гороскоп

Как празднуется День Богоявления

Праздник Богоявления и в нашей Церкви имеет некоторые свои особенности. Кроме того,что навечерие его отправляется точно таким порядком, как и навечерие Рождества Христова, в Богоявленское навечерие по окончании литургии, соединенной с вечерней, или вечерни, когда литургия с ней не соединяется, и большей частью в храмах, а в самый день Богоявления по окончании литургии, в свое время совершающейся, и всегда на реках или кладезях, торжественным образом совершается освящение воды, называемое Великим, в отличие от малого, которое может совершаться во всякое другое время.

Обычай освящать воду в навечерие Богоявления есть обычай весьма древний в Церкви. Сперва освящали воду в такой день для оглашенных, крещаемых в это время; но потом, когда этот класс людей исчез, Церковь установила освящать в это время воду в воспоминание крещения Давшего образ крещения.

Но когда и по каким причинам введено в обычай освящать воду еще в самый праздник Богоявления, неизвестно. Можно думать, что и этот обычай Церкви есть древний, и даже современный первому. Может быть, в древности под праздник Богоявления освящали воду для крещения оглашенных, а на самый праздник - в воспоминание Крещения Христова.

«Паки та же вода, - пишется в нашей Новой Скрижали, - в день Богоявления Господня, кроме крещающихся, освящаема была и для воспоминания Крещения Христова». Впоследствии, хотя и не стало уже оглашенных, обыкновение это осталось неприкосновенным, - продолжали освящать воду как на самый праздник, так и в навечерие его - для воспоминания же Крещения Христова.

Как празднуется День Богоявления

Народные обычаи, относящиеся к дню Богоявления, почти всеобщие, суть следующие:

1. Начертание крестов на дверях, окнах и других особенно видных местах дома для охранения его от гибельного влияния врага Креста Христова, - что делается в Малороссии в навечерие, после освящения воды.

2. Хождение под праздник в полночь на реку для почерпания воды, в том мнении, что в это время нисходит на воды Дух Святой; и эта вода почитается особенно целительной. Обычай этот есть древний, ибо о нем упоминал еще Златоуст. «Сей есть день, - говорит он, - в оньже (Иисус Христос) крестился и вод освятил естество.

Сего ради и в полунощи на праздник сей вси, почерпше воду, в домы относят, соблюдают и через лето всецелое хранят: понеже днесь освятились воды, и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времени; но на лето всецелое и два и три многащи лета, днесь почерпленной воде, целой и новой пребывающей, и по толицем времени ныне от источников емлемым водам, сравняющейся».

3. Есть еще в некоторых местах обычай для очищения себя от грехов купаться на праздник Богоявления в реке, по освящении в ней воды. Так поступают особенно те из молодых людей, которые в продолжение святок занимались уродливыми играми, а именно наряжались в маски и представляли чужие лица. Действия таковые справедливо почитаются преступлениями, но средство очищаться таким образом от греха носит на себе отпечаток невежества и грубости; почему в наше время обыкновение это и ослабело.

Происхождение службы

Церковную службу на праздник Богоявления составляют произведения многих отцов Церкви. Так, первые три стихиры на Господи воззвах суть творение Иоанна Монаха (Дамаскина), последняя - Византия; на литии пять - монаха Космы, епископа Маюмского, одна монаха Иоанна, и одна Анатолия; из стиховных три первые - Анатолия же, и одна последняя Феофана, известного творца церковных песней; из канонов один принадлежит монаху Косме (епископу Маюмскому), а другой - Иоанну Дамаскину; из хвалитных стихир четыре первые - Герману, патриарху Константинопольскому (VIII век), а две последние - Анатолию, патриарху же Константинопольскому.

Проповеди святых отцов

Проповеди на день Богоявления представляют нам сочинения Амвросия, Златоуста, Августина, Иеронима, Максима, Илария, Льва Папы, Петра Хрисолога, Григория Великого, Фульгенция.

Продолжение праздника

Предпразднство Богоявлению, подобно как и Рождеству Христову, совершается не один день, а четыре, то есть начиная со 2 января; а по-празднство продолжается до 14 января.