гороскоп
Праздники - поздравления, сценарии, традиции » Церковные праздники » Что делать в Медовый Спас | Приметы на Медовый Спас

Что делать в Медовый Спас | Приметы на Медовый Спас

Первый Спас имеет множество живописных названий: Медовый Спас, Спас на воде, Мокрый Спас, Спасовка, Спасовка-лакомка, Лакомка, Маковей (Маккавей), Медовый праздник, Пчелиный праздник. Многих интересует, что можно делать в Медовый Спас и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день? По современному календарю отмечается первый Спас 14 августа. По старорусскому же календарю праздник приходился на первое августа и знаменовал собой начало проводов лета. С этим днем связано немало примет, обрядов и поверий.

Что делать в Медовый Спас

В этот день прихожане совершают к водоемам крестные ходы, а священники освящают в воду. Все делается в память о крещении Руси князем Владимиром, ведь по историческому описанию, окрещена Русь была именно в этот день.

После освящения водоемов люди обязательно купались в них, веруя, что это надежно предохранит от недуга и порчи, а также поможет избавиться от грехов: «На Спаса в Иордани купаться - незамоленные грехи простятся».

Купали в освященной воде и домашний скот, чтоб мор не случился. После мокрого Спаса скот вообще больше не купали, народное слово гласило, что в противном случае скотина не переживет зимних морозов, так как у нее «застынет кровь».

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. В день медового Спаса традиционно освящается мед нового урожая, и после него есть мед разрешается. Россияне издревле уважали мед, ведь он один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Приметы на Медовый Спас

По народной примете, в день медового Спаса пчелы прекращают носить взяток с цветов: ульи уже и так наполнены до отказа. А значит, пасечник обязательно в этот день должен взять из ульев первый мед (это действие называется - «заламывать соты»), иначе соседские пчелы, перестав носить взяток, начнут таскать мед из того улья, где «пчельник coma не заломает».

«Заламывание» первых сот на пасеке в день медового Спаса представляло собой целый ритуал.

Пчеловод одевался в чистую одежду и, перекрестившись, выбирал самый богатый медом улей, после чего подрезывал соты: «На Первый Спас макай в мед ножи». После чего перекладывал мед в новую деревянную посуду и относил в церковь, освятить. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Но прежде пасечник обязан был поделиться своим сбором:

♦ часть меда обязательно оставлялась в церкви, это «попова доля», ее дьяк собирал в заранее приготовленные деревянные емкости;

♦ часть шла на угощение нищим «На Первый Спас и нищий медку попробует!»), а также разносилась по домам бедных соседей;

♦ и, конечно же, как лакомство, отдавалась детям, которые в благодарность хозяину пели добрую песню-заклинание:

«Дай, Господи, хозяину многие лета,

Многие лета - долгие годы!

А и долго ему жить - Спаса не гневить,

Спаса не гневить - божьих пчел водить,

Божьих пчел водить - ярый воск топить:

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Малым детушкам на утешение!»

Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, медовыми пирогами с пшенной кашей, медовыми наливками и медовым («медяным») квасом. С древних времен сохранился обычай из первой ржаной муки и освященного меда выпекать в этот день большой медовый пряник. Этими медовыми яствами разговлялись хозяева, ими же угощались и те, кто заглядывал к ним в гости.

Медовую выпечку этого дня обычно щедро приправляли маком. Ведь не только мед, но и мак собирали и освящали в этот день. Дело в том, что в день 14 августа почитается память семи библейских мучеников Маккавеев, созвучие имен и определило бытовую направленность дня: «Маккавей - мак вей».

Срок сеять озимые

Несмотря на то, что день считался праздником, народные гуляния в этот день устраивались лишь в Москве. В других городах и весях работы на этот день не прерывали, не до гуляний было. Ведь нужно и вспахать, и посеять, и сена вдоволь заготовить: «Август - каторга, да после будет мятовка», - говорили в народе. Во многих губерниях именно в этот день начинался ранний сев озимых:

♦ «Первый Спас - первый сев!»,

♦ «Спас - всему час!»;

♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;

♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).

Первый сев озимых сопровождался особыми ритуалами. Перед началом работ устраивались крестные ходы на поля и совершалось освящение семян ржи: их освящали либо в поле, либо у реки, где происходило водосвятие. Над семенами священник читала особую молитву. Освященные зерна каждый крестьянин перемешивал с остальным своим семенным зерном и лишь потом начинал сев. В ряде российских мест освященную горстку зерна с остальным зерном не перемешивали, а просто высевали в борозду первой.

С утра в каждой семье определяли, кто из домашних сделает почин. Это определялось следующим образом. По числу мужчин в семье (от малыша до старика), отваривалось соответствующее количество яиц, и за обедом смотрели, кому досталось более полное яйцо - тот и начинал посев (бросал в ниву первую горсть зерна). Считалось, что в таком случае и «урожай будет полнее». Правда, в некоторых российских губерниях сев начинал самый дряхлый старичок, которому, дав ему в руки горсть семян, говорили: «Посей ты, дедушка, первую горсточку на твое стариковское счастье!».

Подмечали, что в сырую погоду рожь сеять нельзя. «Как обмочило оглобли, так и поезжай домой», - говорили в народе. В день Первого Спаса люди были заняты не только севом, но и чисткой овинов и гумна под будущий урожай. Заботились не только о себе. Помогали работами вдовам и сиротам (устраивали «сиротские и вдовьи пумочи»), да при этом еще и угощенье с собой приносили, приговаривая: «Ты - за себя, мы - за тебя, а Христов Спас - за всех нас»...

Первый Спас называют еще и днем «Соломониды-бабушки» (Соломонии) - мифической повитухи Иисуса Христа. Соломонида особо почиталась матерями и женщинами, готовящимися стать матерью, а также знахарками и повитухами. Имя Соломониды нередко встречается в заговорах, которыми лечили детские болезни.

Особо почитали праздник Первого Спаса на Юге России, где овощи, фрукты и злаки созревают раньше, чем в остальных местностях и где к Первому Спасу уборка овощей и хлеба уже подходила к концу. В день Первого Спаса жители южных губерний освящали первые созревшие плоды и золотистые венки из созревших колосьев.

Погодные наблюдения и приметы

На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.

♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;

♦ «Первый Спас - мокрый»;

♦ «С Первого Спаса - холодные росы»;

♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».

К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. В первую очередь, обращали внимание на поведение аистов: если к отлету они начинают готовиться за неделю до праздника, то зима наступит рано и будет строгой, зато весна будет теплая.

Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг - и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:

«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать - не улетай, До Спожинок доживай!»

С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.


РЕКОМЕНДУЕМ