гороскоп

Каковы особенности праздника Преображение Господне

Четыреста восемнадцатое правило Номоканона, приписываемое издателем этой книги отцам Неокесарийского Собора, держанного в начале IV столетия, упоминает о празднике Преображения Господня; между сочинениями Ефрема Сирина, жившего в начале IV столетия, также находится беседа на этот праздник; из сего следует, что Преображение Господне было известно еще в начале IV века; а как Соборы не вводили совершенно новых обрядов в Церковь, но большей частью токмо утверждали принятые уже некоторыми Церквами или запрещали оные, то праздник сей может почитаться еще древнейшим сего времени.

Особенное побуждение к этому установлению

Несомненно, что главное намерение Церкви при учреждении этого праздника состояло в том, чтобы важное событие - Преображение Христово - почтить благочестивым торжеством. Но к этой цели могло присовокупиться еще другое побуждение, именно - желание утешить христиан в бедствиях, претерпеваемых ими от язычников, напоминанием о той славе, которая ожидает за гробом их веру и терпение.

Догадка эта имеет свое основание в том, что древние пастыри Церкви при учреждении как обрядов вообще, так в особенности праздников не упускали из виду ничего, что только находили необходимым для Церкви по обстоятельствам известного времени. Время же, к которому можно относить начало праздника Преображения Господня, - начало IV века, было для христиан самое ужасное, по причине последнего, но из всех жесточайшего гонения, воздвигнутого на них Диоклетианом.

Посему весьма вероятно, что Церковь, установляя праздник в честь Преображения Господня, желала утешить верных последователей Христовых (из которых некоторые, по свидетельству Евсевия, начинали ослабевать в вере) явлением славы, ожидающей их в будущей жизни; подобно тому, как Сам Господь Преображением Своим желал предохранить учеников Своих от уныния и доставить им утешение в бедствиях, которые постигли их.

Во второй половине XV столетия (1457 год) папа Каллист III по случаю победы, одержанной 6 августа христианами над турками, издал повеление праздновать Преображение Господне по всему Западу с особенной службой, составленной для этого праздника, и с таким же торжеством, с каковым отправляется там праздник Тела Христова. Из сего обстоятельства следует заключить, что этот праздник на Западе до Каллиста или не был всеобщим, или не праздновали особенным образом.

Каковы особенности праздника Преображение Господне

1. Освящается новое гроздие, все вообще овощные плоды и новый мед. Обычай освящать все словом Божиим и молитвой есть древнейший обычай христиан (1 Тим. 4; 15. Деян. 13; 2-3. 6; 6). Для совершения этого обряда обыкновенно избирались праздничные дни как более свободные и торжественные. Праздник Преображения Господня избран для этого, конечно, потому, что к этому времени овощные плоды большей частью поспевают. Впрочем, в местах Греции, более северных, освящение плодов совершалось и 15 августа, как видно из свидетельства Вальсамона, который, в примечании на 3-е Апостольское правило говорит о Цареграде: к Патриарху и "плоды приносят в жертвенник святого храма Влахернского по совершении службы в праздник Успения Богородицы".

2. В некоторых местах Великой России есть обыкновение делать начало посеву озимого хлеба. Делается сие так: священник в селе с иконами, а в деревнях, не имеющих церквей, с одним крестом выходит на поле, освящает воду, и по освящении идет и кропит поле, а за ним один из прихожан бросает семена. Причем стараются пройти так, чтобы коснуться нив каждого жителя.