гороскоп

Агрессивное поведение детей

Рассмотрим, что может означать агрессивное поведение детей. Здоровое самоутверждение и выражение досады и недовольства не всегда отличимы от упрямства и деструктивного поведения. Трудно обучить ребенка выражать свои эмоции соответствующим образом или сдерживать их. Двухлетний ребенок, который барабанит по столу, или четырехлетний ребенок, который бьет своего товарища по играм, могут настаивать на своем, проявлять импульсивность или расстраиваться из-за неумения должным образом выразить свои чувства. Маленькие дети нередко из собственного опыта узнают, что проще получить желаемую игрушку, просто выхватив ее из рук товарища.

Некоторые дети по природе более энергичны и агрессивны, чем другие. Если ребенок психически здоров и на него благоприятно воздействует любящее окружение, то такое агрессивное поведение со временем пройдет.

Агрессивным называется такое поведение, когда дети в течение длительного периода часто кусаются, дерутся, пинаются, ссорятся, разрушают предметы и вещи (даже собственные игрушки), жестоко обращаются с животными и ругаются. Некоторые дети в течение определенного времени могут сдерживаться, но затем агрессивное поведение усиливается. В пятилетнем возрасте описанное выше поведение и чрезмерное упрямство можно диагностировать как нарушение социального поведения.

Агрессивное поведение детей. Причина агрессивности

Способствовать проявлению агрессивного поведения у дошкольников может много факторов – родительская реакция на такое поведение, влияние агрессивных примеров в жизни семьи. Дети, растущие в соответствующей атмосфере, могут иметь генетически обусловленное врожденное предрасположение к агрессивности или просто научиться такому поведению у своих родных.

Непоследовательность родителей В дошкольном возрасте дети в значительной степени перенимают формы поведения, которые соответствуют ожиданиям их родителей. Эти формы поведения задаются взрослыми в определенных границах. Желательное поведение детей поощряется, а деструктивное поведение отвергается. Когда дети становятся старше, у них развивается чувство совести, и они испытывают чувство вины при переходе через границу, определенную родителями.

Чувство вины редко возникает до 11 лет, а позже предосудительное поведение можно расценивать, как целенаправленное. Основываясь на этом, бессмысленно ожидать от четырехлетнего ребенка, чтобы он сам пришел к заключению, что его плохое поведение неприемлемо. Они считают свое поведение правильным, поскольку иное им не объяснено.

Наша культура очень непоследовательна в оценке агрессивности. Мальчики уже в дошкольном возрасте значительно агрессивней в своих действиях и фантазиях, чем девочки. Это частично объясняемое биологическими причинами различие проявляется в задиристости и агрессивности. Обучайте детей определенным ролям в соответствии с различиями между мальчиками и девочками, поощряя то поведение, которое считаете приемлемым.

Агрессивное поведение детей. Негативные примеры

Примеры агрессивности для дошкольников в нашем обществе представлены с избытком. В семьях нередко возникают ссоры между родителями, присутствует их взаимная жестокость или жестокость по отношению к детям. Образцы поведения, представляемые телевидением, также оказывают вредное влияние на детей.

Специальные исследования показывают, что переживание сцен насилия по телевидению вряд ли развивает черты жестокости у мягких по натуре детей, тогда как у детей, склонных к агрессивности, после просмотра таких передач отмечается тенденция к усилению жестокости и враждебного поведения.

Детская жестокость

Физические и психические травмы вследствие жестокого обращения нарушают нормальное развитие ребенка. Поведение такого ребенка, как правило, проявляется в негативном спектре в виде недостаточного контроля за импульсивными влечениями, яростью и враждебностью. Некоторые дети, в отношении которых проявляется жестокость, буквально одержимы агрессивностью и связанными с насилием фантазиями. Как показывают исследования, проведенные в детских яслях, дети, подвергающиеся жестокому обращению, вдвое чаще, чем другие, проявляют жестокость по отношению к сверстникам. Они также относятся с неприязнью к воспитателям и проявляют к ним физическую и вербальную враждебность.

Домашние нагрузки

Дети, у которых дома возникают серьезные проблемы, ожесточающие взаимоотношения в семье и причиняющие вред ребенку (финансовые трудности, частые ссоры, наркомания и алкоголизм), более склонны к агрессивному поведению, чем дети из семей, где такие проблемы не возникают.

Хотя ни одна из этих проблем сама по себе не является причиной детской агрессивности, враждебные отношения между родителями, обусловленные этими проблемами, оказывают на детей негативное воздействие. Утрата жизненных ориентиров, депрессия, растерянность и ярость типичны для детей из разрушенных или неблагополучных семей. Даже у маленьких детей в таких случаях встречаются проявления агрессивности. Тенденции к агрессивному поведению усиливаются также вследствие развода родителей.

