гороскоп
Психология - статьи, советы » Психология обмана » Каналы человеческого общения

Каналы человеческого общения

Рассмотрим, каковы каналы человеческого общения. Наше общение идет по четырем каналам: это язык телодвижений, тон голоса, содержание речи и микровыражения.

Отчасти сложности, связанные с контролем общения в процессе обмана, объясняются нашим отношением ко лжи и обману. Вспомните, что мы реагируем на окружающую среду на двух уровнях - когнитивном и эмоциональном. В некоторой степени лгущий человек способен контролировать ментальные процессы во время общения. Например, я могу совершить какую-то ошибку и стараюсь сделать так, чтобы мой поступок остался незамеченным. А может быть, я пытаюсь что-то вам продать или предлагаю какую-то услугу - например, починить крышу дома или машину. Чтобы вы не обнаружили неприятные детали, я пытаюсь заранее подготовить для себя алиби. Я стараюсь предугадать любые ваши вопросы, чтобы быть ко всему готовым. Но на самом деле подготовиться идеально невозможно. Мне могут задать вопросы, которых я не ожидал, или сформулировать их в неожиданной форме.

В такой ситуации мне нужно выработать новую линию поведения - причем срочно. Мне нужно вспомнить все предыдущие обманы и убедиться, что новые реакции соответствуют более ранним заявлениям.

В то же время мне нужно запомнить все отклонения от заранее выработанного плана обмана, чтобы учитывать их при будущих реакциях. Все это тяжелым грузом ложится на плечи человека, и так испытывающего стресс.

Помимо планирования ментальных реакций и ответов, мне нужно проделать то же самое для эмоциональных реакций. К сожалению, заранее спланировать эмоциональные реакции слишком трудно. Сколько бы я ни пытался мысленно подготовиться к будущей стрессовой ситуации, очень трудно предвидеть собственные чувства, когда решительный момент настанет. Еще более осложняет ситуацию то, что мне нужно одновременно контролировать и эмоциональную, и когнитивную реакцию, с тем чтобы они соответствовали друг другу и не выдали меня. Еще более усложняет ситуацию то, что в ответственный момент меня занимают и другие тревоги и волнения.

Каналы человеческого общения. Человек может обманывать других из боязни быть наказанным, из-за желания получить некую награду или от страха перед ситуацией.

Когда я собираюсь обманывать, во мне возникает тревога, связанная с ложью, и эта тревога занимает все мысли и влияет на поведение. В основном меня беспокоит мысль о том, что произойдет, если моя ложь обнаружится. Другими словами, я волнуюсь, что окружающие выяснят, что я обманываю. И это возвращает нас к проблеме обмана, которую мы обсуждали ранее.

Я могу лгать или дезинформировать других людей из боязни быть наказанным за свои поступки, из-за желания получить некую награду или просто из-за страха перед ситуацией в целом. Главная моя тревога - это беспокойство о последствиях самого факта лжи. Меня тревожит, что произойдет в результате моих действий. Чувствуете, насколько сложный сценарий? Обманщику приходится одновременно справляться с множеством ментальных и эмоциональных проблем. Вот почему внимательный наблюдатель всегда сможет выявить признаки обмана.

Еще одно осложнение связано с восприятием себя самого в роли лжеца. Иногда люди испытывают очень негативные чувства из-за необходимости говорить неправду. Тревога, связанная с ложью, вызывает в них сильнейшее чувство вины. Большинство людей испытывает чувство вины и раскаяния, когда им приходится лгать. Возникающие чувства сожаления и вины также посылают сигналы в четыре канала общения, и это, в свою очередь, помогает обнаружить ложь.