гороскоп

Как помочь при психических расстройствах у ребенка

Поговорим о том, как помочь при психических расстройствах у ребенка. Если проблемы ребенка причиняют ему страдание или приводят к тому, что нарушается его потребность в образовании и возможности установления социальных контактов, то это требует профессиональной помощи независимо от того, что лежит в основе этих проблем. К сожалению, родители часто колеблются и сомневаются в том, нужно ли рассказать специалисту о проблемах ребенка и может ли он помочь в их разрешении (речь идет о детских врачах, детских психологах, детских и юношеских психотерапевтах, консультациях для детей и юношества, домашних врачах, школьных психологах). Эти сомнения и вызванное ими промедление в оказании помощи детям связано с предположением, что родители сами способны справиться с проблемами их детей или боязнью того, что специалист установит их вину в возникших у ребенка проблемах. Специалист должен осознавать, что он часто может освободить родителей от неуместного чувства вины и разъяснить им причину или характер трудностей поведения или заболевания их ребенка. В большинстве случаев родители принимают важное участие в лечении и коррекции поведения их детей.

Как помочь при психических расстройствах у ребенка. Кто может помочь?

Если мы ищем помощи для ребенка, важно, чтобы психолог, психиатр, психотерапевт или работник детской консультации, к которому вы обращаетесь, имел практический опыт работы с детьми и подростками. Несмотря на то что многие специалисты обучаются работе с детьми, они часто занимаются лечением взрослых и не располагают соответствующей практикой и знаниями.

Тот, кто ищет квалифицированного детского психотерапевта, должен спросить об этом своего детского врача или обратиться к так называемым детским или юношеским психотерапевтам. Другим источником информации могут служить детские психиатрические отделения ближайших больниц или университетских клиник.

Как взрослые должны получать советы относительно проблем своих детей у детских и юношеских психиатров, так и медицинские заключения относительно самих детей, имеющих психические проблемы, должны давать соответствующие специалисты. Как только установлен диагноз, психиатр рекомендует соответствующий курс лечения и по возможности называет других, находящихся поблизости специалистов по терапии детского возраста, способных предложить квалифицированную лечебную помощь.

Сигналы для родителей

Следующие образцы поведения свидетельствуют об эмоциональных и психических проблемах у детей. Старайтесь помочь ребенку, в случае если эти проблемы длятся более чем две недели:

• любое внезапное, бросающееся в глаза изменение обычного поведения, утрата интереса к привычной деятельности или дружеским связям, изменения привычного стереотипа сна и приема пищи или школьной успеваемости;

• продолжительная грусть, низкая самооценка, общий пессимизм или негативизм;

• необъяснимая сонливость или ослабление психической (духовной) активности;

• выраженная неустойчивость настроения у ребенка школьного возраста, которую нельзя объяснить внешними обстоятельствами;

• недостаточный контроль за поведением, импульсивность и агрессивность, не связанные с внешними обстоятельствами;

• неспособность ребенка старше семи или восьми лет быть терпимым к обстоятельствам;

• сильно выраженная самокритичность и чрезмерная сдержанность, а также недостаток спонтанности;

• постоянная чрезмерная робость и застенчивость, а также постоянный страх перед новой ситуацией или новыми знакомствами;

• отказ от прежних взаимоотношений с друзьями, братьями, сестрами и взрослыми или неспособность эти отношения устанавливать;

• неспособность устанавливать взаимоотношения с другими, сопровождающаяся заметным замедлением (задержкой) речевого развития;

• постоянные трудности в отношениях со сверстниками, как, например, постоянное отделение от детей или ссоры с ними в случае, если сверстники хотят такую преграду преодолеть;

• сильно выраженная отвлекаемость как дома, так и в школе, неспособность к концентрации своих действий и внимания или очевидная дезорганизация поведения, приводящая к проблемам в школе;

• недостаточный контроль за мочеиспусканием и дефекацией у детей старше пяти или шести лет;

• сексуальное поведение, не соответствующее данной возрастной ступени развития ребенка (например, открытая мастурбация в девятилетнем возрасте).

