснить реакцию на безрадостное событие, что появляется возможность увидеть его с положительной стороны, или принимается решение отложить свою реакцию до более благоприятного момента («подумаю об этом завтра»). Подавление существует на уровне сознания.

• Идентификация (отождествление) – стремление присвоить себе в известной мере качества, цели, идеалы и амбиции уважаемого лица.

Глубинная психология человека. Психоанализ

Психоанализ, пожалуй, самая распространенная форма психодинамической терапии. Он предъявляет наиболее высокие требования к эмоциональной выносливости пациента, его времени, а также к его финансовым возможностям. Именно поэтому в США психоанализ является наименее востребованной формой глубинно-психологического лечения. Однако он служит предшественником всех разновидностей психоаналитической терапии, поэтому должен быть представлен первым.

Венский невролог Зигмунд Фрейд в конце XIX в. начал лечить пациентов с помощью психоанализа. Последующие поколения психоаналитиков существенно развили его первоначальные теорию и метод. Современный психоанализ притязает на то, что он представляет собой интеллектуальную психотерапевтическую и научную терапевтическую школу.

Существуют многочисленные теоретические варианты психоанализа, вытекающие из учений Зигмунда Фрейда, Карла-Густава Юнга и Мелани Кляйн, – это теории взаимоотношения объектов, психологии Я и др. Они отличаются друг от друга в основном по тому значению, которое придают подсознательной мотивации и конфликтам, а также роли, которую играет опыт, приобретенный в раннем детстве.

Юнгианский анализ основан на трудах Карла-Густава Юнга, современника и первоначально последователя Зигмунда Фрейда. Юнг исходил из предположения о существовании универсальных мифов и символов, формирующих коллективное бессознательное, более всеобъемлющее, чем личное подсознание отдельного индивидуума.

Из всех существующих разновидностей психотерапии психоанализ преследует наиболее широкие и честолюбивые цели: вместо того, чтобы ограничиться решением определенных конкретных проблем, он пытается исследовать личность и воздействовать на глубинные изменения характера поведения. Для того, чтобы добиться поставленной цели, психоанализ использует специальные методики, которые будут детально описаны ниже и которые побуждают пациента, именуемого «анализандом», оказаться способным к оживлению воспоминаний о его детских переживаниях и фантазиях и осмыслить конфликты, которые оказывают влияние на его чувства и поведение в настоящее время.

Психоанализ, как правило, продолжительный и медленный процесс поступательного самопознания, который приводит к зрелости и эмоциональному росту (совершенствованию). Его сравнивали с лепестками луковицы, с процессом, при котором постепенно высвобождаются детские желания и страхи – подсознательные детерминанты современных особенностей поведения и чувств. Как только их удается вскрыть, конфликты теряют актуальность, становятся понятными, приемлемыми и разрешимыми. Как следствие поведение и чувства пациента претерпевают изменения, и он достигает более высокой степени зрелости. Очень часто по окончании курса психоанализа люди выходят с более глубоким пониманием и более дифференцированным представлением о себе и других в своей жизни.

Лечение требует от трех до пяти 45-минутных сеансов в неделю в течение 3 – 5 лет.

Показания для лечения

Психоанализ является непрямой формой терапии, во время которой психоаналитик совместно с анализандом исследует внутренние механизмы его душевной жизни. В связи с тем что психоаналитик не дает никаких советов и подсказок для решения проблем, этот вид терапии не рекомендуется лицам, находящимся в кризисном состоянии, так как они нуждаются в активной неотложной помощи. Однако иногда психоанализ назначается при определенных клинических картинах (как, например, при тяжелых депрессиях) в сочетании с медикаментозной терапией. Такое комбинированное лечение стабилизирует состояние больного и позволяет ему в дальнейшем продолжить процесс аналитической терапии.

Психоанализ требует как минимум среднего интеллектуального уровня, готовности к самопознанию, способности переносить фрустрацию и болезненные переживания, а также известной степени коммуникабельности. Поэтому психоанализ не пригоден при острых психотических, выраженных импульсивных расстройствах, у наркоманов или тяжело депрессивных пациентов. Однако некоторым из перечисленных категорий больных по окончании острого периода болезни этот метод может оказаться полезным для того, чтобы осознать причины их поведения, а также острого течения эмоциональных переживаний, которые усугубляли проблемы, и изменить их.

Приемлемыми показаниями для психоанализа могут быть хронические трудности и фрустрации во взаимоотношениях, тяжелые формы заторможенности и непреходящие проблемы в профессиональной деятельности или в достижении других жизненных целей, а также такие симптомы, как страх и умеренная депрессия. Многие люди с легкими и умеренно выраженными жизненными трудностями могут, вероятно, извлечь пользу из психоанализа.

Метод

Несмотря на то что со времен Фрейда психоанализ проделал значительное теоретическое развитие, разработанные им методики во многом остались прежними.