Предотвращение и снижение агрессивности

Враждебное поведение чаще всего связано с тем, как относятся к детям окружающие. Отсюда становится понятным тот метод, с помощью которого можно прекратить агрессию или успокоить ребенка с такими проявлениями, – это максимально возможное уменьшение враждебности и насилия в семье и ограничение просмотра телевизионных передач со сценами жестокости. Должны быть установлены жесткие и ясные границы по отношению к тому, что приемлемо, а что нет. Ребенок, чьи проявления ярости не поощряются, с малых лет не прибегает к разрушительным формам проявления своего гнева, так как потребность в таких действиях ограничивается.

Не следует применять физические меры наказания за агрессивное поведение, поскольку к сожалению, это может укрепить в ребенке уверенность в том, что раз физическое наказание применяется родителями по отношению к нему, значит, он также может проявлять насилие по отношению к другим. Вместо этого примените наказание, связанное с временным лишением ребенка удовольствия или отстранением его от любимых занятий. Важно, чтобы негативные последствия следовали непосредственно за агрессивным поведением, так как при запоздалых действиях родителей ребенок может ассоциировать наказание с правильным поведением. Удержитесь от того, чтобы непосредственно после наказания брать ребенка на руки, так как это приведет к нейтрализации принятых вами мер и ребенок может вашу жалость и ваше тепло принять за поощрение такого поведения. На врезке изложены дополнительные рекомендации по этому поводу.

Поиск помощи

Тяжелые формы неправильного поведения, требующие психиатрического лечения, в дошкольном возрасте встречаются редко. Агрессивность очень маленьких детей не патология: в конце концов, они таким образом обучаются приспособлению к жизни. В большинстве случаев такое агрессивное поведение исчезает по мере развития и взросления ребенка.

Случаи, когда ребенок проявляет агрессивность за пределами возрастной нормы (обычно после 36 месяцев жизни), требуют профессиональной помощи. Некоторые формы агрессивного поведения должны быть предметом экспертной оценки детских психиатров, психотерапевтов или психологов, и чем раньше, тем лучше. Сюда относятся экстремальная агрессивность (когда ребенок повторно наносит повреждения другим детям, делает это умышленно или теряет контроль за своим аффектом), стремление к поджогам, истязание животных или нанесение серьезных самоповреждений (битье головой о стенку, кусание или царапанье самого себя).

Другие причины агрессивности – отказ родителей от воспитания ребенка и особенно жестокость по отношению к детям, например, сексуальное насилие или связанный с бурными конфликтами развод родителей, – требуют профессионального лечения не только детей, но и их родителей.

Этапы раннего детского развития

Обращение с агрессивными детьми

Для того чтобы смягчить агрессивное поведение своего ребенка, вначале выясните, почему ваш ребенок раздражен и озлоблен, и контролируйте обстоятельства, которые провоцируют агрессивное поведение.

• Многие дети подражают агрессивному, «командирскому», грубо-повелительному поведению их родителей. Пересмотрите свое поведение дома и контролируйте его. Не вступаете ли вы в пререкания и ссоры со своим супругом в присутствии ребенка? Если да, то не исключайте вероятности того, что именно это служит причиной агрессивного поведения ребенка.

• В случае если ваш ребенок подражает агрессивному поведению другого ребенка, попытайтесь ограничить контакты между ними. Попытайтесь найти другого товарища по играм или предоставьте ребенку возможность обучаться взаимодействию с другими детьми в форме групповой активности. Если ребенок научился грубому поведению в детском саду, обсудите эти проблемы с воспитателем группы. Если эта проблема не разрешается, смените детский сад или группу продленного дня.

• Постарайтесь разъяснить ребенку, что его агрессивное поведение неприемлемо и что он должен изменить его. Немедленно снимайте психическую напряженность ребенка при его агрессивности и также незамедлительно поощряйте ребенка за хорошее поведение.

Обучайте ребенка контролировать свою злость и раздражение. Покажите ему «угол», куда вы можете его поставить за плохое поведение. Используйте метод «отключения» – оставляйте ребенка одного, если он выходит из-под контроля. Некоторые эксперты рекомендуют дозировать время успокоения ребенка в зависимости от его возраста: три минуты для трехлетнего, четыре минуты для четырехлетнего и т.д. Объясните ребенку, какие другие нежелательные для него последствия могут наступить, если «отключение» не успокоит его: ему могут достаточное дли- тельное время не давать играть, не разрешать смотреть телевизионные передачи или заниматься любимым делом.

• Будьте категоричны и последовательны. Избегайте частых наказаний.

• Хвалите своего ребенка за хорошее поведение.

Терапия искусством для детей. «Бдительный дом».

Девочке назначено лечение в связи со страхами и стремлением к уединению. Она нарисовала два дома, в которых представила себя и свою мать. «Детский дом» спрятан за «материнским домом» и с недоверием смотрит на мир. Закрытые двери могут означать, что ребенок не получает необходимой ему эмоциональной поддержки со стороны матери или что его попытки установить такой контакт отвергаются.