Диагностика

Оценка психических трудностей у детей неизбежно отличается от таковой у взрослых. Ребенок не может быть независимым и автономным, он вынужден зависеть от взрослых, школы, дома и социальной среды, из которой он произошел и в которой пребывает. Как правило, ребенок не принимает самостоятельно решения о том, что он нуждается в помощи и участии, чаще он использует различные формы протеста, направленные против школы, психотерапевта или родителей. Часто ребенок отрицает те трудности и проблемы, которые у него находят. Психотерапевты, специализирующиеся на помощи детям, естественно, обучены тому, какие реакции и симптомы свойственны детям соответствующей возрастной ступени. Несмотря на то что оценка проблем родителями сильно отличается от таковой у детей (они, например, часто упорствуют в том, что учительница, которая судит об их поведении, лжет), психотерапевт обязан заключить союз между родителем и ребенком, придерживаясь принципа «не становиться на позицию ни одной из сторон». В начале работы, особенно при общении с подростками, клиницист должен гарантировать, что доверенные ему сведения не будут переданы третьим лицам.

Психологи по-разному проводят обследование ребенка в разных возрастных группах. В процессе диагностики специалист расспрашивает о трудностях самого ребенка, его родителей и, по возможности, учителей. Некоторые клиницисты предлагают родителям заполнить анкету или проводят структурированное интервью, благодаря чему получают достаточно полное представление об имеющихся проблемах. Психолог интересуется историей жизни ребенка, начиная с пренатального периода и хода беременности его матери. От родителей психотерапевт должен получить информацию о проблемах ребенка, жизни семьи и способах воспитания, уровне культуры и образования семьи, а также о подробностях внутренних отношений и возникающих в связи с этим персональных проблемах. Таки образом он узнает все о непосредственном окружении ребенка, отражающемся на его состоянии и, возможно, способствующем возникновению у него проблем.

Не менее важно знать об истории обучения ребенка в школе, так как большинство детских проблем в равной степени связано с трудностями как в школе, так и дома. Клиницист должен спрашивать об успеваемости в школе не только детей и родителей, но и пытаться получить сведения об этом от учителей.

Рисование, рассказ о нарисованном и игры

В период диагностики может случиться и так, что некоторое время ребенок находится в клинике один, без родителей. Для получения информации о ребенке детские психиатры, психологи и психотерапевты используют игровые приемы, отличающиеся от прямого расспроса.

Такой разговор начинается с того, что терапевт предлагает ребенку нарисовать наиболее приятную для него картину и попытаться придумать рассказ о ней. При такой попытке клиницист побуждает ребенка к разговору, а тема рисунка может иметь значение для диагноза. Некоторые специалисты просят, чтобы дети изображали определенные персонажи и рассказывали о них. Эта и другая техника может быть использована для тестирования.

Специально для маленьких детей или в тяжелых случаях для того, чтобы выразить в словах свои впечатления о ребенке, детские психологи используют различные игрушки и куклы, которые предназначены также и для терапии. То, какую игрушку выбирает ребенок, как он с нею играет, что во время этой игры говорит, имеет важное значение для анализа психического состоянии ребенка, его проблемах и развитии.

Дополнительные психологические тесты. Диагност может использовать систематизированные психологические тесты для получения более полного представления о ребенке, обобщения и цифровой оценки полученных данных. Эти тесты, как правило, используют клинические психологи, которые специализируются в области тестологических исследований. Они составляют письменные отчеты, содержащие специфические рекомендации к лечению.

Есть две большие категории психологических тестов: объективные и проективные.

Объективные тесты. Эти тесты служат для определения функционального уровня ребенка в различных областях в сравнении с другими детьми соответствующей возрастной группы. Они дают возможность выявить типичные проблемы, требующие коррекции и лечения, а также представить данные измерения интеллектуального уровня (интеллектуальный индекс, IQ), психической работоспособности, способности к обучению в тех областях, где у ребенка имеются проблемы (например, способность к концентрации внимания или развитие речи). Большое количество тестов применяется для обследования детей на разных этапах развития, включая грудной возраст.

История рождения и первого периода развития

Для выявления проблем у детей вначале следует задать предварительные вопросы, касающиеся беременности матери, родов и грудного периода развития ребенка с последующим детализированным обзором общего развития ребенка. Ниже приведен список вопросов, требующих прояснения и внимания.

