ladysformula
гороскоп
Миранда

История Рождества Христова

Рождество Христово — один из самых значительных религиозных праздников, традиции празднования которого уходят в глубь веков. Но многие наши современники, выросшие в атеистические времена, традиции, связанные с этим праздником, либо вообще не знают, либо имеют о них весьма смутные представления. А ведь до 1917 года это был один из самых любимых в народе праздников. Какова история Рождества Христова? В ночь на 25 декабря по старому стилю (по новому — 7 января) совершается торжественное богослужение. Рождество называют «матерью всех праздников». Именно в этот день все верующие радуются рождению Спасителя, Сына Божьего. Значение этого праздника настолько велико, что и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. С рождением Сына Божьего начинается его земная жизнь, страдания, смерть, воскресение — все то, что прошел Иисус и что дарит людям свет, показывает путь к спасению. Прежде чем рассказать о том, как наши прадеды праздновали Рождество Христово, нелишним будет обратиться к евангельским историям рождения Христа.

Неподалеку от Иерусалима находится Вифлеем. Именно там родилась мать Иисуса — Дева Мария. С трех лет она воспитывалась в храме и в четырнадцать лет дала обет не выходить замуж и служить только Богу. Священники доверили Деву Марию вдовцу Иосифу, восьмидесятилетнему старцу, который заменил ей отца. Они жили в доме Иосифа в Назарете. Однажды в дом, где жила Дева Мария и Иосиф, явился архангел Гавриил и сказал: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол». В то время Римский император Август велел провести перепись всех Иудейских земель. Каждый иудей долен был записаться там, где он родился. Поэтому Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем. Трудной была дорога, так как Мария вскоре должна была родить. В Вифлеем они добрались поздно вечером, но не смогли из-за большого скопления людей остановиться ни в гостиницах, ни в домах жителей, поэтому остановились в пещере рядом с городом. В эту пещеру пастухи в ненастную погоду загоняли скот. Ночью у Девы Марии родился сын. Младенца спеленали и положили на солому в ясли, куда кладут корм для скота. Первыми, кто узнал о рождении Иисуса, были вифлеемские пастухи. Недалеко от пещеры они пасли скот в поле, когда перед ними внезапно появился ангел. Пастухи сильно испугались, но ангел успокоил их: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Когда ангел вернулся на Eie6o, пастухи поспешили в Вифлеем. Вскоре они нашли пещеру и увидели младенца, лежащего в яслях. Они рассказали Марии и Иосифу о том, что видели и слышали, а затем возвратились к своим стадам, радуясь рождению Сына Божьего. На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Бог спасает» или «спаситель».

Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой страны (из Персии или Вавилонии) волхвы — ученые люди, занимавшиеся наблюдением за звездами. Они увидели, как на Eie6e возникла новая яркая звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия — будущий правитель Иудеи — родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь, и поклониться ему. С собой они несли дары: золото, которое предназначалось ему как царю (в виде дани), ладан — как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну — как человеку, который должен умереть (умерших натирали в то время благовонными маслами). Волхвы расспрашивали всех: «Где новый царь иудейский? Мы хотим увидеть его и принести ему наши дары». Это известие взволновало всех жителей Иерусалима, но особенно встревожился Ирод. Он испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Подозрительный и коварный правитель решил убить младенца.

История Рождества Христова. Волхвы отправились в Вифлеем, и опять та самая звезда, которую они видели на востоке, шла перед ешми, указывая путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился только что родившийся Иисус.

Тем временем Иосиф и Мария уже перебрались из пещеры в город, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и увидели младенца с матерью его. Они поклонились Иисусу до земли и поднесли ему свои дары: золото, ладан и смирну. Такова евангельская история рождения Христа.

Наш народ всегда ярко и красиво праздновал Рождество Христово. Накануне праздника украшали рождественскую елку. Традиция украшать лесную красавицу пришла к нам из западных стран при Петре I. Издавна вечная зелень ели и других растений (сосны, лавра, можжевельника, омелы) является символом обновления жизни, поэтому ветками вечнозеленых растений украшают дома и храмы. Празднику предшествует сорокадневный пост, который называют Рождественским или Филипповским (поскольку начинается он в день памяти апостола Филиппа). Во время поста — с 15 (28) ноября по 24 декабря (7 января) — верующие не едят скоромную пищу, то есть мяса, молока, яиц, а только постную, то есть растительную (овощи, фрукты, хлеб). Особое внимание уделяется духовным аспектам — покаянию и молитвам. День перед Рождеством называют Рождественским сочельником. В Украине сочельник называют Свят-вечер, Щедрый вечер, Богатая кутья. С давних времен словом и делом в этот день старались создать образ богатства, мира, покоя в своем доме. В этот день проводились определенные магические действия, которые, по народным поверьям, привлекали богатство и благополучие. Первое магическое действие — добывание огня с помощью кремня и кресала, которые перед этим двенадцать дней лежали под образами. Как правило, это делала хозяйка дома. Этим огнем разжигали двенадцать поленьев. В последний день поста — сочельник — никто ничего не ел и не садился за стол до появления в небе первой звезды. Но уже с раннего утра хозяйка должна была приступить к приготовлению ужина, который по правилам состоит из двенадцати постных блюд. Приготовленный на «новом» огне ужин из разных даров земли являлся своеобразным оберегом для семьи. Перед закатом солнца семья собиралась на вечернюю молитву, после чего хозяин прикреплял зажженную свечу к хлебу и выходил во двор, где брал охапку соломы. Затем соломой застилали пол в хате, лавки. На стол клали солому и покрывали ее скатертью. Это делали как напоминание о том месте, где родился Божий Сын. Под иконами ставили сноп необмолоченной пшеницы («дидух») как символ будущего урожая и кутью. Хозяин выходил во двор для того, чтобы узнать — появилась ли первая звезда. Садились трапезничать в этот вечер с появлением в небе первой звезды (как напоминание о Вифлеемской звезде), о которой торжественно сообщал хозяин. Однако перед тем как сесть

за стол, хозяин брал от каждого приготовленного блюда по нескольку ложек и шел кормить хозяйство — коней, коров, овец, собак и т. д. Когда хозяин возвращался, семья садилась за стол. В этот день собирались вместе все члены семьи, считалось, что этот вечер обязательно нужно провести в кругу родных — иначе весь год будет трудным. Верили, что в этот вечер даже души умерших или без вести пропавших приходят на своеобразную совместную трапезу рода. Поэтому на окнах ставили кутью и узвар, а еду со стола не убирали до утра. И перед тем как сесть на стул или лавку, дули — чтобы не придавить собой мертвых душ. Приглашали разделить ужин всех, даже незнакомых людей. Гость в этот вечер, по верованиям наших предков, приносил счастье в дом. Большой грех ссориться в этот день, наоборот, считалось, что нужно помириться с врагами, чтобы следующий год прошел в мире и согласии. В этот вечер принято рассказывать детям об истории рождения Иисуса, показывать вертеп.



загрузка...
ladysformula