гороскоп

Как гадать на святки | Святочные гадания

Если б не было погоды - Не пошел бы снег. Если б не было миленка - Не пошла бы сюда вовек.

Святочная частушка

Святки не мыслились без вечерних молодежных посиделок. Такие посиделки носили название вечерок (вечеринок, игрищ). Вообще-то вечерки устраивались еще с середины осени, но на них не столько веселились, сколько работали, праздничный же характер приобретали посиделки именно с Рождества. Собиралась на них молодежь со всей округи. А готовились к святочным посиделкам заранее. На них сообща откупали избу у какой-нибудь одинокой женщины - либо на вечер, либо на весь святочный период. В избу сносилось угощение: орехи, конфеты, пряники.

Особым тоном для девушек было надевать в каждый святочный день новый наряд. Естественно, не у каждой набиралось 14 новых сарафанов и платков. В таком случае девушка просила праздничную одежду у зажиточных соседей, с условием после отработать за это. На «игрищах» пели и плясали, веселились и озорничали, была даже присказка, что, дескать, «тот не русский, кто не безобразничает на Святки». А помимо всего, конечно же, молодые влюблялись, ведь лучшего места, чем посиделки, для того чтобы найти себе пару, трудно сыскать.

Как гадать на святки

Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима...

А.С. Пушкин

Людям всегда свойственно стремление узнать будущее. Испокон самым благоприятным для этого считалось святочное время - когда на земле властвуют духи, и у них можно выпытать свою судьбу. Существовало множество святочных гаданий. Самыми важными для гаданий днями считались некие пограничные даты, когда грани между реальным миром и потусторонним совсем истончалась - Новый год (Васильев вечер) и Крещенский сочельник.

«Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит;

Из блюда, полного водою,

Выходят колъцы чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро,

Кому поем, тому добро И слава!».

Но сулит утраты

Сей песни жалостный напев...».

Так описывал Александр Сергеевич Пушкин гадания девушек в первой четверти XIX столетия. Вторил ему и его современник, поэт Василий Андреевич Жуковский, который в известной свое балладе писал:

«Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном слушали;

Кормили счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подблюдны».

Хотя с тех пор прошло уже почти два века, наши юные современницы так же пытаются проникнуть в свое будущее путем святочных гаданий. И выходят во двор, и бросают сапожок, пересчитывают балясины забора и топят воск, и по замысловатым фигурам читают, чему суждено сбыться. Во времена давние гадали не абы где, а в специально выбранных местах, там, где земное, по древним поверьям, соприкасалось с потусторонним, где «этот» мир встречается с «тем».

А именно, на развилках или перекрестках дорог, в подполье, у бани (или в самой бане), у проруби, на гумне или у овина, в огороде. Сегодня такое кажется непонятным, ну что же потустороннее может быть, например, на огороде. Более обыденного места и не найти. Но не забывайте, что гадали ночью, когда все эти места приобретали дополнительную таинственность и загадочность. Гадали и в избах, но опять-таки обязательно ночью, когда лишь свеча да тусклая лампада были источниками света. Чтобы еще больше приблизить себя к обитателям иного мира, участники гаданий снимали с себя нательный крест и обереги, женщины при этом распускали волосы.

Девичьи святочные гадания

♦ Ходили «слушать» под окна соседских домов: если в том доме смеются, то принимали это за весьма благоприятный знак, если же там ссорились, ругались, плакали, то и гадальщик в грядущем году не ожидал для себя ничего хорошего.

♦ Выходили девушки к перекрестку дорог, загадывали: с какой стороны собака залает, с той и жди жениха.

♦ Становясь спиной к двери в конюшню, девушка трижды стучала по ней левой пяткой со словами: «Если выйду замуж, то запрягайте лошадей». Когда после этих слов раздавалось бренчание узды, то, по гаданью, девица в наступившем году непременно выйдет замуж.

♦ С заветным приговором: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!», подходили девушки к амбару и тщательно прислушивались, что там происходит. Если слышался пересып зерна, это был знак, что выйдет девушка за богатого человека, если же ей слышалось, что метут в амбаре пол веником, то это означало, что выйти ей замуж суждено за бедного.