Пренатальный период

• Были ли у матери прежние беременности, аборты и выкидыши?

• Каков был возраст и состояние здоровья матери?

• Присутствовал ли резус-конфликт?

• Планировалась ли беременность?

• Какой пол ребенка предпочитали родители и другие родственники?

• Кто выбирал имя доя будущего ребенка?

• Насколько ощутимой для будущей матери была поддержка членов семьи в этот период?

• Были ли осложнения беременности, а именно:

— кровотечения,

— несчастные случаи, подъем тяжести или падение тяжести на беременную,

— рентгеновское облучение,

— токсикозы, повышенное артериальное давление, эпилептиформные припадки,

— тяжелые заболевания (диабет, болезни сердца), корь, венерические заболевания, инфекция мочевыводящих путей,

— употребляла ли мать наркотики, алкоголь, сигареты.

• Была ли у матери послеродовая депрессия?

Роды

• Каков тип и характер родов, длительность и характер болей?

• Были ли осложнения?

• Применялась ли анестезия?

• Каков апгар-индекс новорожденного?

• Проводилась ли экспресс-диагностика, каковы ее данные?

• Как долго мать и дитя оставались в роддоме?

Грудной возраст

• Присутствовали ли соматические проблемы, например:

— необычная сонливость,

— тихий, едва слышный плач,

— колики.

• Является ли ребенок близнецом (однояйцовым или разнояйцовым)?

• Какова его реакция на братьев и сестер?

• Моторика. Когда ребенок стал:

— поднимать голову,

— ползать,

— садиться,

— вставать без поддержки,

— ходить и прыгать,

— бросать мяч,

— кататься на роликовых коньках и велосипеде.

• Тонкая моторика. Когда ребенок начал:

— пользоваться чашкой, ложкой и другими кухонными принадлежностями,

— рисовать и писать,

— играть на фортепиано,

— шнуровать обувь.

• Был ли ребенок неуклюж, наблюдалась ли плохая координация движений и несчастные случаи из-за этого?

• Ребенок был гиперактивен или гиперпассивен?

• Речь и общение.

• Когда впервые ребенок:

— залепетал,

— произнес первые слова,

— произнес первые предложения

• Понятна ли его речь, есть ли запинки, шепелявость?

• Есть ли задержка ответов на вопросы, замедление речи, механическое повторение произнесенных слов и выражений?

• На скольких языках говорят дома?

• Какова жестикуляция ребенка, манера держаться во время общения, оценка интонации и речевого ритма?

• Насколько ребенок понимает речь и мимику старшего?

• Есть ли путаница или сбивчивость речи и мыслей?

Персональное социальное поведение

• Характер приема пищи

— Грудное или искусственное вскармливание было в младенчестве и какова реакция на отлучение от груди

— Наблюдается ли срыгивание пищи?

— Какой у ребенка аппетит, бывает ли рвота?

— Есть ли предпочтение твердой или жидкой пищи, наблюдается ли поедание несъедобных предметов?

— Существует ли непереносимость к определенным продуктам питания, брезгливость?

— Ребенок привык к однообразной или разнообразной пище?

— Сосет ли он пальчик?

• Воспитание навыков опрятности:

— Когда, как и в какой последовательности были усвоены навыки опрятности?

— Когда появился контроль за мочеиспусканием и дефекацией в дневное и ночное время, неудачи при испражнении или недержание мочи. Как часто?

— Есть ли запоры, поносы, колики, приходится ли пользоваться клизмой?

• Сексуальное поведение

— Случалось ли ребенку подглядывать сексуальные сцены?

— Когда у ребенка появилось любопытство, связанное с сексуальными различиями? Как он при этом себя вел?

— Достаточно ли идентифицирован ребенок со своим полом? Есть ли обеспокоенность случаями трансвестизма, феминизации или сексуальной практикой.

— Реакция на другой пол.

— Какова реакция родителей на мастурбацию ребенка, а также их отношение к обнаженному телу или сексу?

— Реакция ребенка на обусловленные половым созреванием соматические изменения, когда она возникла?

— Есть ли сексуальные или эндокринологические анатомические проблемы?