Терапевтический нейтралитет. Терапевтическое поведение аналитика определяется его нейтралитетом, анонимностью и отстраненностью. Это означает, что аналитик всегда отстранен, хотя и проявляет сочувствие, но не принимает сторону анализанда и не вмешивается в его решения и постановку целей. Точно так же аналитик ничего не сообщает анализанду о своих взглядах, чувствах или о своей частной жизни, так как в центре его внимания постоянно остается душевная динамика анализанда.

Пациент лежит на кушетке, поставленной таким образом, что аналитик находится вне поля его зрения. Это условие стимулирует исследование наиболее глубоких слоев сознания и облегчает свободные ассоциации анализанда.

Свободные ассоциации. Основное правило аналитической ситуации предусматривает, что анализанд должен пытаться высказывать без цензуры и контроля все, что приходит ему в голову во время сеанса, – все мысли, чувства, желания, фантазии и ощущения, какими бы неприятными, неловкими или устрашающими, тривиальными или бессвязными они ни казались. Несмотря на то что аналитик внешне остается пассивным и безучастным, он внимательно слушает и проявляет интерес к сновидениям и фантазиям пациента, а также к его чувствам, мыслям, поступкам в данное время. Свободные ассоциации анализанда представляют собой исходную позицию для дальнейшего понимания скрытых значений и подсознательных сил, которые определяют его душевную жизнь.

Истолкование. Аналитик задает вопросы, поощряет пациента как можно конкретнее рассказывать о своем поведении и своих чувствах, и если считает необходимым, то возражает, приводя в качестве примера образец поведения («Когда вы говорите о себе и обо мне, старайтесь это делать более вдумчиво»). Но, что важнее всего, аналитик предлагает пациенту в нужный момент истолкование его чувств и поведения. С помощью этих истолкований главным «творческим продуктом» психоанализа является изложение психоаналитиком своего понимания подсознательных элементов, которые лежат в основе переживаний пациента. Интерпретация сновидений и их функция связующего звена между переживаниями в прошлом и настоящем является характерным элементом психоаналитического истолкования.

Истолкование должно помочь анализанду осознать защитные механизмы, с помощью которых он/она оказывает сопротивление лечению. Нередко происходит так, что пациент забывает дату назначенного сеанса или говорит о том, что аналитик «ничего не говорил» о своем предстоящем отъезде в отпуск. Это забывание может иметь своей целью защиту от возможного раздражения, подавленности или злости из-за того, что психоаналитик оставляет их «на произвол судьбы». Истолкование сопротивления помогает пациенту повысить свою толерантность в отношении неприемлемых чувств и мыслей и обеспечивает ему возрастающее понимание тайных механизмов его душевной жизни.

Реакция переноса. Перенос – нормальный процесс во всех областях жизни, при котором человек бессознательно повторяет образцы детского поведения и взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами в той форме, в какой они развивались в прошлом. При переносе человек направляет на лицо из своего нынешнего окружения те чувства и те отношения, которые он адресовал важным персонам своего детства. Происходит то, что люди бессознательно ведут себя со своим партнером, учителем, работодателем так, будто это их родители, будто они предъявляют те же требования и грозят теми же наказаниями, которыми некогда угрожали родители. Способность научиться понимать механизм переноса часто помогает людям признать, как искаженно они представляют себе восприятия других.

В ходе психоаналитического лечения у анализанда постепенно формируется реакция переноса на психоаналитика. Эта реакция становится важнейшим связующим звеном терапевтического процесса, той линзой, через которую рассматриваются, истолковываются, ревизуются и видоизменяются подсознательные конфликты и динамика чувственной жизни пациента. Пациент постепенно все больше и больше начинает относиться к психоаналитику (который фактически остается нейтральным) как к важной персоне своего детства и заново переживает противоречивые желания, фантазии и боли, фрустрацию и стыд, чувство вины, ярость и страх, т.е. те радости и горести, которые он/она в раннем детстве и в школьные годы испытывали по отношению к ключевым персонам.

С помощью исследования переноса, т.е. того, как анализанд выстраивает свое отношение к аналитику и что тот, по мнению анализанда, думает и чувствует, пациент вскрывает корни нарушенных душевных механизмов, которые хранятся в его «внутреннем детстве».

Переработка. В процессе анализа пациент обучается переживать перенос как на «разделенном экране», т.е. одновременно чувствовать и анализировать то, как эти ранние конфликты повлияли и продолжают влиять на его жизнь в настоящее время. В связи с тем что анализанд все время повторно конфронтирует с вытесненными надеждой, болью и нереальными желаниями своего детства, ему удается постепенно признать их, вместо того, чтобы отвергать.

