гороскоп

Что делать на Ивана Купалы | Праздник Ивана Купалы

По поверьям, ночь на Ивана Купалу зачарована, полна чудес и неожиданных опасностей. В эту таинственную ночь честным христианам не должно ложиться спать, так как становится особенно коварной вся нечистая сила: от змей, русалок и оборотней до ведьм и колдунов, не говоря уже о водяных и леших. Многих интересует, что можно делать на Ивана Купалу и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день? Этот день был праздником ведьм: они портили хлеба и скотину, а остаток ночи справляли шабаш на Лысой горе.

Что делать на Ивана Купалы

Вот и бодрствовал народ, чтобы во всеоружии встретить происки нечистой силы. Особенно радовалась этому молодежь, которая всю ночь посвящала своим забавам. Старики, правда, все-таки укладывались спать, предварительно разложив на подоконнике полынь и занавесив окна крапивой: верили, что всякая нечисть боится этих трав.

Заботились люди не только о себе, но и о домашних животных: перед входом в хлев вкапывали молодое осиновое дерево, вырванное с корнем, развешивали и разбрасывали вокруг всего скотного двора полынь и крапиву. При этом домашний скот обязательно запирали: лошадей - чтобы ведьмы не украли их и не загнали по пути на Лысую гору; коров - чтобы ведьмы не напоили их огородной росой и не вымыли ею коровье вымя (тогда молоко у буренки пропадет). Некоторые в эту ночь караулили огороды, чтобы помешать ведьмам набрать той самой вредоносной огородной росы.

Но парней и девушек хозяйственные заботы не касались. Молодежь шла на берег реки и устраивала там трапезу, с обязательными кашей да яичницей, после чего начиналось озорное веселье - песни, пляски, веселые и шумные игры, вождения хороводов и обязательные «горелки». А как только садилось солнце, на береговых возвышенностях или на перекрестках дорог разжигали костры.

В разных районах России эти костры назывались по-разному: ивановскими, купальскими, купайлой. Специально для этих костров деревенская молодежь несколько дней запасала дрова, собирала хворост, сучья, солому. Необходимы были для купальского костра и длинная жердь (не менее 10 метров), и бочка из-под дегтя, которую вполне можно было заменить колесом от телеги или же обычной корзиной.

На месте будущего костра в землю втыкали жердь с закрепленной на ее верхушке дегтярной бочкой (или колесом, или корзиной). Жердь с бочкой обматывали соломой и закладывали дровами. Сооружение поджигали, и, чем выше получался костер, тем более удачным предзнаменованием это считалось. Старые колеса могли пригодиться и для других целей - их обвязывали соломой, поджигали и спускали с горы. Пылающие огнем вертящиеся колеса символизировали солнце.

Главной забавой ночи на Ивана Купала были пляски у костра и прыжки через него. Но прыгали через костер не только для того чтобы развлечься, но еще и потому что верили: это волшебное пламя избавит тело от болезней, а душу от темных помыслов. Верили и в такое поверье - кто прыгнет выше, тот будет счастливее.

Матери, у которых были больные дети, сжигали в таких кострах их одежку, чтобы вместе с тряпьем сгорела и болезнь. Через такие костры прогоняли и скотину (для защиты ее от падежа). Удивительно, но наряду с очистительными свойствами купальского костра, считалось, что им пользуются и ведьмы. Чародейки собирают пепел от костра и добавляют его в воду. Считалось, что после того как ведьма такой водой освежится, она приобретает возможность летать.

Костры на Ивана Купалу были обязательным, но не единственным атрибутом. Еще одним непременным занятием зачарованной ночи считались поиски цветущего папоротника. Наши предки верили, что в эту ночь растения обладают необычайными свойствами: деревья могут ходить и переговариваться между собой, травы и коренья наполняются чудодейственной силой. Но поистине магическую силу приобретает папоротник - «царь всех трав».

Как отмечать праздник Ивана Купалы

Папоротник - чудесный цветок, который цветет лишь раз в году всего лишь несколько мгновений, как раз на Иванову ночь, и горит он мерцающим, зовущим малиновым цветом. На Руси его называли жарцветком, или огнецветом.

По преданиям, кто найдет огнецвет и сумеет его сорвать, откроются великие тайны. Станет человек мудр и будет предсказывать будущее, кроме того, сможет сказочно обогатиться, ведь в руки ему попадут все земные богатства: ему дано видеть спрятанные в земле клады и открывать любые замки. Счастливцу будет доступен язык природы: язык зверей, птиц, растений.

И не устрашат его ни огонь, ни вода, ни гром, ни молния, ни злое колдовство; он сам сможет повелевать и людьми, и духами. Найти папоротник-цвет очень трудно, но еще труднее его заполучить. Зорко сторожит его нечистая сила, ей ведь совсем не хочется, чтобы у нее появился повелитель! Поэтому на поиски цветка отправлялись лишь самые смелые.

Знаменитый этнограф А. Н. Афанасьев живописно описал поиск папоротника: «Нечистая сила всячески мешает человеку достать чудесный цветок. Около папоротника в ночь, когда он должен цвести, лежат змеи и разные чудовища и жадно сторожат минуту его расцвета.

На смельчака, который решается овладеть этим цветком, нечистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом; едва сорвет он цветок, как вдруг земля заколеблется под его ногами, раздадутся удары грома, заблистает молния, завоют ветры, послышатся неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот и звуки хлыстов, которыми нечистые хлопают по земле; человека обдает адским пламенем и удушливым серным запахом; перед ним явятся звероподобные чудища с высунутыми огненными языками, острые концы которых пронизывают до самого сердца».