• Сон

— Как организован сон ребенка?

— Есть ли определенные привычки при отходе ко сну?

— Случались ли кошмары, сноговорение, снохождения, нарушения сна (раннее пробуждение, ночные страхи), ночное недержание мочи?

— Боится ли ребенок темноты?

— Ребенок засыпает и спит один? Если нет, то кто находится рядом с ним?

• Социальное взаимодействие

— Был ли ребенок на первом году жизни ласковым, склонен ли был льнуть к взрослым?

— Каков его стиль и темперамент при общении со сверстниками, братьями и сестрами, учителями, родителями и другими членами семьи?

— Как и с кем играет ребенок? Готов ли он делиться и считаться с другими?

— Какого пола друзей предпочитает ребенок?

— Предпочитает ли ребенок играть с младшими или старшими по возрасту или со взрослыми?

— Какова реакция на расставание с родителями и появление нового ребенка в семье?

— Ребенок проявляет агрессивное поведение, способность к лидерству, или же является «козлом отпущения», «клоуном»? Застенчив ли он, общителен, уступчив?

— Есть ли чрезмерная впечатлительность, излишняя склонность к соперничеству, жестокость по отношению к другим, доминирование, дистанцирование?

— Весел ли ребенок?

— Занимается ли он спортом, каковы его увлечения и игры?

— Характеристика объединений или групп, в состав которых входит ребенок.

• Привычки и страхи (если они выражены), например:

— склонность биться головой, раскачивание,

— приступы ярости, вспыльчивость,

— сосание большого пальца,

— лживость,

— воровство,

— кусание ногтей,

— жестокость по отношению к животным,

— невротические тики,

— скрежетание зубами,

— вырывание волос,

— общий (беспредметный) страх и фобии,

— употребление психоактивных веществ.

— Сколько времени проводит ребенок у телевизора? Какие он любит передачи?

— Не овладевает ли ребенком чрезмерное беспокойство о смерти и ее неизбежности?

— Бывает ли неуместное или необычное поведение?

• Степень приспособляемости

— Какова способность ребенка справляться с трудной ситуацией?

— Может ли ребенок проявлять гибкость, толерантность, способность отложить или отсрочить удовольствие?

— Какова его способность приспосабливаться к новой ситуации, использовать свой опыт доя решения новых проблем?

Проективные тесты. Проективные тесты предназначены для оценки личности и психических конфликтов детей. Собственно, они не являются специфическими для какого-то заболевания, но их результаты позволяют судить, относится ли данный случай к какой-либо болезненной категории, а также какого поведения и работоспособности можно от ребенка ожидать в будущем.

Современная тестологическая психология позволяет получить широкий ряд сведений об образе мыслей и эмоциональном мире детей. Эта информация позволяет дополнить и обобщить клинические данные и сведения о предыстории заболевания, но ни в коем случае не может их заменить.

Рисунки и тесты, связанные с их описанием, наиболее частая форма проективного исследования. Кроме того, многие исследователи и клиницисты видят большую пользу в постановке конкретных вопросов перед тестируемым. Ребенку предлагается, если он того желает, нарисовать какую-нибудь персону, всю семью, дом или дерево и рассказать историю про этот рисунок. Из характера рисунка и рассказа тестолог делает вывод о представлениях ребенка о теле, его отношении к вопросам пола, его агрессивности и так далее. Подобные сведения можно получить при применении теста Роршаха, когда детям показывают размытые чернильные кляксы и просят истолковать их, и тест тематической апперцепции.

Медицинское заключение

У детей с соматическими заболеваниями или недостатками часто выявляются и психические проблемы. Известно также, что у детей с трудностями поведения нередко имеются и неврологические нарушения. Недостаточность питания, хроническое отравление свинцом вызывают поведенческие проблемы. Дети со снижением слуха или зрения также предрасположены к поведенческим расстройствам или социальному регрессу. Употребление психоактивных веществ или наркотиков может вызывать широкий спектр проблем. Для исключения соматических причин заболевания исключительно важно провести соматическое обследование ребенка. Многие детские психиатры проводят такое обследование самостоятельно, другие же работают совместно с педиатрами.