Значение мистики в ее отношении к религии

Религиозные верования играли значительную роль в жизни людей с момента их зарождения в древних обществах. Идея присутствия некоего существа, находящегося за пределами материального мира, помогла людям найти ответы на важнейшие вопросы. Они могли бы получить представление о том, как устроен мир и какое место в нем занимает человек. Мистические переживания, составляющие суть любой религии, определяют то, как верующий соединяется со святым существом, которое в разных религиях именуется по-разному. Такое единство – путь к спасению и жизни в вечности, столь священной для всех верующих. Мистика, проявляющаяся в молитвах, восторгах или видениях, является необходимой частью духовной жизни человека, придающей смысл жизни и доказывающей силу религии.

Согласно исследованиям, хотя большинство мировых религий имеют разные рамки верований, все они отмечены мистицизмом (Мерсер и Дарем 176-177; Стендаль 854). Мистика и религия — явления разные, хотя и тесно связанные. Тот, кто верит в святое существо, ищет способ доказать его существование и находит его в своем внутреннем опыте. В христианской системе верований есть особые, отличительные черты, основанные на прочной теоретической основе, которые сделали эту религию мощной и влиятельной. Хотя христианство создавалось как религия, отличная от основных религий своего времени, оно заимствовало римские и греческие традиции мистицизма, которые позже составили основу католического и православного христианства.

В данной статье будет обсуждаться значение мистики в ее отношении к религии и ее роли в жизни религиозного человека. Характерные черты мистицизма и его влияние на религиозные представления христианства будут рассмотрены через призму повсеместного характера этого явления и его связи с полом.

Мистика как явление

Мистицизм можно определить как духовный опыт, полученный посредством религиозных практик. Это явление отличается от понятия религии, поскольку, по Стендалю, религия двойственна и включает в себя материальную, или институциональную, сторону и духовную (854). Более того, духовное проявление религии приписывает мистицизм как дополнительную характеристику, определяющую истинно верующего человека, способного ощущать присутствие святого духа. По мнению Стендаля, религия без мистицизма возможна, но тогда это будут «загрязненные выражения религии, будь они законническими, институционализированными или просто традиционными». Человек не может найти логического и доказательного доказательства существования Бога (или иного проявления святого иного в зависимости от религии). Поэтому мистический опыт — единственно возможный способ ощутить присутствие Бога без необходимости его объяснять.

Вопрос о логическом объяснении мистики приводит дискуссию к выявлянию специфических черт этого явления. Исследователи сходятся во мнении о разграничении двух основных типов мистицизма, включая интровертный и экстравертный, оба из которых имеют одни и те же характеристики. Первым общим критерием является тот факт, что мистицизм ноэтичен, то есть воспринимается как источник информации и духовного знания. Вторая характеристика — невыразимая природа мистицизма, поскольку его невозможно выразить или описать словесно. Кроме того, как интровертный, так и экстравертный мистицизм является святым, иными словами, связанным с некоторой священной религиозной практикой. Другой критерий касается положительного воздействия мистики на человека, ее переживающего; таким образом, это приносит удовольствие и решимость истинно религиозному человеку. Наконец, последней общей чертой обоих типов мистицизма является их парадоксальная природа, которая «не поддается логике» (Мерсер и Дарем 175). Очевидно, что все эти элементы не связаны ни с какой религией и существуют отдельно.

Помимо этих характеристик, исследователи утверждают, что существует еще одна существенная особенность, свойственная мистицизму, а именно единение с духовной стороной, доступное только тому, кто переживает мистическое событие. Какой бы сильной ни была связь обсуждаемого явления с религией, утверждается, что существует нерелигиозный тип мистики, который проявляется в «опыте безвременья и безпространства» (Мерсер и Дарем 176). С этой точки зрения человек может пережить событие духовного единства, но не связать его с какой-либо религиозной верой. Таким образом, религия и мистика — разные явления, хотя последний оказывает весьма существенное влияние на развитие первого.

