гороскоп
Психология - статьи, советы » Психология обмана » Реактивное поведение в общении

Реактивное поведение в общении

Чем является реактивное поведение в общении? Каждый из нас реагирует на происходящие в нашем мире события двумя способами - эмоционально и ментально (или когнитивно). Эти реакции имеют собственные встроенные системы, помогающие нам справиться с различными событиями, которые происходят вокруг нас и могут заставить испытать стресс. Эти механизмы помогают нам поддерживать некий баланс, порядок в нашей жизни. Разнообразные способы, которыми мы эмоционально или ментально реагируем на события, могут быть описаны в очень сложных психологических терминах. Опытный психолог многое узнает о нашем психическом здоровье, проанализировав то, как мы используем эти механизмы. В более общем смысле можно сказать, что, наблюдая за вербальным и невербальным поведением человека в процессе общения, мы можем понять, как он справляется с конкретным стрессовым событием. Поведение человека делится на пять категорий - принятие, переговоры, гнев, депрессия и отрицание.

Реактивное поведение в общении. Несколько лет назад врач, работавший с онкологическими больными, опубликовал интересное исследование о том, как пациенты и их родственники справляются с неизбежностью смерти. Доктор Элизабет Кюблер-Росс описала разнообразные реакции своих пациентов и их родственников. Ее книга стала бесценным источником информации для врачей, медсестер, психологов, священников, работников хосписов и всех тех, кому приходится иметь дело с пациентами и их родственниками, столкнувшимися с неизбежностью смерти. Спустя несколько лет Национальная организация помощи жертвам использовала работу доктора Росс для психологической помощи жертвам преступлений и их родственникам. Когда мы сталкиваемся с событиями, происходящими в нашей жизни и вызывающими стресс различной степени, то реагируем практически одинаково. В исключительно стрессовой ситуации, когда человек обманывает другого собственным поведением, всегда существует риск, что обман обнаружится. Такое обстоятельство создает неприятную перспективу необходимости отчитываться в собственных действиях, в обмане и во всех его последствиях.

Из пяти поведенческих реакций, которые могут присутствовать в разговоре, четыре - это некое сопротивление реальности. Я говорю о переговорах, гневе, депрессии и отрицании. Они могут проявляться в любой последовательности и неоднократно в течение одного разговора.

Принятие - реакция, к которой следует стремиться.

Каждая из пяти реакций - принятие, переговоры, гнев, депрессия и отрицание - проявляется в вербальном и невербальном поведении. Наблюдая за другими людьми в процессе общения и слушая их речь, вы понимаете их эмоциональные и когнитивные реакции на конкретные проблемы. Чем свободнее и комфортнее взаимодействие между людьми, тем менее выражены такие реакции. Понаблюдайте за двумя людьми в состоянии стресса или когда они обсуждают тему, жизненно важную для одного или обоих собеседников. Постарайтесь заметить перемены в интенсивности их реакций. Когда вы будете смотреть и слушать, эмоции собеседников буквально захлестнут вас. Точный диагноз этих эмоций - прекрасное средство для определения прогресса, достигнутого в разговоре. Вы можете использовать понимание этих эмоций, чтобы определить, как нужно реагировать на собеседника, и как преодолеть барьеры на пути эффективного общения.