По народным поверьям, единственное спасение человека, сорвавшего цветок, крепко зажать его в руке и бежать из лесу без оглядки, как бы ни искушала его колдовская сила остановиться, оглянуться. По легенде папоротник распускается не только в ночь на Ивана Купалу, но и в те летние и даже осенние ночи, когда разыгрывается неистовая буря. Одним из верных признаков ожидаемого цветения является непроглядно темная грозовая ночь.

Иванова (в просторечье) ночь традиционно считалась временем травоведов, ворожей, знахарей и чародеев. Они набирали только им ведомых полезных трав и кореньев на весь год.

Вот только малая часть традиционных купальских трав: «плакун-трава», «сон-трава», «разрыв-трава», «черная напороть», «киноворот», «стожар», «песий язык»... Считалось, что они обладают необыкновенными магическими свойствами - спасают от засухи, вызывая дождь, или дают человеку пророческую силу, избавляют его от порчи, усмиряют нечисть и уничтожают колдовские чары.

Менее искушенные собирали и такие широко известные и доступные растения, как мать-и-мачеха, душица, багульник, иван-да-марья, подорожник. Как различны свойства всех этих трав, так и сила их заключена в разных частях растения: у одного - в корневище, у другого - в цветке, у третьего - в стебле... Иные травы собирались днем, другие - ночью, а некоторые - лишь по утренней росе. При этом отдельные виды надлежит срывать, очертив место вокруг золотым или серебряным предметом («пронимать сквозь серебро или злато»).

Гадания в ночь на Ивана Купалу

Девушкам лесные цветы да травы нужны были для гаданий. Вот самые распространенные из них.

1. Не глядя нарвать цветов и трав и положить букет под подушку. Наутро достать и посмотреть, есть ли в нем 12 разных видов. Если нужное количество набиралось, это считалось хорошим знаком - скорой свадьбой.

2. Собирали опять-таки 12 видов трав, среди них непременно должны были быть чертополох и листья папоротника, прятали сбор под подушку. Спать ложились с заветным приговором: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять».

3. Рвали подорожник, который в те старые времена назывался «трипутник», ложась спать, клали его под свою подушку, со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого».

Гадали девушки на венках:

♦ Вплетали в них стебли иван-да-марьи, лопуха, травы богородицкой и «медвежьего уха», прикрепляли лучинки и опускали на реку. Если венок сразу пошел ко дну, это означало, что милый разлюбил. Чей венок потонул позже других, той девушке пророчили счастье, а у какой девушки лучина дольше горела, та, считалось, дольше на белом свете жить будет.

♦ Плели березовые венки и тоже бросали их на речную или озерную гладь: поплыл - замужество, к берегу пристал - долгое девичество, ко дну пошел - пророчество смерти.

♦ Бросали девушки венки и в «купальский» костер, подмечая: чей быстрее сгорит, та замуж скорее выйдет. Но если парень вытаскивал из костра девичий венок, считалось, за него она и выйдет. Естественно, что парни всячески старались вытащить из огня венки нравившихся им девушек.

В то же время, предки наши верили, что любой, даже самый неблагоприятный прогноз в эту ночь можно изменить. К примеру, если предсказание сулило безбрачие, то девушка трижды обегала ржаное поле, считалось, что после этого суженый у нее непременно появится. Если же было у человека какое-то заветное желание, то оно должно сбыться, если перелезть в Иванову ночь через двенадцать заборов, или, как тогда говорили, через «двенадцать огородов». В народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12 часам ночи, так как они считались нечистым делом.

Приметы на Ивана Купалу

На Ивана Купалу примечали природные явления:

♦ Если на Ивана дождь «заплачет», то через пять дней будет солнечно («солнышко смеяться будет»).

♦ Если на Иванову ночь звезд много, то много будет и грибов.

♦ Гроза прогремит в этот день - орехов будет мало, и они будут пустые.

♦ Обильная роса на Иванов день к хорошему урожаю огурцов.

Также про Иванов день говорили: «Иван Купала - хорошие травы» или «Иванов день пришел - траву собирать пошел». Дело в том, что российских губерниях близилась, а кое-где уже и начиналась, страдная пора сенокосов: «Всяк, кто дорос, спеши на сенокос», «Только поспевай сено ворошить, в копны сгребать, стога метать».

Крестьянин и не знал, радоваться ли ему в эти дни дождям, или огорчаться, ведь, с одной стороны, дожди хороши для злаковых, но, с другой, это плохо для сена. Вот и говорили крестьяне: «Когда сено гнило, тогда в сусеке мило» или: «Травы, черны - лошади кормны», что в современной трактовке означает: «Сено погибло, а овес хорош». Но говорили крестьяне и другое: «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу», а также «Худое лето, коли сена нету».

День Петра и Февронии

8 июля в русском христианском календаре чтится память Святых покровителей семьи Петра и Февронии. Муромский князь Петр и жена его Феврония были канонизированы на церковном Соборе 1547 года. В народе пользовалась популярностью история их взаимной любви и вечной преданности друг другу. Супруги прославились милосердием и благочестием. Пронесшие через всю свою жизнь взаимную любовь, они умерли в один день.

День Петра и Февроньи считается православным днем влюбленных. В России 8 июля было принято молиться о любви, браке, семейном счастье, согласии и благополучии. Также именно в этот день просили молодые люди у родителей благословения на брак. В бытовом календаре ожидали, что с этого дня будет еще сорок жарких дней. Подмечали, поспела ли на болотах черника, если поспела, то считали, что можно начинать жать озимый хлеб.