гороскоп

История ислама

Территориальная экспансия в истории ислама. Четыре первых халифа (632–661) захватили весь Ближний Восток от Ирана до Египта. Дамаск пал в 635г., Иерусалим, Антиохия и Басра— в 638г. Новые завоевания следовали одно за другим: Персия (637–650), Египет (639–642). С 661 по 750гг. дамасские Омейяды продолжили территориальную экспансию на востоке (Афганистан) и на западе (Северная Африка и Испания). Ловко используя партикуляризм берберов, которые, впрочем, обратили против завоевателей оружие раскола (в частности хариджитов), мусульманская армия в 711г. пересекла Ифрикию (север Африки) и достигла Магриб ал-акса— Гибралтарского пролива, предела западного мира. Завоевание ал-Андалуса (этимология неизвестна, возможно от Vandalicia), вестготского королевства на Иберийском полуострове на территории нынешних Испании и Португалии, происходило, видимо, при помощи византийского губернатора Сеуты и преследуемых евреев-горожан. После падения столицы Толедо арабское господство распространилось почти до Пиренеев. Дальнейшее наступление остановили горы— особенно после того, как Карл Мартелл одержал победу при Пуатье (732) и не пустил арабов во Францию. Свергнутые в 750г. с престола багдадскими Аббасидами, последние Омейяды обрели убежище в ал-Андалусе. Великолепный кордовский халифат продержался с 756г. до наступления периода анархии в правление «королей партий» (реинос де таифас: с 1031 по 1090г.), когда христианские государства на севере Испании осуществили решающий прорыв, захватив в 1085г. Толедо. В ходе правления берберских династий Алморавидов (1090–1145) и Алмохадов мусульмане постепенно отступали из Испании, удержав за собой вплоть до 1492г. лишь узкую полоску земли на побережье Средиземного моря— насридский эмират в Гренаде. В 827г. Аглабиды из Ифрикии предприняли завоевание Сицилии и южной Италии, откуда были затем изгнаны византийцами. Остров, захваченный в 902, стал фатимидским в 909 и почти независимым в 948г. Норманны завладели им в 1091г. Начиная с XIв. сильнейшими воинами Ислама становятся турки, принявшие мусульманство в Xв.; среди них особенно выделяются сельджуки, захватившие трон Аббасидов в 1058г. Они будут свергнуты в 1258г. монголами (принявшими мусульманство около 1300г.), которые оккупируют Ирак, но будут остановлены тюрками-мамлюками. В свою очередь, те сохранят контроль над Египтом до османского нашествия 1517г. С XIV по XIXв. ислам ассоциируется прежде всего с могучей Османской империей, основанной в 1301г. в Малой Азии. В 1453г. турки-османы захватывают Константинополь, который становится их столицей (Стамбул). На востоке тюрки-мамлюки учреждают султанат в Дели (1206–1526). С 1526 по 1658г. северная Индия перейдет под власть исламской империи Великих Моголов, потомков монголов. Индонезия и Малайзия большей частью обратятся в новую веру через торговые пути, связывающие мусульманские страны. То же самое можно сказать и о некоторых регионах Африки, расположенных за пустыней Сахара.

Во всех исламских расколах теснейшим образом связаны три фактора: генеалогия, теология, политика. Несмотря на расхождения, великие исламские религиозные объединения не ставят под сомнение принадлежность к исламу своих противников и отрицают лишь их ортодоксию. За пределами ислама в какой-то мере находятся только отдельные секты гулатов или «экстремистов», которые обожествляют имамов и верят в переселение душ (танасух ал-арвах).

У Фатимы было два сына от Али— Хасан и Хусейн. После смерти Али шииты из религиозного центра Куфа в Ираке стали побуждать Хасана к захвату халифата, однако Хасан за очень щедрое вознаграждение публично отказался от претензий на власть. Он окончил свои дни в Медине, в 670 или 678г. После смерти Муавии (680) Хусейн со свитой отправился к своим сторонникам в Куфу, однако в пути их перехватили всадники, посланные Йезидом, сыном и наследником Муавии. 10 числа месяца мухаррам (октября) 680г. Хусейн был убит в стычке у города Кербела. С тех пор ашура («десятый» день октября) считается днем траура у шиитов. Потеряв Хусейна, шииты Куфы обратили свои надежды на побочного сына Али, Мухаммеда ибн ал-Ханафия (сына ханифитки), который был против своей воли провозглашен халифом, избранным самим Богом (Махди) Идея принадлежала знатному вельможе ал-Мухтару, которого поддержали многочисленные «клиенты» (мавали) из числа местных жителей, принявших ислам. Но Мухаммед ибн ал-Ханафия во всеуслышание отрекся от своих сторонников, продолжая мирно жить в Медине и после кровавого конца ал-Мухтара. Один из его последователей по имени Кайсан создал первую шиитскую доктрину, согласно которой единственными законными халифами могут считаться Али, Хасан, Хусейн и Мухаммед. Некоторые люди отказывались верить в смерть последнего, и в горах продолжали называть титулом Махди скрытого халифа, о появлении которого возвестят эсхатологические знамения.

Самая влиятельная из шиитских доктрин считает халифами потомков кербельского мученика. У Хусейна были сын и внук— Али, получивший прозвище Зайн ал-Абидин, и Мухаммед ал-Бакир. Оба не проявили интереса к надеждам шиитов. Сводный брат Мухаммеда ал-Бакира Зайд ибн-Али, настроенный более враждебно по отношению к царствующей династии, признавал власть двух первых халифов, но полагал, что Омейяды не имеют прав на престол, ибо халифат должен быть не наследственным, а хашимитским. Зайд погиб в 740г., едва успев начать борьбу за халифат.

