гороскоп

Как влияет самокритика на ребенка 5 лет

«Моему сыну 5 лет. На мой взгляд, он к себе очень уж требователен и излишне самокритичен. Ему всегда нужно быть лучше всех. На мои уверения, что он и так лучший, потому что единственный в своем роде и самый любимый, потому что мой сын и что я его люблю независимо от его успехов, говорит: «Это только ты так думаешь, а другие так не думают! Тот-то и тот-то сильнее меня, а тот умеет делать то-то!» За любой свои промах, даже самый незначительный, начинает на себя сердиться, бить ладошкой себя по лбу, говорить фразы типа: «Какой я болван!», «Зачем я так сделал!», «У меня никогда не получится, я неудачник!» (даже не знаю, откуда такие фразы, думаю из телевизора). Мои возражения, что, мол, ничего страшного не случилось, все люди ошибаются, яростно оспаривает. Чем больше начинаешь ему доказывать, что он хороший, тем яростнее он возражает. Например, если сын показывает мне свой рисунок и я начинаю рисунок хвалить, то он сразу же начинает указывать на недостатки, ошибки, допущенные в нем. Уж и не знаю, как себя вести в таких ситуациях. Иногда думаю, может он специально «на комплименты нарывается»?

Ни я, ни окружающие его взрослые никогда не были к нему излишне требовательны, в группе детского сада он один из самых успевающих детей, воспитатели им довольны, отчего же он так к себе требователен? Нина Хвин».

Как влияет самокритика на ребенка 5 лет

Здесь мне показалось несколько опрометчивым вот что - косвенно вы время от времени сообщаете сыну, что «он и так лучше всех». А продолжение - «потому что ты мой сын» - уже не так важно. Возможно, у ребенка на сегодняшний день сформировалось какое-то внутреннее убеждение в том, что он должен быть лучше всех, чтобы его любили. Да, для мамы он лучше всех априори, потому что сын, но для других-то он не сын, и другие должны его именно оценивать, причем выше, чем остальных. Только в таком случае он добьется необходимого признания и любви. То есть фактически могло получиться так, что вы ребенку, сами того не зная, чуть ли не поставили задачу «быть идеальным человеком». Возможно, он в какой-то мере и «нарывается на комплименты», но эти комплименты ему нужны, чтобы он лишний раз себе отметил: «я делаю все правильно, и окружающим это тоже понравится, а значит, меня и другие будут любить, а не только мама»... А любой его промах - это «угроза будущей нелюбви и будущего непризнания».

Ведь сейчас, в этом возрасте, у ребенка интенсивно идет социализация. То есть поиск своего места в большом окружающем мире, а не только в семье. Вот и получается:

«Мама-то меня всякого любит, а будут ли меня любить другие?» И тут возникает другой вопрос - а почему ребенку так надо, чтобы его «все любили»?
Елена Порываева, психолог