гороскоп

Как празднуется Вход Господень в Иерусалим

Христианский праздник Вход Господень в Иерусалим имеет у нас особенности, из которых одна есть всеобщая, а другая частная.

Как празднуется Вход Господень в Иерусалим

1) На утрене этого праздника, по полиелее, раздаются народу древесные ветви, преимущественно вербовые, над которыми тут же читается молитва; это делается как в подражание благорасположенным ко Христу жителям Иерусалимским, встретившим Христа с вайями от фиников (Ин. 12; 13) (отчего праздник Входа во Иерусалим иначе называется Неделей ваий), - так и в знамение победы Иисуса Христа над смертью, подобно тому, как это бывало при встрече победителей и героев.

2) В Малороссии накануне праздника Вход Господень в Иерусалим, в вечернее время, как в городах, так и в некоторых селениях, бывает торжественный ход с освященными молитвой вайями из одной какой-либо церкви в другую.

Когда и где первоначально введены эти обычаи, неизвестно, но древность их не подлежит сомнению; ибо еще Златоуст говорил: «Выходим сего дня, встречая Христа не с пальмовыми токмо ветвями, чтоб их держать в руках, но с милостыней, человеколюбием, добродетелью, постом, молитвой и со всяким благочестием, чтобы оное принести Господу».

И в другом месте: «В сем шествии, которое совершаю я с вами, простру не ветви пальмовые, но учение, чтобы, подобно оной вдовице, принести две лепты». ВIX веке употребление древесных ветвей в Неделю ваий становится широко известным, так"как сочинитель жизни Феодора Студита говорит: «В то время (то есть во время жизни сего святого, коею он принадлежал к концу VIII и началу IX века) было славное торжество ветвей, которое мы, верные, совершаем перед страданием и воскресением Спасителя».

В нашем Отечестве за век назад существовало еще обыкновение в навечерие праздника Вход Господень в Иерусалим совершать крестный ход с древесными ветвями, при котором патриарх, в подражение Иисусу Христу, въехавшему во Иерусалим на жребяти ослем, езжал верхом на коне от лобного места в Москве до Успенского Собора, а царь водил под ним коня.

Подобную церемонию совершали и архиереи в епархиальных своих городах с градоначальниками. Обыкновение это, похвальное по назиданию, какое самодержцы подавали народу своим смирением и уничижением в лице патриарха пред Самим Господом, - было не новое и не частное для одной России.

Ибо Киннам в своей Римской истории пишет, что и на Западе императоры водили коня под патриархом, а Пахимер упоминает о совершении той же церемонии и в Константинополе, Олеарий же в своих путевых записках, ссылаясь на хронику Антонина, епископа Флорентийского, говорит именно, что император Константин Мономах, живший в XI веке, держал за узду лошадь патриарха Михаила Керуллария, когда тот садился на нее, и вел оную.

Но обыкновение это с течением времени превратилось и удалилось от своей цели: народ стал смотреть более на внешность его, нежели на дух, и видеть уничижение царя пред иерархом, а не пред Христом; посему сперва на Западе и в Константинополе, а потом и в нашем Отечестве уничтожено.

Патриарх Российский Иоаким на созванном им в 1678 году Соборе, подвергнув это рассмотрению и не нашедши ни церковного положения на это, ни известия о начале его в России, счел это нововведением, вошедшим в смутные времена нашего Отечества, и, предоставив оное, как уже вкоренившееся в столице, патриарху, подражать ему в этом архиереям по городам провинциальным, где обыкновение это только еще распространялось, запретил; а император Петр Первый и совсем прекратил оное, отменив самое патриаршество, или еще до сей отмены.


РЕКОМЕНДУЕМ