♦ Верным считалось и гадание с помощью петуха. Девушка раскладывала на пол немного крупы, корочку хлеба, уголь, ножницы, медные деньги, зеркальце и ставила воду в чашке. Затем приносила петуха и смотрела, к чему он направится. По выбранному петухом предмету и делали предположения о будущем:

 - если выберет крупу или монеты - то это предвещало богатство;

 - хлеб - большой урожай;

 - ножницы - быть суженому портным;

 - воду начнет пить - муж будет выпивать;

 - зеркало - быть мужу щеголем;

 - уголь же, увы, сулил вечное девичество.

Святочные гадания о замужестве

♦ Пекли девушки блин и клали его на лавку, запоминая при этом, где чей блин лежит. После чего заносили в дом пса. Какой блин собака ела первым, та девушка раньше и замуж выйдет.

♦ Со словами: «Богатый, бедный, вдовец, холостец», - пересчитывала девушка колья забора. На каком счет закончится, такого мужа и ожидать.

♦ Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым.

♦ В полночь шли в курятник, ловили там куриц: если попадался петух - это предвещало замужество.

♦ Внимательно всматривались девушки в звездное небо: с какой стороны звезда упадет, с той и придет жених.

♦ Самые смелые девушки гадали ночью в пустой бане с помощью зеркал и свечей, это гадание считалось одним из самых верных.

♦ Гадания с помощью подблюдных песен: каждый участник отдавал любую свою вещь, как правило, украшение - сережку, колечко. Клали собранные вещи в блюдо и накрывали его тканью. Поверх ткани клали кусочки хлеба. И начинали гадать.

Сначала пели обрядовую величальную хлебу и соли:

«Хлебу да соли долог век. Слава! Боярышне нашей боле того. Кому мы спели, тому добро. Кому вынется, скоро сбудется, Скоро сбудется, не минуется».

Потом каждый из гадающих забирал по кусочку хлеба, чтобы после, ложась спать, положить его под подушку. Приснившийся сон считался вещим.

После величальной начинали собственно процедуру гадания. Пели особые песни (содержащие иносказательные образы), трясли блюдо, и кто-нибудь вылавливал какую-то вещь. Чья вещь - тому песня и посвящалась. По песне судили, что случится в ближайшее время с владельцем вещи.

Как правило, подблюдные песни включают закрепительные заклинания, типа, «Кому поем - тому добро, тому сбудется, не минуется». Диапазон пророчеств подблюдных песен был весьма широк: от посулов счастья, свадьбы, богатства до предрекания вечного девичества, болезней или даже смерти.

Ай, часты, часты звезды на небе. Ой, люли!

А чащей того копы на земле. Мы кому споем - и тому добро, Кому вынется, тому справдится, Тому справдится, не минуется. (Песня, предвещающая счастье и богатство)

* * *

Катилося зерно по бархату. Слава!

Прикатилося зерно ко яхонту. Крупен жемчуг со яхонтом, Хорош жених со невестою. Да кому мы спели, тому добро, Кому вынется, скоро сбудется. (Песня, предвещающая свадьбу)

* * *

Под окном сосна, сосна колючая. Кто прислонится, тот исколется. Кому скажется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. (Песня, предвещающая безбрачие)

Ах, ты гнутое деревцо - черемушка, Куда клонишься, туда склонишься. Да кому мы спели, тому добро, Кому вынется, тому сбудется. Тому сбудется, не минуется. (Песня, предвещающая разлуку)

Летел коршун с чужой стороны. Слава!

Сел коршун на высокие хоромы. Полетел коршун в полуночную сторону. А кому песня досталася, Тому сбудется, не минуется, На печаль-горе, на несчастьице. (Песня, предвещающая несчастья)

Большое значение придавали снам, приснившимся в ту ночь, причем вещий сон старались инициировать, вызвать искусственно, например, с помощью пересола. Для чего перед сном просто ели что-нибудь соленое и, ложась спать, говорили: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст».

Таких способов существовало немало: и сковороду матери под подушку клали («блинами жениха кормить»), и пояс на брус кидали со словами: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться». Много девушки знали способов узнать своего суженного.