гороскоп

Рецепты долголетия тибетских монахов

Знаете ли вы, что в Тибете проживают три миллиона женщин и три миллиона мужчин, половина из которых - монахи? У подножия гор Тибета расположено около шести тысяч монастырей!

Истоки учения тибетской медицины

Почему мы начали рассказ с этой занятной статистики? Дело в том, что тибетская медицина является частью буддийской религии, которая, как и другие мировые религии, включает в себя ряд независимых направлений. Надо сказать, что тибетский буддизм получил распространение не только в самом Тибете, но и во многих других странах Азии, например, в Монголии. Тибетский буддизм исповедуют и на территории России: буряты, калмыки, тувинцы почитают далай-ламу как главу религии и высший духовный авторитет. Поясним: в Тибете далай-ламы были верховными светскими и духовными правителями с 1751 по 1950 год. Сегодня среди тибетских монахов носить титул ламы, что в переводе означает «превосходный», «высший», имеют право лишь духовные сановники - тулку, настоятели больших монастырей, главы больших монастырских колледжей и монахи, обладающие высшими университетскими степенями. Остальные монахи, даже посвященные в духовный сан, называются трапа. И все-таки хорошим тоном считается обращаться при встрече «лама» к пожилым и образованным монахам. Вот что пишет Александра Давид-Ноэль, известная исследовательница и знаток философии буддизма, которая почти 14 лет провела в Тибете: «Ортодоксальный буддизм строго запрещает религиозные ритуалы, и ученые ламы знают, что достичь духовного просветления можно только с помощью личного интеллектуального усилия. Но все же большинство из них верят в эффективность некоторых ритуальных методов исцеления больных, поиска материального процветания и победы над вражескими сущностями, а также направления душ умерших в другой мир».

Рецепты долголетия тибетских монахов. Тибетская медицина - одно из древнейших учений о сохранении физического и душевного здоровья человека. Учение это сложилось под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины. В тибетском мировосприятии человек неотделим от окружающей его Вселенной, и его физическое самочувствие неотделимо от духовной жизни. Именно поэтому в Тибете считают, что медицина неразрывно связана с религией и философией.

Почему рецепты долголетия тибетских монахов эффективны

Согласно легенде, истоки тибетской медицины лежат в «золотом веке», когда люди жили вечно, никогда не болели и не питались материальной пищей, а обходились пищей духовной - самадхи. Но вот однажды человек съел вещество, похожее на мед, и у него случилось несварение. На его жалобы Брахма (один из трех высших богов) посоветовал выпить кипяченой воды. Человек выпил ее и исцелился. С тех пор первой болезнью считается несварение, первым целителем - Брахма, а первым лекарством - кипяченая вода.

Существуют и другие легенды, связанные с возникновением медицины, но по каждой из них люди получили знания и навыки целителей от богов и небожителей.

Первые исторические сведения о тибетской медицине относятся к VII веку нашей эры, когда в горах Тибета образовалось самостоятельное государство. В те же времена была изобретена письменность, и на тибетский язык стали переводиться китайские и индийские медицинские и философские сочинения.

В VIII веке государственной религией Тибета стал буддизм. Был переведен буддийский канон, в состав которого входило много сочинений по медицине. Первоначально все направления буддизма признавались равноправными, и миссионеры из всех стран могли свободно проповедовать свое учение. Однако со временем китайское влияние было признано нежелательным, и выбор был сделан в пользу индийского направления буддизма.

В 792-794 годах образовалась так называемая «новая медицинская школа». Тибетские целители теперь ориентировались преимущественно на индийские методы лечения. Однако в IX веке многие культурные достижения предыдущих веков, и медицинская литература в том числе, были утеряны. Теперь бесценные знания бережно сохранялись и устно передавались от учителя к ученику.

В X веке началось возрождение тибетской медицины. Наиболее полным сохранившимся руководством по применению методов тибетской медицины является трактат «Сердце амриты, восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Этот трактат более известен под кратким названием «Чжуд-ши» («Четыре тантры»). Согласно преданиям, трактат был написан легендарным целителем Цо-жед-шенну, лечившим не только людей, но и самого Будду.

В тибетской медицине основной задачей целителя считается не только исцеление человека от болезни. Не менее важным делом полагается предотвращение болезни путем установления гармоничных отношений человека q окружающей его средой. Поэтому значительная часть трактата посвящена вопросам правильного образа жизни (в том числе правилам поведения и морали) и способам профилактики заболеваний.