Наиболее важно то, что в процессе этой переработки, которая составляет главное дело анализа, пациент начинает изменять характер своего поведения и своих реакций, основанных на этих подсознательных, пройденных и перенесенных представлениях. Так, например пациентка начинает постепенно понимать, что ее комплексы и слишком строгая самокритика основаны на потребности видеть своих родителей не столь критически настроенными по отношению к ней, тщетно пытающейся завоевать их любовь и признание. По мере того как это знание углубляется, детские желания могут быть, наконец, оставлены в прошлом и испробованы новые модели поведения.

Психоаналитическая психотерапия

Психоаналитическая психотерапия – дальнейшее развитие психоаналитической методики, – одна из наиболее часто применяемых разновидностей терапии. Она использует те же психодинамические принципы раскрытия подсознательных конфликтов, но ее цели менее претенциозны, а сам процесс лечения менее интенсивен. Главный акцент этой формы психотерапии состоит скорее в том, чтобы помочь пациенту получить нужные знания, которые позволили бы ему найти решение трудных жизненных проблем. При этом психотерапевт играет более активную роль, чем при психоанализе.

Психоаналитическую терапию проводят как специально подготовленные психотерапевты, так и те, кто не прошел специализированного курса обучения.

Терапевтические сеансы проводятся обычно в течение 2 – 5 лет, один – три раза в неделю.

Показания для лечения

Показания те же, что и при психоанализе, хотя психоаналитическая психотерапия показана более широкому кругу пациентов, включая тех, которые нуждаются в более активной поддержке и помощи психотерапевта и которым трудно заново переживать свою несостоятельность – нагрузки, неизбежные в рамках психоаналитического процесса. Эта разновидность терапии, так же как и психоанализ, наиболее эффективна для пациентов, которые интересуются механизмами своей душевной жизни и настроены на то, чтобы самим найти необходимые решения.

Метод

Пациент и терапевт сидят лицом друг к другу, хотя при некоторых видах психоаналитической терапии предусматривается лежачее положение больного. Так же как при психоанализе, пациента побуждают говорить все, что придет в голову. Несмотря на то что характер отношений между пациентом и терапевтом имеют важное значение, психоаналитическая психотерапия обычно сосредоточивает свое внимание не на воспроизведении и истолковании интенсивного регрессивного переноса в детство. Скорее всего, психотерапевт использует технику выяснения определенных особенностей поведения и установок и работает над конфронтацией (например, указывая пациенту на несоответствие между его высказываниями и поступками), применяет суггестию и другие методы, которые активно влияют на процесс лечения.

Динамическая краткосрочная терапия

При краткосрочной динамической психотерапии (которую также называют ограниченной во времени краткосрочной психотерапией) психотерапевт и пациент заранее оговаривают количество лечебных сеансов или срок окончания лечения, при чем речь, как правило, идет о 12-20 сеансах в течение 3-6 месяцев. Психотерапевт и пациент фиксируют свое внимание на определенной, четко обозначенной проблеме (например, на трудностях, которые существуют у студента при завершении дипломной работы). При переработке одного этого вопроса могут быть решены определенные, лежащие в его основе конфликты (страх студента стать взрослым и покинуть родительский дом).

Показания для лечения Предпосылкой краткосрочной динамической терапии являются относительное психическое здоровье пациента и высокая степень мотивации – стремление разрешить проблему и уверенность в своей способности быстро довериться психотерапевту. Эта форма терапии, так же как и другие формы динамической терапии, не рекомендуется лицам с тяжелой депрессией, расстройствами, в основе которых лежит импульсивность, при наркомании или с трудностями в коммуникабельности. Но она показана там, где речь идет о помощи в решении конкретной проблемы. Переживание достигнутого успеха нередко освещает всю дальнейшую жизнь пациента. Если кому-то удается решить насущную или угнетающую проблему (например, длительное внутреннее сопротивление при переходе на лучшее место работы), то это повышает его самоуважение и тем самым укрепляет его функциональную способность добиться положительного результата и в других областях жизни. Эта форма терапии пригодна также для понимания психотерапевтического процесса, который в дальнейшем может быть применен с большей интенсивностью при других, более глубоких трудностях.

Метод

Уже в начальной стадии психотерапевт идентифицирует неизвестный конфликт, который должен разъяснить конкретную проблему, имеющуюся у пациента. В течение всего курса лечения он держит в центре внимания этот основной конфликт, разъясняет его и истолковывает. При этом перенос важен в связи с тем, что именно раскрывается в конфликте. Например, мужчина ищет помощи ввиду своей несостоятельности в профессиональной деятельности. Психотерапевт устанавливает, что пациент испытывает неоправданный страх перед начальником. Во время сеансов проясняются особенности поведения пациента, свидетельствующие о поиске гармонии в отношениях с психотерапевтом. Психотерапевт истолковывает это поведение пациента как отклонение от центрального конфликта – страха перед начальником.


РЕКОМЕНДУЕМ