solvena
гороскоп
Психология - статьи, советы » Психические растройства » Аффективные психические расстройства

Аффективные психические расстройства

Рассмотрим, чем являются аффективные психические расстройства. Хотя колебания настроения у детей встречаются часто, периоды грусти или необычно повышенного настроения (говоря иначе, депрессии или мании), которые длятся свыше двух недель, являются признаком патологии и нуждаются в оценке специалистов.

Аффективные психические расстройства. Распознавание симптомов

Симптомы аффективных расстройств нелегко установить, так как маленькому ребенку в состоянии депрессии с трудом удается найти правильные слова, чтобы выразить свои чувства. Депрессивный ребенок часто описывает свое состояние как скуку или объясняют свое поведение скукой. Дети не получают удовольствия от деятельности, которая до этого доставляла им радость, будь это телевизор, игра с любимыми игрушками или занятия любимым делом. Они начинают избегать друзей и предпочитать одиночество, часто раздражаются при попытках их растормошить и без видимых причин убегают в слезах.

Депрессивные дети излишне самокритичны. Некоторые из них часто думают о смерти, хотя до начала подросткового возраста стремление к самоубийству редко встречается. Они выглядят вялыми, сонливыми и действительно много спят. У них изменяется аппетит, они могут неожиданно для окружающих есть то больше, то меньше, чем обычно.

У некоторых детей после периода депрессии внезапно возникает необычный приступ воодушевления, они становятся общительными, энергичными, уверенными в себе. Если такой перелом настроения длится более двух недель, его можно расценивать как манию. В этот период экстремальная бодрость и энергичность приводят к тому, что ребенок становится раздражительным и нетерпеливым, без всякой причины ругает других. Родители и детские врачи иногда смешивают такое поведение с гиперактивностью. Гиперактивность, однако, начинается обычно в очень раннем возрасте, тогда как драматически резкое изменение настроения при маниакальном состоянии очевидно противоречит прежнему поведению ребенка.

Причины аффективных расстройств в школьном возрасте

Точно так же, как и аффективные расстройства у взрослых, соответствующие расстройства у детей возникают из комбинации генетической предрасположенности и окружения, в котором растет ребенок. Депрессия часто бывает вызвана смертью одного из родителей, разводом, серьезными заболеваниями или переменой места жительства. Существует мнение о том, что некоторые дети реагируют на неприятности или утрату иначе, чем другие, биологически предрасположенные к аффективным расстройствам. Хотя аффективные психические расстройства часто прослеживаются в семейной истории, дети депрессивных родителей вовсе не обязательно тоже будут страдать от аффективных расстройств.

Методы лечения

Нельзя с уверенностью установить, какие методы лечения могут быть наиболее адекватными и успешными при лечении детей. Когда настроение ребенка является реакцией на проблемы его окружения, терапия должна быть направлена на такую помощь ребенку, которая поможет ему преодолеть его опасения или научить его жить в данной ситуации. Нередко дети реагируют гневом или печалью на то, что их сверстники узнают о психических болезнях или других психосоциальных проблемах их родителей. Семейная психотерапия побуждает родственников критически проанализировать трудности, с которыми сталкивается ребенок, а индивидуальная психотерапия может помочь ребенку обрести самоуважение и уверенность в себе.

Патриция О. была вполне счастливым ребенком, хорошо училась в школе, охотно играла со своими друзьями и обладала привлекательной внешностью. Когда ей исполнилось 10 лет, семья переселилась в другой город, к тому же мать стала часто пить. Родители Патриции стали ссориться, все больше занимались разрешением взаимных претензий и все меньше заботились о ней и ее двух младших сестрах. Патриция все больше и больше уединялась, оставалась после школы дома и не предпринимала никаких попыток найти новых друзей. Ее положение все ухудшалось, и она не хотела больше ходить в школу.

По рекомендации учительницы, Патриция была направлена к школьному психологу, который решил вызвать девочку на откровенный разговор о ее домашней ситуации. Когда девочка смогла словами выразить свою боль, отчаяние и чувство «вины» за проблемы своих родителей, симптомы ее депрессии значительно смягчились. Психолог провел семейную психотерапию и рекомендовал матери лечиться от алкоголизма. Тогда прекратились домашние скандалы, мать смогла больше времени уделять семье, а у Патриции исчезли последние симптомы депрессии.

Некоторые психиатры или детские врачи для преодоления симптомов аффективных расстройств назначают детям антидепрессанты или литий в сочетании с семейной и индивидуальной психотерапией.