Мистика в религии

Христианство, как одна из ведущих религиозных парадигм в мире, тесно связано с мистицизмом. Однако было обнаружено, что многие другие религии современного мира подверглись значительному влиянию мистического опыта, составляющего суть их религиозных практик (Энтони и др. 264-265). Действительно, сама суть веры христиан об отношении реальности к духовной силе веры, определяющей загробную жизнь, подчеркивает важность мистических практик. В рамках христианской системы верований «мистический опыт можно рассматривать как включающий в себя как мистическое сознание…, так и его интерпретацию», образуя, таким образом, систему событий, доказывающих единство верующего и Бога (Энтони и др., 267). Такого рода связь определяется как вертикальный тип мистики, характерный для христианства.

Согласно эмпирическому исследованию, проведенному Энтони и др., участниками которого были индуистские, мусульманские и христианские студенты в Индии, уровень мистицизма в этих религиях высок (273-274). Однако качественные характеристики мистических переживаний в разных религиях различаются. Результаты исследования показывают, что студенты-индуисты больше вовлечены в горизонтальный мистицизм, проявляющийся через единение с более широкой реальностью, чем со святым существом. С другой стороны, мусульманские и христианские участники продемонстрировали значительный уровень вертикального мистицизма, который влечет за собой единство с Богом, которое не может быть логически объяснено (Энтони и др. 273). Подобно греческому и римскому мистицизму, характеризующемуся вертикальной системой единения с богами, христианская религия демонстрирует те же черты, которые подчеркивают сильное влияние мистических переживаний на религию.

Мистика и гендер

Исследования в области мистицизма и его связи с теологией и религиозными верованиями представляют собой широкую тему гендера для обсуждения. Действительно, если вопрос пола в выборке для исследования рассматривается более внимательно, можно наблюдать интересные тенденции. По мнению Мерсера и Дарема, корреляция между полом и предрасположенностью к мистическим переживаниям может быть объяснена через призму «теории гендерной схемы» (175). Согласно этому теоретическому обоснованию, развитие личности людей в социальном контексте определяется гендерными характеристиками, налагаемыми на них в соответствии с их полом. Гендерные схемы позволяют человеку «классифицировать, объяснять и оценивать поступающую информацию» (Мерсер и Дарем, 176). Действительно, личности женского и мужского пола имеют разные взгляды на фундаментальные вещи в жизни и выражают разную степень склонности к событиям духовной жизни. Как утверждают сторонники теории, женщины более религиозны, чем мужчины, из-за социально подразумеваемых различий в их отношении к жизни (Мерсер и Дарем 177). Таким образом, женщины и мужчины, а точнее люди с женскими или мужскими гендерными схемами, демонстрируют разный уровень предрасположенности к мистическим переживаниям.

Это утверждение было доказано в исследовании Мерсера и Дарема и может быть объяснено взглядами на гендерные аспекты развития. Оправдание результатов, показывающих более высокий уровень мистицизма у женщин, заключается в убеждении, что гендерная ориентация развивается раньше в жизни человека, чем религиозные убеждения (Мерсер и Дарем 180). Поэтому направление влияний – от пола к мистике, а не наоборот. Единство как ведущая черта мистицизма более естественно для женских типов личности, характеризующихся общинностью и общей чувствительностью к другим (Мерсер и Дарем 180). Таким образом, пол играет очень важную роль в мистических переживаниях из-за предрасположенности женщин естественным образом относиться к основным критериям мистицизма.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что религия и мистицизм — разные явления, но они тесно связаны с точки зрения потребности людей находить доказательства своих религиозных убеждений через свой личный духовный опыт. Древние мистические верования развили и оказали влияние на основные религии, включая христианство, которое в основном связано с греческим и римским мистицизмом. Хотя для разных религий характерны либо вертикальные, либо горизонтальные типы мистицизма, все они в одинаковой степени зависят от него. Однако мистический опыт может быть нерелигиозным, что оправдывает различие между религией и мистицизмом. Кроме того, пол играет важную роль в склонности к переживанию мистических событий из-за естественной предрасположенности женщин к духовному единству и чувствительности к другим, которые имеют решающее значение для мистических практик.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.