Вскоре хашимитский род ибн Аббаса, дяди пророка, стал при поддержке шиитов претендовать на халифское достоинство. В 749г. черные знамена Аббасидов сменили в Куфе белые знамена Омейядов. Аббасиды, обосновавшись в новой столице Багдаде, порвали все отношения с шиитами, которые привели их к власти. За всеми потомками Али было установлено тщательное наблюдение.

Среди них самой значительной фигурой в истории двух великих шиитских течений является, без сомнения, Джафар ас-Садик (Правдивый), который держал на расстоянии как тех, кто предлагал ему халифат, так и экстремистов, обожествлявших его. У Джафара было трое сыновей: Абдаллах ал-Афта, Исмаил и Муса ал-Казим. Исмаил умер в 755г., опередив своего отца. Абдаллах скончался через несколько месяцев после него (766). Шииты, именуемые Исна Ашарийа или двунадесятники (признающие двенадцать халифов), самые многочисленные и влиятельные в Персии вплоть до наших дней, отдали халифат Джафара Мусе, прозванному ал-Казим (он был пленником в Багдаде при Аббасиде Харун ар-Рашиде) и его потомкам: Али ар-Рида, который был провозглашен преемником ал-Мамуна в 817г., Мухаммеду ал-Джаваду, Али ал-Хади и Хасану ал-Аскари. Последний умер в 873г., не оставив наследников мужского пола. Смерть одиннадцатого имама вносит раскол (ал-хаира) в шиитское сообщество. Двунадесятники провозглашают, что у Хасана был тайный сын Мухаммед— этот скрытый халиф (самит) вернется в облике Махди и станет Владыкой Эпохи (Сахиб аз-заман). Раскольники-двунадесятники или имамисты получили поддержку династии Бундов (945–1055). Величайшим теологом имамистской традиции был Мухаммед ибн Али ибн Бабуйа ал-Кумми (918–991).

Экстремисты или гулаты, как правило, связывают божественную сущность халифа с учением о переселении душ. Некоторые ученые назвали это сочетание «гностическим», что лишено всяких оснований. Первым экстремистом был, видимо, некий Абдаллах ибн Саба из Куфы, который начал поклоняться Али как Богу. До наших дней сохранились только две секты гулатов: курды Али-илахи («Обожествляющие Али»), которые называют себя Ахл-и Хакк («Люди истины»), и нусайриты, чья доктрина основана на откровениях, переданных одиннадцатым халифом Хасаном ал-Аскари своему ученику ибн Нусайру. Основная часть нусайритов (600тыс. человек) живет в Сирии— стране, где им с 1970г. принадлежит власть.

Исмаилиты или шииты-семеричники, одно из ответвлений в истории ислама которых сохранилось до наших дней благодаря династии Ага-ханов, получили свое название по имени Исмаила, второго сына Джафара ас-Садика, умершего раньше своего отца (755). В семеричной линии, берущей начало от Хасана, Исмаил является шестым халифом, а седьмым считается его сын Мухаммед, провозглашенный скрытым халифом (самит), который должен был появиться в облике Махди или Каим аз-замана. Однако в XIв. некий Абдаллах, объявив себя потомком Али, возвещает о миссии (дава)— проповеди неизбежного пришествия Махди. Подвергшись преследованием, он находит убежище в сирийской Саламии. Среди первых проповедников (дуат, в единственном числе даи) был некий Хамдан Кармат, давший свое имя иракским или карматским исмаилитам. В Иране и особенно в городе Рей исмаилиты привлекут к себе многих имамитов в результате «смуты», последовавшей за смертью их одиннадцатого халифа. Миссии в Йемене и Алжире также будут весьма успешными. Карматская доктрина в эпоху сокрытия включает в себя ряд двойных пророков, из которых один говорит (натик) и открывает экзотерическую видимость (захир) религии, а второй является его «наследником» (васи) и открывает эзотерическую сущность (батин). Каждая пара пророков занимается просвещением одного «возраста» (даур) мира. В качестве первых пророков выступают персонажи Ветхого и Нового Завета. Последние в этом ряду— Мухаммед и его васи Али. За ними следуют шесть имамов. Седьмой— Мухаммед ибн Исмаил ибн Джафар— это долгожданный Махди, с приходом которого будут упразднены все законы (рафал-шариа) и человечество вернется к райской чистоте Адама до грехопадения. Четвертый худжжа («заместитель [халифа]») из Саламии объявляет себя Махди (899/286). Действуя от его имени, миссионеры при поддержке могущественного берберского племени Кутама приступают к завоеванию северной Африки. Махди провозглашается халифом на завоеванной в 910/297г. территории: отсюда берет начало династия Фатимидов, которая будет править до 1171г. Его преемник ал-Муизз сделает своей столицей новый город Каир, получивший название от слова ал-Кахира (Победоносный, эпитет планеты Марс). Третий халиф ал-Хаким будет обожествлен одной из гулатских сект— друзами. После смерти четвертого фатимидского халифа ал-Мустансира (1094) иранский даи Хасан ибн Саббах, встав на сторону одного из потомков Низара, убитого врагами сына ал-Мустансира, прячет его в неприступной крепости Аламут, в горах Эльбурса. Отсюда происходит исмаилитская секта низаритов в истории ислама или Ассасинов, предков династии Ага-ханов. В 1164г. низаритский имам ХасанII возвещает о наступлении кийама («упразднение Закона») и провозглашает себя халифом. После падения Аламута в 1256г. низариты из других областей лишаются своей базы и исчезают— исключение составляют ходжа в северно-западной Индии, которые с 1866г. признают своими имамами Ага-ханов. В 1978г. насчитывалось около двадцати миллионов ходжа.

Страницы:

1 2 3 4 5